проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум |
История текста, представленная именами, датами и
событиями культурной (в частности, литературной) жизни текущего дня, как
это видится герою лирической повести «Дневник Служителя Культа»
—
Максу Веберу*.
|
2 марта
1918 — Иван БУНИН, «ОКАЯННЫЕ ДНИ», 2 марта. «Развратник, пьяница Распутин, злой гений России». Конечно, хорош был мужичок. Ну, а вы-то, не вылезавшие из «Медведей» и «Бродячих Собак»? Новая литературная низость, ниже которой падать, кажется, уже некуда: открылась в гнуснейшем кабаке какая-то «Музыкальная табакерка» — сидят спекулянты, шулера, публичные девки и лопают пирожки по сто целковых штука, пьют ханжу из чайников, а поэты и беллетристы (Алешка Толстой, Брюсов и так далее) читают им свои и чужие произведения, выбирая наиболее похабные. Брюсов, говорят, читал «Гавриилиаду», произнося все, что заменено многоточиями, полностью. Алешка осмелился предложить читать и мне,— большой гонорар, говорит, дадим. «Вон из Москвы!» А жалко. Днем она теперь удивительно мерзка. Погода мокрая, все мокро, грязно, на тротуарах и на мостовой ямы, ухабистый лед, про толпу же и говорить нечего. А вечером, ночью пусто, небо от редких фонарей чернеет тускло, угрюмо. Но вот тихий переулок, совсем темный, идешь — и вдруг видишь открытые ворота, за ними, в глубине двора, прекрасный силуэт старинного дома, мягко темнеющий на ночном небе, которое тут совсем другое, чем над улицей, а перед домом столетнее дерево, черный узор его громадного раскидистого шатра... Читал новый рассказ Тренева («Батраки»). Отвратительно. Что-то, как всегда теперь, насквозь лживое, претенциозное, рассказывающее о самых страшных вещах, но ничуть не страшное, ибо автор несерьезен, изнуряет «наблюдательностью» и такой чрезмерной «народностью» языка и всей вообще манеры рассказывать, что хочется плюнуть. И никто этого не видит, не чует, не понимает,— напротив, все восхищаются. «Как сочно, красочно!» Съезд «Советов». Речь Ленина. О, какое это животное!
Читал о стоящих на дне моря трупах,— убитые, утопленные офицеры. А тут
«Музыкальная табакерка». |
по ст.ст. 17 февраля ______________________ |
Тирон (воин) отказался принести жертву идолам, за что его бросили в темницу на голодную смерть и сильно истязали. Был сожжен на костре за веру Христову в 306 году.
Его почитают как защитника людей, живущих по Заповедям Божьим. Люди верили, что именно с этого дня бог солнца Ярило брался за соху и борону. Глядел, добры ли они, готовы ли к страде вешней. Так что крестьянам прибывало заботы — соху и борону во двор вытаскивали, чинили. И у кузнецов, особенно в этот день, работы прибавлялось. По народному поверью, в этот день не было от Ярилы укрытия старым завалам снега, насту. Коли наст на солнце чернел, гнил и не был крепок, то Ярило этот наст перепахивал, переборанивал, уплотнял снег. В народе считали, что в этот день первый раз в году видны кучевые облака.
Народные приметы запрещают вечером смотреть на небо, поскольку увиденная
падающая звезда может означать тяжёлую болезнь и даже смерть. |
Илья
ВОЙТОВЕЦКИЙ
|
«Я хотела
приехать еще раз в воскресенье 1 марта, но не могла дозвониться» <…> «А
наутро 2 марта меня вызвали с занятий в Академии и велели ехать в
Кунцево. Моего брата Василия тоже вызвали 2 марта 1953 года. Он тоже
сидел несколько часов в этом большом зале… В служебном доме он еще пил,
шумел, разносил врачей, кричал, что отца убили, убивают…» (Светлана
АЛИЛУЕВА, дочь СТАЛИНА «Двадцать писем к другу»). |
Будучи членом парижской Королевской Академии живописи и скульптуры был приглашён графом И. И. Шуваловым в недавно созданную Санкт-Петербургскую Академию художеств. С февраля 1758 по 1777 год ведёт уроки рисования с моделей, учит лепке из глины и копированию, с Дювели основывает натурный класс, в 1764—66 годах возглавляет класс орнаментальной скульптуры. С 1766 года исполняет обязанности директора Академии, а через год становится ее адъюнкт-ректором. Никола-Франсуа ЖИЛЛЕ был, по сути, единственным преподавателем скульптуры в молодой российской академии. Его безусловный преподавательский дар открыл дорогу следующему поколению молодых, но уже российских скульпторов: Ф. Шубину, М. Козловскому, Ф. Щедрину, Ф. Гордееву, И. Прокофьеву, И. Мартосу. В 1779 году ему была назначена пенсия (400 рублей в год) и ЖИЛЛЕ возвратился во Францию. Через несколько лет по какому-то банковскому недоразумению ЖИЛЛЕ лишился этих денег. Доверчивая и провинциальная Россия поднималась семимильными шагами до уровня европейской культуры.
