проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << << 25 октября >> + >>


12 Октября 2004 по ст.ст.

Сегодня Ежедневник переживает второе и, я надеюсь, окончательное рождение. Никаких особых поводов для этого не нашлось. Не было никакого солнечного затмения, не случилось выдающейся магнитной бури, меня (Литератора) никто не наградил деньгами. Всё прошло буднично, с некоторой даже пустинкой в голове. Бывают такие дни в состоянии писателя, когда особенно легко и бессмысленно пишется. Что пишется легко — это хорошо. Что перестаёшь понимать какую либо цель своих занятий — ещё лучше. Цель заставляет следовать плану. Бесцельность — рассчитывает только на свои собственные силы «здесь и сейчас». При таком настроении письменность очищается от всего лишнего и возможность понять истинную природу слова даёт о себе знать немедленно.

Покурив во дворе офиса, завернувшись в курточку от октябрьской продувной бестии и поглазев на сограждан, бегущих по своим делам, я отпустил всё лишнее. В такие дни лучше всего заниматься тем, к чему действительно лежит душа. А у меня она сплошь поставлена на литературных знаках и символах. Если я гожусь кому-то в собеседники — милости прошу в гости. Пишите на lib@userline.ru или literator@userline.ru. Ничего другого мне не приходит сегодня в голову: ни в оправдание, ни в определение моих занятий. Может, это и к лучшему? А вдруг Вы и сами захотите пригласить меня на чашку кофе, от которой Литератор ещё никогда не отказывался! И не будьте Вы так одиноки! Текст (то, что Вы читаете вместе с буковками) всё-таки удивительная вещь! В момент чтения он оказывается в какой-то иной системе координат, в душе моего читателя, и тогда невозможно предугадать всех последствий. Происходят самые невообразимые вещи. И об этом опять же можно поговорить, а лучше написать…

Сегодня в православных святцах:
Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787). + Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя (1799). Прпп. Амфилохия, игум. (1452), Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких. Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1748) икон Божией Матери.

приметы:
Яркие звезды — к морозу, тусклые — к оттепели. Сильное мерцание звезд синим цветом — к снегу. Много ярких звезд — к урожаю гороха (наверное, уж в следующем году — прим. авт.).
 


Вам может быть интересно, что 25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» было опубликовано объявление Елизаветы СМИДОВИЧ об открытии с 1 ноября детского сада для малышей от трех до семи лет. Это один из первых садов в России, и сегодняшний день вполне мог бы быть праздничным днём! Какое это имеет отношение к литературному Ежедневнику? Он был организован в доме известного тульского врача и матери будущего писателя ВЕРЕСАЕВА.
 


Имена, факты, истории

В 1400 ушёл из жизни Джеффри ЧОСЕР (Jeffrey CHAUSER)(1340(?) — 25.10.1400), английский поэт. «Отец английской поэзии» — по выражению Дж. Драйдена.
Джеффри ЧОСЕР первым начал писать стихи только на английском языке. Основоположник классической английской литературы и современного литературного английского языка (поэтического, как Томас Мэлори — в прозе). Похоронен в Вестминстерском аббатстве. Могила Чосера стала первой в «уголке поэтов». Написал поэму «Книга герцогини» (1369) (первый, «французский», период творчества); поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», «Троил и Хризеида» (второй, «итальянский», период, 1380-1386). Всемирную славу принесли ему «Кентерберийские рассказы», в которых наконец-то сформировалась подлинно «английская» манера Чосера. Предметом его творчества стали все социальные сословия бывшие тогда в Англии: рыцари, йомены, монахи, крестьяне, студенты. В «Кентерберийских рассказах» представлено всё многообразие жанров: рыцарский роман, куртуазная повесть, фаблио, животный эпос, жития святых, проповедь, моральная аллегория, этический трактат. Присущий им сугубо светский характер — отличительный знак культуры эпохи Возрождения — предвосхитили литературу Ренессанса. Многое из того, что было впервые введено в английской литературе Чосером (свободное владение уже известным материалом, сочетание трагического и комического, высокого и низкого), впоследствии по-разному преломилось в творчестве многих английских писателей — от Шекспира и Бена Джонсона до романистов XIX века. «Кентерберийские рассказы» остались незавершенными и не издавались при жизни автора. Впервые их издание осуществил английский первопечатник Уильям КЭКСТОН (1478?). В 1866 стилизованное «под средневековье» издание произведений Чосера предпринял Уильям МОРРИС. Первые русские переводы из «Кентерберийских рассказов» (немногочисленные) появились в 1859 и 1875. Наиболее полный перевод, принадлежащий И.А.Кашкину и О.Б.Румеру, вышел в 1946. О том, сколь современны «Кентерберийские рассказы» Чосера, может свидетельствовать хотя бы тот факт, что именно они стали поводом для одного из самых знаменитых фильмов выдающегося режиссера ХХ века Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ (1971).

