проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум |
История текста, представленная именами, датами и
событиями культурной (в частности, литературной) жизни текущего дня, как
это видится герою лирической повести «Дневник Служителя Культа»
—
Максу Веберу*.
|
3 марта
1953
— передовица «Правды» озаглавлена «ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОДЪЕМА
ПРОПАГАНДЫ». Рядом сообщение об открытии научной сессии в Московском
государственном университете им. Ломоносова, «посвященной гениальному
произведению И. В. СТАЛИНА «Экономические проблемы социализма в СССР» и
решениям XIX съезда партии».
В этот день международная общественность выступает за свободу творчества
литераторов и творческое сотрудничество писателей во всём мире. Пен-клуб (Р.Е.N. — первые буквы английских слов poets — поэты, essayists — очеркисты, novelists — романисты) является международным объединением писателей. Он был основан Джоном Голсуорси в 1921 году. Согласно первому положению Устава клуба («Национальная по своему происхождению литература не знает границ»), членом Пен-клуба может стать любой литератор. Члены клуба обязываются, в первую очередь, содействовать повсеместному утверждению свободы творчества. В мире существует 80 национальных центров Пен-клуба, расположенных в 60 странах.
Каждый из центров работает по собственной программе. Раз в год центры
направляют своих представителей на международный конгресс. |
по ст.ст. 18 февраля ______________________ |
Ярило — с птицей-овсянкой. Пекли в этот день овсянички, из овсяной муки
— пирожки. Почитали птичку-овсянку — зобок у неё желтоватый, хребетик
зеленоватый. Слыла птичка вестницей скорого тепла. |
1874 — письмо для Джулин и Этель
Арнольд Преданный вам Ч.Л.Д.» (Льюис Кэрролл)
(перевод с английского Ю.А. Данилова) |
Марина ЦВЕТАЕВА
|
Родился в Троттон, графство Суссекс в семье священника. Окончил Уинчестер-колледж и Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. В 1672 году переехал в Лондон. Попытался стать актёром, но вроде как неудачно. Позднее написал свою первую пьесу «Алкибиадес» (1675). Далее вышли три комедии, которые не прижились во времени в отличие от трагедий, где автор более эгоистичен в своём творчестве и выбрал энергичную, полную страстей и стремительности линию повествования. «Дон Карлос, испанский принц» (Don Carlos, Prince of Spain, 1676), «Сирота, или Несчастное замужество» (Orphan, or The Unhappy Marriage, 1680). В 1678 году определился в армию, недолго служил за границей, вернулся в Лондон. Окончил жизнь свою всё ещё бесславно и в бедности.
В истории мировой литературы и театра он остался благодаря своей
последней пьесе «Спасенная Венеция, или Раскрытый заговор» (Venice
Preserved, Or A Plot Discovered, 1681–1682). И уже в XVIII в. сам О.
Голдсмит назвал Отуэя вторым после Шекспира гением трагедии. Сергей Михайлович в юности увлекался музыкой, брал уроки пения. Вместе с братом П.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным участвовал в делах торгового дома «П. и С. братья Третьяковы и В.Д. Коншин» и Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. В 1877-81 московский городской голова. Состоял членом московского отделения Русского музыкального общества (в 1869-89 председатель), Московского художественного общества. В 1881 — 1887 годах на собственный средства издавал «Художественный журнал». Занимался организацией оптового сбыта товаров и торговыми операциями за рубежом. Под влиянием брата увлёкся коллекционированием. Начал покупать картины русских художников, позднее, с первой половины 1870-х гг., ТРЕТЬЯКОВ собирал в основном произведения западноевропейской живописи, пользуясь советами И. С. Тургенева и художника А. П. Боголюбова. Через брата завещал свою коллекцию западноевропейской живописи Москве. По описи в 1892 в ней значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, а также несколько картин и скульптур русской школы. Сегодня основная коллекция Сергея ТРЕТЬЯКОВА находится в музее изобразительных искусств имени Пушкина, а также в Эрмитаже. ТРЕТЬЯКОВ был известен в Москве и как благотворитель. Он жертвовал крупные суммы на детские приюты, больницы, училища, выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870-71 ТРЕТЬЯКОВ вместе с братом устроил проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, получивший название Третьяковский проезд. Похоронен на Даниловском кладбище.
http://www.eurekanet.ru/ewww/info/579.html
(биография)
«Мое время началось примерно в те дни, когда появилась мина и появился
пулемет. Я родился в 1899 году, значит, в мире происходила англо-бурская
война, в России уже был основан Художественный театр, в расцвете своей
славы был Чехов...»
Удивительно, что я даже не пытаюсь настаивать на достоверности моего
видения обстоятельств, на некой правде, ставшей известной мне вопреки
мировой неправде. Как маленький мальчик (лет десяти), который в
прекрасном видит своё и только своё продолжение, а в горьком и ужасном
проявление неведомой ему враждебной силы. Впоследствии эта сила станет
ближе и во взрослом своём состоянии он ассоциативно свяжет её со многими
реально окружающими его людьми. Всё меньше станет думать о том, как
хорош этот мир, его красота померкнет, как и он сам, растративший свои
силы на занудные измышления о своём противоборстве и тщетности бытия. Я
допускаю, что и читатель… В разные годы Олешей написаны: «Три толстяка» (1924), «Зависть» (1927), пьеса «Заговор чувств» по мотивам «Зависти» (1929), сборники рассказов «Вишнёвая косточка» (1931) и «Избранное» (1935), драма «Список благодеяний» (1931), «Ни дня без строчки» — составленные Шкловским вдовой писателя О. Г. Соук (1965). Он «не был ни карьеристом, ни льстецом… он был вырезан из чистого кристалла воображения» (Б. Ямпольский).