Сумрачные предзнаменования будут преследовать и венчание Александра
Александровича Блока с Любовь Дмитриевной Менделеевой. И хотя по времени
эти два события оторваны друг от друга как первая и последняя русская
революция, как первое и последнее русское стихотворение, невозможно
избавиться от зарифмованности некоторых любовных историй двух величайших
поэтов. Всё-таки гений, как субъект, накладывает свои законы на
совершенно разных и по характеру и по времени поэтов. Словно там, у
горизонта, все мы сливаемся воедино, и уже не различить розблиском —
только ослепительные вспышки на поднимающемся от горизонта небе. Чьи
они? Одного, другого поэта, третьего… Так ли это важно в бесконечной
перспективе, где механика судеб выстраивает Млечный путь не первой и не
последней вселенной? Его произведения вызывают бесконечную симпатию за сплав юмора и лиризма, точную психологическую и бытовую деталь, за демократизм во всём — неповторимом разнообразии характеров. Его псевдоним в переводе с еврейского означает «мир вам».
«Никаких дебатов и дискуссий моих коллег относительно увековечения моего
имени и установления монумента в Нью-Йорке и т. п. не должно быть. Я не
смогу спокойно лежать в могиле, если мои товарищи будут дурачиться» (из
завещания).
http://www.citycat.ru/litlib/shol_8.html Принадлежность исторического персонажа к той или иной культурной касте может вынудить доверчивого читателя смотреть на биографию интересного нам человека под определённым углом зрения. Одним нравится читать о литераторах, другим об артистах, третьим подавай на ознакомление адмиралов, генералов, полковников и других служивых людей. Если быть совсем скупым на эпитеты — все мы играем в игры, которые интересны с точки зрения характерной для нас идентификации. Все мы в каком-то смысле обитатели того сумасшедшего дома, где в постоянных клиентах числятся с десяток инопланетян, по парочке наполеонов, бонапартов (причём неутешительным диагнозом разделённых по палатам), ван-гогов и прочее. Всегда получается лишь один истинно сумасшедший, лишь одна творческая личность не поддающаяся классификации. Но увы, эта личность автора сейчас не в счёт, поскольку не вписывается ни в одну систему известных мне научных гипотез о пресловутом творчестве. Есть ещё один стандартный случай писания биографий, который необходимо помянуть — это СМИ. Если в классических образцах мы находим неизбежный отпечаток профессии, влечений, родов деятельности, то СМИ пишут биографии на основе маркетинговых исследований и позиционирования своей бумажной продукции. Поэтому в глянцевом журнале из всей обильной жизни какого-нибудь художника вы почерпнёте единственно достоверный факт — это цену на одно проданное им при жизни произведение или имя его духовной обители, высказанное с неописуемым восторгом (что лишний раз доказывает — кто тут сумасшедший). Что же касается газет — то там наличие фактов востребовано самым безобразным и хаотичным образом, поскольку тамошний автор ограничен не только спецификой издания, то есть по времени, но и умом. Трудно себе вообразить достойную мотивацию написать творческую биографию для читателей бульварных новостей. Но в любом случае читатель получает то, чего он достоин — прохладительный или горячительный напиток для своего рефлексивного метода исследования в зависимости от своей психологической склонности. Каким образом предшествующая тирада связана с именем великого Гарри ГУДИНИ? Я предполагаю, что вы уже догадались. Об этом человеке мало что известно широкому читателю, лишённому первоисточников — что-нибудь существенное, кроме бесконечного числа эпитетов фантастический, превосходный, легендарный, скандальный, популярный. Открою для вас ещё одну тайну ГУДИНИ — не этим велик сей человек. Быть фантастичным в любое время не так уж и трудно. Легендарным — легче лёгкого. Скандальным — не надо даже стучать пальцами об асфальт. ГУДИНИ стал велик исходя из собственных приитетов — благодаря фантастическому, превосходящему все возможные аналоги, скандальному в своём превосходстве над действительностью и легендарному труду — труду артиста, целиком и полностью посвятившего себя профессии. Хотя, всё начиналось как обычно — с детских шалостей. Вы не поверите — но закрытый шкаф, где прячутся сладости, всё-таки