проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа  << — << 26 октября >> + >>


Сегодня в Ежедневнике: Алданов, Андерсен, Аристов, Галович, Бакунина, Белый, Бойе, Бусуйок, Верещагин, Волькерс, Вронченко, Друк, Джальский, Железников, Злотников, Караджич, Княжнин, Комаров, Конрой, Мефодий, Найт, Песков, Сильва, Твен, Хомутова, Юсупов.


вчера    завтра

 

26 октября

 
 




 

СОБЫТИЕ ДНЯ:

Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.

 Иверская икона Божией Матери

по ст.ст. 13 октября

Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники Пергамских (251). Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия Солунского (I-II). Мч. Вениамина диакона Персидского (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Мц. Хрисы (Златы) (1795) (Болг.). Возвращение мощей прп. Саввы Освященного из Италии во Св. Град (1965). Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

______________________


приметы
Агафонов день. Банное обиходье. Выгоняли из больных падучую. На полке протопленной бани прели настои из целебных трав.
 

день-деньской

Александр БЛОК

* * *
По улицам метель метет,
Свивается, шатается.
Мне кто-то руку подает
И кто-то улыбается.

Ведет — и вижу: глубина,
Гранитом темным сжатая.
Течет она, поет она,
Зовет она, проклятая.

26 октябряЯ подхожу и отхожу,
И замер в смутном трепете:
Вот только перейду межу -
И буду в струйном лепете.

И шепчет он — не отогнать
(И воля уничтожена):
«Пойми: уменьем умирать
Душа облагорожена.

Пойми, пойми, ты одинок,
Как сладки тайны холода...
Взгляни, взгляни в холодный ток,
Где всё навеки молодо...»

Бегу. Пусти, проклятый, прочь!
Не мучь ты, не испытывай!
Уйду я в поле, в снег и в ночь,
Забьюсь под куст ракитовый!

Там воля всех вольнее воль
Не приневолит вольного,
И болей всех больнее боль
Вернёт с пути окольного!

26 октября 1907

события, истории, имена

В 884 году от Р.Х. просветитель МЕФОДИЙ, «посадив из учеников своих двух попов-скорописцев, перевел быстро и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский за 6 месяцев, начав от марта месяца и до 26 октября». Перевод не сохранился.

Николай Борисович ЮСУПОВВ 1750 году родился Николай Борисович ЮСУПОВ (26(15).10.1750 — 27.07.1831), князь, дипломат, коллекционер и меценат, владелец усадьбы Архангельское. Происходил из старинного ногайского княжеского рода. Будучи 22 лет от роду, Юсупов отправился в путешествие по странам Европы: слушал лекции в Лейденском ун-те, встречался с Бомарше и Дидро, Вольтером и др., начал собирать коллекцию живописи. После 1812 он был назначен главноуправляющим Кремлевской экспедицией и Московской Оружейной палаты. Последние годы жизни Юсупов был членом Государственного Совета. К Юсупову обращено послание А.C. ПУШКИНА «К вельможе», в котором дан обобщенный портрет просвещенного вельможи, носителя культурных традиций русско-французского XVIII века.

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.

<…>
http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v03/d03-160.htm 

В 1773 году родилась Варвара Ивановна БАКУНИНА (ГОЛЕНИЩЕВА-КУТУЗОВА)(1773 — 1840), русская писательница-мемуаристка, племянница Михаила КУТУЗОВА и тетушка анархиста Михаила БАКУНИНА.

Вук Стефанович КАРАДЖИЧ1787 Вук Стефанович КАРАДЖИЧ (Vuk Stefanovic KARADZIC)(26.10.1787 — 26.01.1864), сербский филолог-самоучка, историк, этнограф, видный деятель сербского национального возрождения. Участник сербского восстания 1804 года.