Пишут, что после 1934 года сценарии Олеши были запрещены, рассказы не
печатались, их пересказывали друг другу. Но это верно только отчасти.
«Строгий юноша» с подзаголовком «пьеса для кинематографа» напечатан в
журнале «Новый мир» в день открытия 1-го съезда советских писателей. В
1936 был снят одноимённый кинофильм. Его выступление на том же съезде
произвело на всех громадное впечатление. Писатель отстаивал право на
свой внутренний мир и свободу творчества. В 1938 вышел антифашисткий к/ф
«Болотные солдаты», в 1939 «Ошибка инженера Кочина» (оба — в соавторстве
с А. В. Мачеретом). Были и другие проекты. Олеша писал сценарии для
мультфильмов, стихи для детей — сборник «О лисе» (1948). «Просто та
эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна,
даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую,
подлую, антихудожественную эстетику». Известность Олеши, как автора «Трёх толстяков» и чего-то там ещё, обусловлена отсутствием на его творчество внятной литературной критики. Да она и не могла случиться до сей поры ввиду явной преувеличенной идеализации литературного процесса (метОды соцреализма). Все мы на этом процессе оказывались в роли подсудимых, которым априори ставились в вину интересы «общественного развития». Из ныне оставшихся в живых литературных критиков также никто не избежал комплекса неполноценности. Именно потому, что остались живы… А ведь это так страшно! Когда ты сам себе вина. Алкоголизм Олеши всегда объяснялся слабостью его характера. Но судя по его творческому потенциалу, это далеко не так. Именно обстоятельства места, которым Олеша доверился, как поступила бы всякая открытая душа, и в которые он пытался запихать свои творческие прозрения, послужили причиной его страшной болезни.
Решиться работать в одиночку, мыслить исключительно самостоятельно без
оглядки на социалистическое общество, в которое веришь, которому служишь
своей человеческой правдой — разве это не повод запить? Запить
мучительно и горько, пока вытравливается эта самая «вера». Вот только
здоровья никакого не хватит, не говоря уже о времени. Поэтому многое из
того, что мыслил Олеша, что ему грезилось и что осталось в его Дневнике,
он так и не сумел сформулировать, проявить художественно. Однако тем,
кто уже сегодня ищет в себе творческие пути возрождения, будет
небезынтересно воспользоваться и этим, пусть малым, но драгоценным
опытом выдающегося литератора.
«Все опровергнуто, и все стало несерьёзно после того, как ценой нашей
молодости, жизни — установлена единственная истина: революция».
«Теперь я думаю о том, что вот уже нахожусь я в том возрасте, когда все
герои классиков оказываются моложе меня. Я стал старше всех героев
литературы, я, маленький, нуждавшийся в усиленном питании, похожий на
маму… Я перерос героев великой литературы. Стоит ли мне читать после
этого? Могу ли я учиться у более молодых, могу ли подражать героям,
которые моложе меня? Читать было интересно постольку, поскольку книги
каким-то боковым образом говорили мне о будущем. Это было в ранней
юности. Тогда я читал вперед. Теперь я читаю назад. Тогда, читая, я
находился в будущем времени — и это было легко. Теперь, читая, я сползаю
в прошлое — и это мучительно, трудно…»
«Если в день похорон матери Маяковского, когда прошло около двадцати
пяти лет, как я играл с Маяковским в карты, пил с ним вино, разговаривал
о жизни и о литературе, то есть уже само собой, был в славе и
пользовался хорошим отношением такого выдающегося человека, как
Маяковский, если, повторяю, я, в день смерти его матери не могу пойти на
панихиду из боязни обратить на себя внимание именно по поводу оборванной
на мне одежды, то значит, уже в самом моем характере заложена эта
оборванная одежда, это нищенство, другими словами, я сумасшедший».
«Вероятно, я не вынесу старости. Будет день, когда я, как Гоголь, приду
домой и лягу с тем, чтобы дождаться вот так, одетым, здоровым, смерти…»
«Подумать только, среди какого мира живешь, и кто ты сам! А я ведь
думал, что самое важное, это не ставить локти на стол!»
«Нет ничего — ни дружбы, ни любви… Есть только возможность поднять с
земли в тени огромного дерева зеленый шар, который я увидел впервые в
жизни. Кто ты, зеленый шар?»
Этими строчками заканчиваются дневниковые записи Олеши. Один писатель, выпустивший множество книг, как-то сказал Олеше: «Как же мало вы написали за свою жизнь, Юрий Карлович! Я все это могу прочесть за одну ночь». Олеша отреагировал молниеносно:
«Зато я всего за одну ночь могу написать все то, что вы прочитали за всю
свою жизнь!..» Однажды поздно ночью Олеша с приятелями возвращался домой и заметил, что в доме писателей в проезде Художественного театра все окна темные. Его возмущению не было предела:
«Вы только подумайте: все уже спят! А где же ночное вдохновение? Почему
никто не бодрствует, предаваясь творчеству?!» http://www.hrono.ru/biograf/olesha.html (биография) http://www.peoples.ru/art/literature/story/olesha/history1.html (биографический очерк) http://www.krugosvet.ru/articles/68/1006893/1006893a1.htm (биография) http://ruscity.net/statyi/people/view.php?id=274 (биография)
http://lib.udm.ru/lib/PROZA/OLESHA/ (произведения) http://bookz.ru/authors/me6terhazi-laio6.html (произведения)
http://lib.ru/INPROZ/MESHTERHAZI/
(произведения)
источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора |
|
|