скрывает, таит, содержит помимо всего, как это отмечают все дети, и своё волшебство. Любимым занятием маленького Эриха Вейца (впоследствии ГУДИНИ) стало извлечение недоступного, запрещённого удовольствия на поверхность лакомого мира. Делал он это не ради себя, в смысле не ради поглощения, чревоугоднического греха — нет! Его удовольствие уже тогда отличалось возвышенным мироощущением, при помощи какого-то природного таинства в нём просыпающегося артиста. Дело заключалось не столько в самих сладостях, сколь в необычно восторженных зрителях из числа младших братьев и сестёр. Отец менял запоры, а сладости продолжали исчезать. Когда же интерес к замкам немного поутих до следующей поры, всё ещё Эрих Вейц перешёл к освоению фокусов с картами, монетами и прочей иллюзионисткой материей. Именно они, маленькие поклонники, заставили его однажды предложить свои услуги передвижному цирку Джэка Хефлера, остановившемуся в городе. Сыну раввина было всего лишь девять лет. Отец противостоял (как мог!) желанию сына стать артистом цирка. Раввин города Эплтон штата Висконсин Меир Самуэль Вайс требовал, чтобы сын пошёл по его стопам. Но как или чем можно переубедить мальчика, разбирающего часы, которые при этом продолжают ходить, и собирающего их вновь — которого интересует всё, что «находится внутри»? Возможно, он не стал археологом только потому (и даже никогда не думал об этом), что его больше интересовала внутренность жизни предметов, чем их смерть. Он даже умудряется что-то заработать в цирке Джэка Хефлера, подвиснув кверху ногами и собирая бровями разбросанные по арене мелкие предметы. В одиннадцать лет Эрих бросает школу ради избранного и навсегда решённого будущего. Борьба за выживание, за обретение мастерства, за идею началась. В слесарной мастерской он познаёт устройство замков и за несколько месяцев превосходит своих неказистых учителей, придумывая как из кусочка проволоки сделать отмычку, вскрывающую любые запоры. Отцу остаётся лишь на смертном одре потребовать от сына клятвы на Торе, что тот не бросит мать и будет постоянно о ней заботится. Надо отдать должное Эриху — в клятве не было никакой нужды. Он дал её легко и от чистого сердца. Эрих горячо любил маму. Уже будучи знаменитым и востребованным публикой фокусником, он не только почитает свою родительницу, но и отдаёт ей большую часть своих гонораров. Правда, до того времени, как появились большие гонорары, теперь уже Гарри ГУДИНИ пришлось изрядно потрудиться. Вот где по нашему мнению проявились его истинные наклонности и характер. По двадцать выступлений в день, а по ночам бесконечные тренировки и изобретение всё новых трюков — причём финансовые концы с концами всё равно не сходятся. Женившись в двадцать лет на шестнадцатилетней Вильгельмине РАХНЕР, Гарри обрёл не только преданную ассистентку, незаменимую помощницу, но и настоящего друга, которая взяла на себя заботу о здоровье, карьере и образовании мужа. В последствии благодаря ей он добился успехов и на литературном поприще, издав книгу для иллюзионистов и написав пару-тройку статеек для энциклопедической «Британики». Но пока Вильгельмина лишь меняет имя на Беатрис, и на афишах появляется лаконичное — супруги ГУДИНИ. Успех приходит как раз тогда, когда в пору отчаиваться. Причём даже не с первой, а со второй попытки. Познакомившись через друзей с начальником чикагских детективов Энди Роуаном, ГУДИНИ предлагает охотливым до сенсации журналистам и самому Роуану запереть его в самом надёжном карцере, предварительно надев наручники, чтобы освободиться из всего этого безобразия через пару минут. Первая попытка не удалась, поскольку хитрые журналисты усмотрели в предварительном знакомстве Гарри и Энди сговор. Тогда ГУДИНИ настаивает на раздевании и обыске при следующем запирании. Теперь уже эксперимент безупречен и с официальной точки зрения. «Этим удостоверяется, что сегодня господин Гарри ГУДИНИ в тюрьме Соединенных Штатов, был полностью раздет, полностью обыскан и закрыт в камере номер 2… Господин ГУДИНИ, приблизительно через две минуты, смог сбежать из камеры». Д.