Стефанович КАРАДЖИЧ — основоположник современного сербского литературного языка. В «Грамматике сербского языка» (1814) и в «Сербском словаре» (1818) взял за основу литературного языка фонетический принцип правописания, «писать по звонам», который сформулировал Тредиаковский. Против него выступили духовенство, чиновничество, Матица сербская. Новое правописание не раз запрещалось, высмеивалось. Но реформа была поддержана филологами и литераторами была проведена лишь через 40 лет (1864 г.).
Не менее известен Караджич как собиратель сербских народных песен, сказок, пословиц. Открытием богатства сербского народного творчества стали сборники Караджича, первые из которых он издал в Вене в 1814 и 1815. В 1823-1834 им издаются четыре книги «Сербских народных песен», а в 1841 он предпринимает новое издание, которое завершилось уже после его смерти (1866). В 1821 вышел в свет сборник сказок, а в 1836 — сборник пословиц. Сербские песни начинают переводить и изучать виднейшие европейские поэты и ученые (Гете, Мериме, Пушкин, Мицкевич).

Не менее важно добавить, что реформа литературного сербского языка была радикальной и, возможно, единственно успешной в своём роде. Тому были причины не только фонетические. Результатом её стало подписание в 1850 г. в Вене беспрецедентного соглашения о едином литературном языке сербов и хорватов, двух народов, использующих разные алфавиты и разделенных в тот момент границей. Суть разработанной КАРАДЖИЧ реформы можно представить, попробовав русское слово записать латинскими буквами.
Основной принцип «нового» правописания гласит: «Пиши како говориш и читаj као што jе написано» (Пиши, как говоришь, и читай, как написано). В сербском языке правописание фонетическое, то есть на письме отражаются звуковые чередования согласных, что не свойственно русской орфографии. Поэтому написание, например, сербских слов шездесет (шестьдесят), потпис (подпись), свеска (тетрадь), фудбал (футбол) отличается от написания русских шестьдесят, подпись, связка, футбол. В сербском языке слова пишутся именно так, как они произносятся.
http://courier.com.ru/homo/latinitsa/latinitsa6.htm 
«Век XIX: от Вука Караджича до «большевистской» реформы 1918 г.» М.В. Арапов.

1801 Михаил Павлович ВРОНЧЕНКО (1801 — 16.11.1855), русский географ, поэт-переводчик.

1822 — в возрасте 17 лет Ханс Кристиан АНДЕРСЕН записывается в школу, чтобы получить образование. Он был самым высоким в своем классе, так как его одноклассникам было по 11 лет.

Дом купца Варгина, где открылся Малый театр в 1824 году1824 — «Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября (по ст. ст.) сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»
Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей.
источник: http://www.maly.ru/  — сайт Малого Театра, история.
С Малого началось становление русского национального театра. Огромную роль в этом сыграл Александр Николаевич Островский, все 43 пьесы которого были поставлены на его сцене.

1826 Анна ХОМУТОВА, 38-летняя сестра приятеля ПУШКИНА впервые встречается с Александром Сергеевичем: «В гостиной у КОРСАКОВОЙ… собралось уже множество гостей. Дамы разоделись и рассчитывали привлечь внимание Пушкина, так что, когда он взошел, все они устремились к нему и окружили его. Каждой хотелось, чтоб он сказал ей хоть слово. Я, неприметно для других, издали, наблюдала это африканское лицо, на котором отпечаталось его происхождение, это лицо, по которому так и сверкает ум».

1838 Виссарион Виссарионович КОМАРОВ (1838 — 4.01.1908), русский публицист и издатель.

1842 Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН (погиб 13.04.1904), художник-баталист. Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. «В те времена за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам как до неба...» (А. Бенуа).

1854 Ксавер Шандор ДЖАЛЬСКИЙ, настоящее имя БАБИЧ Любомир (ÐALSKI Ksaver Šandor — BABIĆ Lubomir), хорватский писатель. Активно выступал против австро-венгерского засилия в Хорватии. Разрабатывал тему национальной борьбы, обращаясь как к современности (романы «В ночи», 1886; «Радмилович», 1894), так и к истории (романы «Рассвет», 1892; «За родное слово», 1906). Обличал представителей хорватской власти, сатирически высмеивал карьеризм, бюрократизм, рисовал душевный крах интеллигентов-патриотов, вынужденных идти на службу правящему режиму, произвол властей в отношении «маленьких людей». Однако, реализм писателя был ограничен его достаточно консервативными взглядами. Он элегически воспевал вымирающие старинные рода, изображая их носителями хорватского национального духа и рыцарских традиций — сборники рассказов «Под старыми кровами» (1886). «Из вармеджийских дней» (1891); «По родным местам» (1899). Поздние произведения проникнуты пессимизмом, мистической верой во всемогущество злого рока. В рассказах созданы яркие типы дворян и чиновников, нарисованы картины усадебного быта. В художественном отношении они значительно выше романов, страдающих сентиментальностью, искусственностью сюжетных построений. (1854-1935)
источник: http://www.libfl.ru/win/writers/2004/write04_10.html 

