проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 15 сентября >> + >> |
Сегодня в Ежедневнике:
Николай Альфредович
Адуев,
Анна
Ахматова,
Михаил Михайлович
Герасимов,
Агата
Кристи,
Джеймс Фенимор
Купер,
Франсуа Де
Ларошфуко,
Винченцо
Лунарди,
Григорий Александрович
Мачтет,
Давид
Самойлов,
Михаил
Танич,
Татьяна Георгиевна
Щербина. |
15 сентября
СОБЫТИЕ ДНЯ: Александр Сергеевич Пушкин добирается-таки до Болдина. Его приветствует одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Совсем рядом — маленький пруд, небольшие рощицы и кругом — за далью даль — широкая черноземная степь.
Чистая, светлая осень (только через полтора месяца Пушкин пожалуется,
что начались дожди). А так пресловутая «осень» видится с точки зрения средней российской школы (из сочинения). Автор, к сожалению, неизвестен.
«В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около
четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина», но
последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5
повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает
целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много
критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино
заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами
Пушкина. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей
биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности
имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать
помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание.
Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что
он был «грамотей и стихотворец». Само Болдино было для него местом
творчества, а не помещичьих забот. Здесь, в Болдине, он много написал
критических и публицистических статей, которые имели уже характер
подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал
обзор собственного творчества. Большая часть его заметок о собственных
произведениях относится именно к болдинской осени (1930 год). Здесь, в
Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая
отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном
отношении».
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ |
по ст.ст. 2 Сентября ______________________ |
|
день-деньской |
|
события, истории, имена Две книги, «Мемуары» и «Максимы», составили ему славу философа и писателя. Однако нынешний искушённый читатель вряд ли сможет отнестись к ним иначе, как «историческим» — книгам, в которых проявили себя атмосфера и развитие мысли того времени. Декарт, картезианство, математика — как универсальная наука в постижении истины — всё это преломлялось и исчислялось досугом Ларошфуко. Его внимательному, утончённому уму совершенно напрасно приписывают крайне пессимистическое отношения к основам человеческой духовности. «Насколько надо быть испорченным умом и сердцем, чтобы вообразить все это», — писала мадам де Лафайет о книге «Максимы». «Законы», которые определяют поведение человека в окружающем его мире, которые сводятся по мнению автора к единственной движущей силе «себялюбию» — сегодня представляются не более чем романтикой, достойной чтения университетской молодёжи. «Прежде чем мы посвятим свое сердце достижению какой-либо цели, давайте посмотрим, насколько счастливы те, кто уже достиг этой цели».
http://www.vbooks.ru/read_book/?id=31508&key=70e9cc513ff8532ab40a062b6188de3b&page=1
(биография)
Пусть
потомки знают
История жизни Джеймса КУПЕРА в не меньшей степени представляет собой легенду, чем его выдуманные герои и мотивы первых (буквально) американских книг. У английских критиков того времени были все основания вопрошать: «…Кто когда-либо читал подлинно американскую книгу или смотрел настоящую американскую пьесу?.. Где их Скотты, Кемпбеллы, Байроны, Муры и Крэббы?..» В последствии Джеймса Фенимера Купера и назовут американским Вальтером Скоттом. И даже произойдёт их превращённая в анекдот (в хорошем смысле этого слова) встреча. Отец Джеймса был землевладелец, основавший в районе озера Отсего город своего имени Куперстаун (Cooperstown). Легенда гласит, что именно Куперстаун стал родиной бейсбола. Но это только легенда. А в то время, когда число жителей поселения достигло 35 человек, Вильям Купер перевёзёт туда многочисленных чад и домочадцев. Для Джеймса это место окажется сущим раем, атмосферой «живой игры», из которой родятся могиканы, зверобои и следопыты. Школа, в которой обучается Джеймс, имеет всего лишь одного учителя, но гордо называется Академией. Отец, ставший через некоторое время уважаемым судьёй, видит в сыне не дикого ковбоя, а учёного человека. Он отправляет его учиться в знаменитый Йельский колледж. Но там озорной Джеймс