Г. Харрис, Уорден, США. Тюрьма. Теперь номерам с верёвками, наручниками, ящиками, погружаемыми вводу и даже гробами, зарываемым в землю не было ни конца, ни края. Публика неистовствовала, гонорары росли как на дрожжах. За свою звёздную карьеру ГУДИНИ «сбежал» практически их всех главных тюрем Штатов и Европы. Его физические данные, которые он добился изнурительными тренировками, вызывали неподдельную зависть. Его технические ухищрения приводили в тупик всевозможные попытки расследовать загадочные фокусы. Нет, ГУДИНИ не был отпетым индивидуалистом, как иные гении того времени. Облачившись в легенду и став «царём оков», «королём карточных фокусов», «маэстро-иллюзионистом», он служил, прежде всего, цирковому искусству. Его девизом было: «Ложь для развлечения, и никогда — для выгоды». Случалось, что со словами признательности к нему обращались люди, которых он совсем не знал. Выходя однажды из театра, его попытался обнять какой-то старик. Гарри спросил, почему он это делает, и старик ответил: «Как, разве вы не знаете меня? Ведь вы вот уже семь лет оплачиваете мою квартиру!» ГУДИНИ основал «Театральное общество детей раввинов». Детьми раввинов были и Джордж Гершвин, братья Уорнер —основатели кинокомпании «Уорнер бразерс» и Фанни Брайс. Так вышло, что причиной смерти маэстро также стал человек из числа его ретивых поклонников. Какой-то студент, дабы проверь возможности тела ГУДИНИ, неожиданно несколько раз бьёт его со всей дури в живот. ГУДИНИ было уже за пятьдесят, к тому же он недавно травмировал ногу и что-то там побаливало до этого в почке — это и не позволило иллюзионисту в достаточной мере напрячь мускулатуру. Диагноз оказался неутешительным: гангренозный аппендикс и острый перитонит. Врачи констатировали, что больному осталось жить каких-нибудь 12 часов. ГУДИНИ и сейчас не желает сдаваться. Лишь на седьмые сутки, когда врачи попросту в недоумении разводят руками, а поклонники торжествуют, что для волшебника нет ничего невозможного, Эрих (он же Гарри) призывает своего брата Теодора и говорит ему слабым голосом: «Я устал бороться, Тео. На этот раз я, кажется, проиграл». На этот счёт у меня возникают большие сомнения! ГУДИНИ утверждал, что все секреты записал в своём творческом завещании, которое должно быть вскрыто в день его столетнего юбилея. 6 апреля 1974 года завещание ГУДИНИ было вскрыто. И? Ничего… На это раз маг бесследно исчез из сундука или саркофага (как вам будет угодно) времени, сидя в котором большинство из нас не совершает даже попытки выбраться наружу. Зато осталась богатейшее собрание книг по магии — более 5200 томов — которое после смерти ГУДИНИ передано в библиотеку Конгресса.
Он всегда интересовался тем, что внутри. Его профессиональным кредо было
«побороть страх». Открыл ли он для себя тайну, поборол ли, распутал ли
все путы, из которых так удачно изображал освобождение? Были ли это
только верёвки, наручники, сундуки? Однажды вдова Беатрис оповестила
мир, что ГУДИНИ всё ещё существует… что тот подал условный знак, о
котором любящие супруги договорились ещё при жизни. Портрет Тома ВУЛФА (никак не биография) был бы неполным без упоминания о нём, как единственном стороннике президента Буша среди йоркских интеллектуалов. В 2004 году лондонский журнал «Literary Review» вручил ВУЛФУ что-то вроде ежегодной антипремии с целью «привлечь внимание к грубому, безвкусному, зачастую неоправданному использованию описания сексуальных сцен в современной литературе». Премия присуждена за роман «Я — Шарлотта Симмонс» (I am Charlotte Simmons) и называется «Награда Дурного Секса». На сайте писателя произведение рекламировалось как «шокирующее откровенное правдивое описание современной интеллектуальной жизни в американских университетах». Короткая цитата: «Шурк шурк шурк шурк ходил язычок…» Оригинал: «Slither slither slither slither went the tongue, but the hand that was what she tried to concentrate on, the hand, since it has the entire terrain of her torso to explore and not just the otorhinolaryngological caverns. Oh God, it was not just at the border where the flesh of the breast joins the pectoral sheath of the chest no, the hand was cupping her entire right - Now! She must say "No, Hoyt" and talk to him like a dog...» За двенадцатилетнюю историю награды «дурного секса» ВУЛФ единственный писатель, который отказался (причем в довольно грубой форме) явиться на вручение премии. Награда заключалась в некой статуэтке и бутылке шапманского.