1880 Марк ТВЕН, выступая в Хартфорде (Коннектикут), заявляет: «Мне безразличны выпады моих противников до тех пор, пока они не говорят правду обо мне».

Андрей БЕЛЫЙ1880 Андрей БЕЛЫЙ (Борис Николаевич БУГАЕВ)(26(14).10.1880, Москва — 8.01.1934, там же), русский писатель.
 

«Держу себя в стальном корсете». Сплю, когда можно, когда приходит сон... Все перепутано, нет ни дня, ни ночи... После обеда обязательно надо уснуть до вечернего чая. После чая сажусь за работу и работаю до пяти часов утра...» («Как я пишу», Андрей БЕЛЫЙ)
 

«Поэт Белый быстро усвоил все тонкости современной стихотворной техники. Так, варвар сразу принимает, что не надо есть рыбу ножом, носить зимой цветных воротников и писать сонетов в двенадцать строк (как это недавно сделал один небезызвестный поэт). Он пользуется и свободным стихом, и аллитерациями, и внутренними рифмами. Но написать правильное стихотворение с четкими и выпуклыми образами и без шумихи слов он не может. В этом он уступает даже третьестепенным поэтам прошлого, вроде Бенедиктова, Мея или К. Павловой. И сильно можно поспорить против его понимания четырехстопного ямба, размера, которым написана почти вся «Урна».
Следя за развитием ямба у Пушкина, мы видим, что великий мэтр все больше и больше склоняется в сторону применения наибольшей звучности стиху. Непонятно, почему Андрей Белый отказывается от такого важного средства придать жизнь своим часто деревянным стихам.

Но в чем же чара Андрея Белого, почему о нем хочется думать и говорить? Потому что у его творчества есть мотивы и эти мотивы воистину глубоки и необычны.

У него есть враги — время и пространство, есть друзья — вечность, конечная цель. Он конкретизирует эти отвлеченные понятия, противопоставляет им свое личное «я», они для него реальные существа его мира. Соединяя слишком воздушные краски старых поэтов со слишком тяжелыми и резкими современных, он достигает удивительных эффектов, доказывающих, что мир его мечты действительно великолепен». («Рецензия на сборник «Урна» А. Белого», Николай Гумилев)
 

«Борис Николаевич любил выражать свою мысль в формах и терминах музыки. Мир звучал для него, говорил ему, звал. Цикл своих первых стихов назвал он «Призывы», и дал почти то же заглавие своему последнему сборнику — «Зовы времён».

Кроме постоянных и обиходных в устах его выражений: пауза, ритм, фермата, стаккато, крещендо и т.д., чаще и нужнее других были ему: контрапункт, тема в вариациях, фуга». («Воспоминания об Андрее Белом», Клавдия Бугаева)
 

«Мы верим, что Ты откроешь нам, что впереди не будет октябрьских туманов и февральских жёлтых оттепелей. Пусть думают, что ты ещё спишь во гробе ледяном». («Апокалипсис в русской поэзии», Андрей БЕЛЫЙ)

РОДИНЕ

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез -
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня!

1883 Владимир Николаевич КНЯЖНИН (1883 — 1942), русский поэт, критик и библиограф.

1886 Марк Александрович АЛДАНОВ (1886 — 1957), писатель, эмигрант.

1888 Федор Федорович АРИСТОВ (26.10.1888 — 5.11.1932), русский славист, востоковед, историк, этнограф, географ, литературовед и переводчик.