не сможет удержаться. Он устраивает взрыв, насыпав в замочную скважину пороху. После этого происшествия, не дающего ему право оставаться в стенах колледжа, отец определяет Джеймса во флот, под предлогом сгладить своенравный характер отпрыска. Четыре года службы оканчиваются свадьбой на восемнадцатилетней француженке Сюзан Аугустой Де Ланси, которая ставит условие, что выйдет замуж только если Джеймс подаст в отставку. Таким образом, мы видим Джеймс Купера уже занимающегося сельским хозяйством неподалёку от владений своего отца. Но Джеймс не был бы Джеймсом, если бы мог жить спокойно, как все. Однажды читая жене какую-то нудную книгу, он восклицает: «Господи, да я сам сочиню тебе лучше!» http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12432&ob_no=14324 (биография) http://www.pocketlib.ru/bio/cooper_bio.htm (биография) http://www.smartlib.ru/ppl/biograf/kuper_bio.htm (биография) http://www.world-art.ru/people_bio.php?id=31050 (биография)
http://www.vbooks.ru/ADVENTUR/DZGEYMS-FENIMOR-KUPER/
(книги) Ещё в юном возрасте за свои политические убеждения и деятельность исключен из Немировской (1865) и из Каменец-Подольской (1868) гимназий. С группой единомышленников отправляется в Америку создавать земледельческую коммуну. Но вскоре был вынужден стать батраком, а затем вернуться в Россию. Активный народоволец в 1876 заключён в Петропавловскую крепость, находится в ссылке до 1885. В Ишиме МАЧТЕТ вступает в брак с революционеркой народницей Еленой Медведевой, также находившейся на поселении. Публикуется с 1873, в том числе в «Отечественных записках». Рассказы из сибирской жизни «Вторая правда», «Мирское дело», «Сон одного заседателя» и другие; повесть «Блудный сын», 1881; повесть «Человек с планом» (1886), роман «На заре» (1892—93). Лучшим, из написанного Мачтетом, признан роман «И один в поле воин» (1886; первоначальное название — «Из невозвратного прошлого»). Автор революционной песни «Замучен тяжелой неволей». Замучен тяжелой неволей, Ты славною смертью почил... В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил... Ещё одна «жизнь-письмо». Что кого (или что!) отрицает или дополняет — судите сами! До сих пор критики спорят о заслугах Клариссы Миллер перед литературой, что не мешает ей оставаться одним из самых читаемых в мире авторов. Её книги вышли тиражом более 100 миллионов экземпляров и переведены на 100 языков. Впрочем, такую же непризнанную литературную судьбу она делит ещё с одним маэстро «лёгкого» жанра — Александром Дюма, которому также не могут найти место на академических полках. Однако не только популярность, но и преданность читателей со временем берёт своё. Останки Дюма перезахоронили в Пантеоне, а произведения Агаты Кристи включили в 2005 году в программу английских школ по весьма убедительной причине — всё равно ведь читают! Историей творчества Кристи наверняка заинтересовались бы такие известные «литературные» психоаналитики, как Ломброзо и Фрейд. Её склонность к амнезии и всю жизнь преследовавший один и тот же сон, героем которой был страшный «человек с пистолетом», стали своего рода притчей во языцех. Но нас, слава богу, интересует не только это. Детство Агаты было счастливым. И хотя родители считали её не такой сообразительной и шустрой, как Монти и Мэдж (старшие брат и сестра), это не создавало никаких препятствий для выражения их безграничной родительской любви и заботы. Образование она получила «домашнее», а её мама вполне была уверена, что детям до восьми лет нельзя учиться читать (кто из нынешних детей не позавидует такому счастью!). Так что с одной стороны, уже став знаменитой писательницей, Кристи допускала грубейшие грамматические ошибки в своих рукописях, а вот с другой… Ещё будучи маленькой, всего-то четыре года, Агата проявляла неподдельный интерес к «буковкам-закорючка», что дало гувернантке повод однажды сообщить её матери: «Боюсь, мэм, мисс Агата уже умеет читать». Впоследствии любимой книгой была признанна «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, а благодаря сестре — первым услышанным ею детективом «Голубой карбункул» Артура Конана Дойла. По свидетельству самой писательницы — «в каком-то уголке моего мозга, где рождаются темы для книг, появилась мысль: «Когда-нибудь я сама напишу детективный роман». Впрочем, эта мысль наверняка забылась ею на определённое время. Агата по своей природе была ребёнком с воображением. Оставаясь в одиночестве, разговаривала со всем, что её окружало. Здоровалась, например, с деревьями и спрашивала их о событиях минувшей ночи. А вот с окружающими её людьми вела себя замкнуто. Первый раз влюбилась, когда ей было всё те