В 1767 году родился Бенжамен Анри Констан де РЕБЕК (25.10.1767 — 8.12.1830), французский писатель, политический деятель.

В 1808 году на Лейпцигской ярмарке Фридрих Арнольд БРОКГАУЗ за 1800 рейхсмарок приобретает право на издание «Энциклопедического словаря с преимущественным вниманием к современности». До своей смерти в 1823 он выпустит словарь шесть раз, превратив его в справочное издание, рассчитанное на массового читателя, и увеличив тираж в 16 раз. В дальнейшем словарь превратится в одну из самых известных энциклопедий — «Большой Брокгауз», а российским издательсвом Брокгауза и Ефрона будет выпущен знаменитый «Энциклопедический словарь» из 86 полутомов.

В 1820 году родился Михаил Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (25.10.1820 — 22.07.1864), писатель, издатель. Старший брат Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО, которому с детства был ближайшим другом, а затем до конца жизни верным помощником.
Фёдор Михайлович во время показаний по делу петрашевцев на вопрос «с кем связан?» — ответил: «Совершенно откровенных отношений не имел ни с кем, кроме как с братом моим, отставным инженер-подпоручиком Михайлою Достоевским». О степени их душевного родства говорит также письмо Ф.М. к брату о пережитом во время ритуала смертной казни: «...в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моём, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый!»
Михаил Михайлович пробовал заниматься коммерцией, но не преуспел. В 40-х гг. напечатал в «Отечественных записках» несколько повестей: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» (1848), «Два старичка» (1849), «Пятьдесят лет» (1850), комедию «Старшая и меньшая» (1851). Д. перевёл немало европейских классиков: "Рейнеке Лиса" - Гёте ("Отечеств. записки", 1848), "Дон-Карлоса" - Шиллера ("Библ. для чтения", 1848).
Михаил Михайлович был редактором журналов «Время» («Revue»), где впервые был напечатан роман «Униженные и оскорбленные», (1861-63) и «Эпоха» (1864-65), издававшихся им совместно с братом. Взвалив на себя организационно-финансовую деятельность, подбор авторов и ведение с ними переговоров, он буквально «сгорел» на работе. М.М. Достоевский «умер прямо от редакторства» (по свидетельству Н.Н. Страхова). Федор Михайлович в статье памяти брата подчеркнул его абсолютную преданность своим журнальным детищам и отметил излишнюю строгость к собственным литературным трудам. Умер, оставив большую семью и 25 тыс. рублей долга, который взял на себя Ф.М.
Фёдор Михайлович Достоевский написал «Несколько слов» после смерти брата, которые были опубликованы в журнале «Эпоха» (1864. №6. С. I-VI).

1824 — Михаил Алексеевич ЛИВЕНЦОВ (25.10.1824 — 24.05.1896), русский прозаик. Мастер военного очерка. С большим сочувствием писал о жизни и нравах горцев. Ему удалось рассказать подлинную правду о Кавказской войне.

1830 — в Болдине ПУШКИН пишет «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

1831 — Долли ФИКЕЛЬМОН, внучка КУТУЗОВА и друг ПУШКИНА, записывает в дневнике: «Госпожа Пушкина, жена поэта, здесь впервые появилась в свете; она очень красива, и во всем ее облике есть что-то поэтическое — ее стан великолепен, черты лица правильны, рот изящен и взгляд, хотя и неопределенный, красив; в ее лице есть что-то кроткое и утонченное; я еще не знаю, как она разговаривает, — ведь среди 150 человек вовсе не разговаривают, — но муж говорит, что она умна. Что до него, то он перестает быть поэтом в ее присутствии; мне показалось, что он вчера испытывал все мелкие ощущения, возбуждение и волнение, какие чувствует муж, желающий, чтобы его жена имела успех в свете».

1839 — Александр Александрович ОЛЬХИН (25.10.1839 — 4.12.1897), русский писатель и журналист, адвокат.