Примите его, как есть — многогранного, амбициозного и охватившего
монументально-интеллектуальные горизонты своей эпохи. Вызов ХРУЩЕВА, БЕРИИ, МАЛЕНКОВА и БУЛГАНИНА на «ближнюю дачу» в связи с болезнью вождя.
Спустя сутки после удара, к СТАЛИНУ допускаются врачи. «Может быть, так и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто опускались в могилу».
«Когда я умру, на мою могилу нанесут много мусора, но ветер времени
безжалостно сметёт его».
Когда Сталина похоронили у кремлевской стены, на его могиле появился
венок с надписью: «Посмертно репрессированному от посмертно
реабилитированных». Существует ли еще культ личности?
— Культ еще существует, но личности нет.
На совещании по среднеазиатским делам маленькая Мамлакат —
школьница-хлопкороб 30-х годов — подошла к Сталину с приветствием. Он,
улыбаясь, взял ее на руки. Тотчас их усыпали цветами, и фотографы
сделали десятки снимков. Один из них, названный «Сталин — лучший друг
советских детей», обошел всю страну. У этой истории есть изнанка. Держа
девочку на руках и ласково улыбаясь, Сталин сказал Берии: «Мома, шоре ег
тилиани» Слова вождя, сказанные на незнакомом языке, Мамлакат трепетно
хранила в памяти многие годы, а когда стала взрослой, узнала их
значение: «Убери эту вшивую!» В отношении Каменева была сделана попытка добыть признание обычными методами следствия. Допросы вел Миронов. Но Каменев сопротивлялся, несмотря на все усилия, разоблачил Рейнгольда на «очной ставке» и вообще держался твердо. Миронов доложил Сталину, что Каменев отказывается давать показания. Позже Миронов рассказывал своему близкому другу, какой между ним и Сталиным произошел разговор: — Так вы думаете, Каменев не признается? — спросил Сталин, хитро прищурившись. — Не знаю, — ответил Миронов. — Он не поддается уговорам. — Вы не знаете? — спросил Сталин, с подчеркнутым удивлением глядя на Миронова. — А вы знаете, сколько весит наше государство, со всеми его заводами, машинами, армией, со всем вооружением и флотом? Миронов и все присутствующие посмотрели на Сталина с удивлением. — Подумайте и ответьте мне, — требовал Сталин. Миронов улыбнулся, думая, что Сталин готовит какую-то шутку. Но Сталин шутить не собирался. Он смотрел на Миронова вполне серьезно. — Я вас спрашиваю, сколько все весит? — настаивал он. Миронов смешался. Он ждал, все еще надеясь, что Сталин превратит все в шутку, но Сталин продолжал смотреть на него в упор в ожидании ответа. Миронов пожал плечами и, подобно школьнику на экзамене, сказал неуверенным голосом: «Никто не может это сказать, Иосиф Виссарионович. Это в области астрономических цифр». — Хорошо, а может один человек противостоять давлению такого астрономического веса? — спросил Сталин серьезно. — Нет, — ответил Миронов.
— Ну так вот, не говорите мне больше, что Каменев или тот или иной
заключенный способен выдержать это давление. Не являйтесь ко мне с
докладом, — сказал Сталин Миронову, — до тех пор, пока у вас в портфеле
не будут признания Каменева.
Субхат АФЛАТУНИ (настоящее имя — Евгений Абдуллаев) родился в 1971 году
в Намангане. С 1978 года живет в Ташкенте. Окончил философский факультет
Ташкентского университета. Публиковал стихи и прозу в журналах
«Октябрь», «Знамя», «Новая Юность», «Дружба народов», «Арион». Афлатуни
является одним из основателей альманаха «Малый шелковый путь». Фото с
сайта
www.vavilon.ru
Если в доисторические времена герои говорили голосами Анатолия Папанова
и Клары Румяновой, то теперь их озвучивают пародист Игорь Христенко и
актриса Ольга Зверева. Музыку к мультфильму написал клавишник группы
«Машина времени» Андрей Державин.
источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора |
|
|