же четыре года. От своего избранника пускалась наутёк, а за столом отворачивалась. Это был друг её брата, гостивший в их доме, голубоглазый юноша по имени Филипп. «Если тебе так не нравится Филипп, ты все равно должна быть вежливой», — говорила ей мама. У Агаты был прекрасный слух и её прочили в пианистки. Но перед выступлениями будущего автора многочисленных преступлений охватывала такая нервная дрожь, что однажды, выйдя на сцену, как лучшая ученица по классу фортепьяно, она буквально остолбенела. И десятилетнюю девочку пришлось выносить волоком. Вечером поднялась температура, и ещё сутки её лихорадило. И уже будучи девушкой, её отношения с окружающими ничуть не улучшились. На балу в свой первый «сезон» Агата познакомилась с весёлым кавалером. Возвращая девушку после танца её матери, он заметил: «Вот ваша дочь. Она уже научилась прекрасно танцевать. Теперь хорошо бы научить ее и говорить». Но это, опять же, только одна сторона медали. С другой, удивительные игры в привидения и всякие ужасы с сестрой Мэдж, похожие больше на спектакли. Книги с шарадами, ребусами, криптограммами... Она забавлялась тем, что манипулировала буквами и цифрами, создавая свои коды и шифры. Когда журналисты спросили у Агаты КРИСТИ, кто же все-таки является прототипами ее героев, она ответила: «Я просто перебирала старые вещи и нашла бабушкину театральную сумочку. Я вытряхнула оттуда крошки сладких сухариков, два пенни и полуистлевший лоскуток шелковых кружев — вот вам и мисс Марпл». Свой первый детектив, а до этого она уже пробовала свои силы в рассказах и даже стихах, она написала не без участия всё той же дорогой сестрёнки. В пику нелицеприятных высказываний по поводу какой-то книги, сестра заметила Агате: «Но ты и так-то не сможешь!» Вот тогда-то всё и началось. В общей сложности написала более 70 романов. Многие из ее книг были экранизированы, например, «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express, 1975). Ее пьеса Mousetrap, впервые вышедшая в Лондоне в 1952, стала самой продолжительной постановкой в мире. Кристи была причиной общенациональной сенсации в 1926, она исчезла на десять дней, возможно из-за амнезии, когда ее муж изменил ей с другой женщиной. После развода в 1928, она в 1930 вышла замуж за археолога Макса МАЛЛОВАНА (Max MALLOWAN). Вот только две цитаты от знаменитой на весь мир писательницы. Вторая из них относится к её последнему году жизни, после выхода романа с символическим названием «Занавес». «Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве». «Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова к встрече со смертью... Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге — и больше не вернётся...» http://lady-agata.narod.ru/ (биография) http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/christie/ (биография)
http://rosculture.ru/milestones/day/show/?id=13904
(биография) 11 часов утра. Моросит мелкий дождик. На мокрой земле, под открытым небом расставлены картины. Организаторы выставки подготовились серьёзно и пригласили ряд иностранных граждан, в том числе и журналистов. Надеялись, что всё обойдётся. Но вскоре появились «люди в штатском», которые набрасывались на художников, выламывали им руки, вырывали холсты и швыряли их на прибывшие к месту проведения самосвалы. Самым «нонконформистким» элементом «вернисажа» стало явление трех бульдозеров, один из которых, наехав на картины, попросту раздавил холсты. Пятеро художников и 12 зрителей были арестованы. Несколько корреспондентов иностранных газет избиты. «Нам казалось, что мы просто вышли, чтобы сказать, что мы есть, что существует кроме официального искусства еще какое-то искусство, есть художники, которые работают серьезно, отдают этому всю свою жизнь, и здоровье, и силы, и почему-то нас никуда не пускают, мы нигде не можем показать свои работы, показываем только друг другу. Поэтому мы и вышли тогда на этот пустырь, где нигде мы не мешали бы, чтобы просто взять и показать кому-то, кто захотел бы увидеть. И все. Почему-то нас восприняли очень бурно, с такой злобой, бульдозерами, поливочными машинами сметали нас с лица земли. Хотели просто зарыть. Вырывали картины, затаптывали их в грязь, забрасывали в самосвалы, которые их куда-то вывозили. Хватали художников, которые никому ничего плохого не делали, увозили в участок, где, кстати сказать, заявляли: стрелять вас надо, только патронов жалко». Татьяна Левицкая, по телефону радио «Свободе» 30 лет спустя.
http://www.svoboda.org/ll/cult/0904/ll.091504-3.asp (к
юбилею выставки на радио «Свобода»)
источники в Интернете
\ по книгам и монографиям из частной библиотеки
Литератора |