1843 — Глеб Иванович УСПЕНСКИЙ (25(13).10.1843 — 6.04.1902), русский писатель, просветитель и публицист, представитель «натуральной школы».
«Действительная жизнь так громко кричит о неправде и зле, что не слышать этого крика или успокаивать себя фантазиями положительно невозможно. Надобно говорить о том, о чем кричит действительность».

1864 — Токтогул САТЫЛГАНОВ (25.10.1864 — 17.02.1933), киргизский поэт, один из зачинателей национальной литературы. Первым в киргизской литературе написал поэму о ЛЕНИНЕ с таким вот названием: «Какая женщина родила такого сына, как Ленин?».

1868 — Токутоми РОКА, японский писатель.

1889 — впервые арестован А.М. ПЕШКОВ (ГОРЬКИЙ) в Нижнем Новгороде по приказу губернского жандармского управления. За полгода до этого будущий писатель завершил свое первое «хождение по Руси», а вернувшись в Нижний, устроился на пивном складе, где в сыром подвале «мыл и купорил» бутылки, жил на «коммунных началах» вместе с поднадзорными А.В. ЧЕКИНЫМ и С.Г. СОМОВЫМ и участвовал в конспиративной работе.

1900 — Т. СВАТОПЛУК, настоящее имя Турек СВАТОПЛУК (T. SVATOPLUK — Turek SVATOPLUK)(1900 — 1972), чешский писатель, прозаик. Литературную известность принес ему роман «Ботострой» (1933). Работая на обувной фабрике крупного чешского магната Бати, писатель собственными глазами наблюдал те дикие порядки, которые были установлены на производстве и которые он описал в своей книге. По требованию Бати, узнавшего себя в романе, книга была запрещена судом. Этому судебному процессу посвящен роман «Трест Гордона подает в суд» (1940). Кроме произведений о жизни города (романы «Ангелы успеха», 1937; «Дом на Вифлеемской», 1942), Сватоплук писал книги о деревне (повесть «Мертвая земля», 1936; сб. рассказов «Лицо человека», 1941 и др.). После окончания второй мировой войны писатель вновь обращается к теме «Ботостроя». В 1953 он издает роман «Без шефа», в котором прослеживаются судьбы основных героев первой книги, но уже в реалиях нового общественного уклада.

1903 — Эмма Григорьевна ГЕРШТЕЙН, историк литературы, литературовед, исследовательница жизни и творчества Михаила Лермонтова, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

1906 — Татьяна Николаевна ТЭСС (СОСЮРА)(1906 — 1983), писатель, журналист «Известий».

1906 — Яныш Ялкаевич ЯЛКАЙН (ЯЛКАЕВ)(25.10.1906 — 23.05.1943), марийский писатель. Погиб в ГУЛАГе.

1907 — Юрий Борисович ЛУКИН, литературовед, критик и кинодраматург.

1932 — на квартиру к Горькому для встречи с писателями приезжает СТАЛИН. Здесь мы узнаём, кто такие «инженеры человеческих душ» и что есть «искусство социалистического реализма».


1941 — Анн ТАЙЛЕР (Ann TYLER), американская писательница. Психологический роман о подростках «Распадающаяся жизнь» (1970). Романе «Блага земные» (1977), «Обед в ресторане «Тоска по дому» (Dinner at the Homesick Restaurant, 1982), «Нежданный турист» (The Accidental Tourist, 1985).

1949 — во Львове убивают украинского литератора Ярослава ГАЛАНА (род.1902), придерживавшегося просоветских, антикатолических взглядов. Вину за убийство власти возложат на «националистов». Будет развязан жестокий террор против украинской интеллигенции, греко-католического духовенства и т.п.

В 1957 году умер ирландский писатель Эдвард Джон Мортон Дракс ПЛАНКЕТТ (Лорд Дансени), один из основоположников современной фэнтези.

1958 — начало травли Бориса ПАСТЕРНАКА. «Литературная газета» дает сообщение о присуждении поэту Нобелевской премии под заголовком «Провокационная вылазка международной реакции». Роман Пастернака «Доктор Живаго» называется «контрреволюционным, клеветническим произведением».

1962 — писателю Джону СТЕЙНБЕКУ (John STEIBECK) присуждается Нобелевская премия по литературе.

 /источники в Интернете, остальное по книгам да по сусекам из частной библиотеки Литератора/