1894 Джон НАЙТ (КНАЙТ)(John S. (Shively) KNIGHT)(26.10.1894 — 16.06.1968), репортер, лауреат Пулитцеровской премии (Editor’s Notebook: 1968), редактор The Akron Beacon Journal; издатель (газетная империя Knight-Ridder).

1898 — В. И. Немирович-Данченко с купцом Щукиным для открытия Московского Художественного общедоступного театра выбирают среду 14 октября, и только через несколько лет обнаружат, что в тот же день, но 74 года назад был открыт и знаменитый Малый театр.

История театра открывается спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, а ядро труппы составляют воспитанники Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, М. Г. Савицкая, М. О. Роксанова, Н. Н. Литовцева) http://www.mxat.ru/history/ 

Карин БОЙЕ1900 Карин БОЙЕ (Karin BOYE)(1900 — 1941), шведская писательница и поэтесса.

Известен коротенький рассказ, написанный Карин в семилетнем возрасте…

«У мальчика был маленький крокус. Внутри растения жил маленький эльф, который обладал магическими чарами. Крокус был желтым и очень хорошеньким. Но пришла осень, и растение стало вянуть. Крокуса (так звали эльфа) подумала, что это отвратительно, и улетела. А крокус завял. Вы когда-нибудь видели, как опадает крокус?».

«Она была уверенной, отзывчивой девочкой, намного одареннее своих одноклассников. Она знала ответы почти на все вопросы». — Говорит о Карин её первая учительница. В девятилетнем возрасте, вместе с тем, что читала известные нам книги Александра Дюма, Редьярда Киплинга, Герберта Уэльса, Мориса Метерлинка и в особенности Рабиндраната Тагора, она уже увлекалась индийской мифологией, изучала Буддизм и старательно пыталась выучить санскрит. Но затем резко меняет направление своих исканий в сторону Христианства. Поступает в Университет Упсана, где училась её лучшая подруга Анита Натхорст.

Вы когда-нибудь понимали, как медленно и продолжительно может страдать человек, облетая своими лепестками подобно крокусу, который вы никогда не видели?
Принимала участие в деятельности группы шведских социалистов «Кларте» и в издании журнала «Спектр» — посвящённом идеям модернизма и психоанализа. Приезжала в Советский союз, по возвращении их которого написала роман-антиутопию «Каллокаин», изданный в 1940. Покончила жизнь самоубийством.

http://www.litwomen.ru/autogr58.html 

1908 Мигель Отеро СИЛЬВА (1908 — 1985), венесуэльский поэт, романист и публицист.

1914 Фран ГАЛОВИЧ (GALOVIĆ Fran), хорватский поэт, драматург, прозаик. Его проза отмечена влиянием «философии молчания» Метерлинка. Получил известность, главным образом, благодаря экспериментальному роману «Волшебное зеркало» (1912), сюжет которого строится на идее параллельного существования реальности и потустороннего мира. Герой романа совершает с помощью зеркала, символа хрупкости мироздания, мистическое путешествие за пределы реальности в царство смерти, попутно углубляясь как в философские вопросы бытия, так и в анализ собственных переживаний. Некоторые особенности стилистики романа предвосхищают открытия экспрессионизма. (1887-1914)
источник: http://www.libfl.ru/win/writers/2004/write04_10.html 

1925 Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ, писатель («Каждый мечтает о собаке», «Чучело») и кинодраматург.

1925 Ян ВОЛЬКЕРС (Jan WOLKERS), нидерландский писатель. Помимо писательской деятельности занимался скульптурой и живописью. В 1973 году был снят весьма жестокий, с моральной точки зрения, фильм «Турецкие наслаждения», номинированного на «Оскар», по его роману.

1928 Аурелиу БУСУЙОК, молдавский поэт и сценарист.

1928 — В «Правде» публикуется «Открытое письмо Максиму Горькому» С. БУДЕННОГО с резкой критикой «Конармии» И. БАБЕЛЯ. Не найдя в «Конармии» описания легендарных сражений, героических подвигов буденовцев, прославленный командарм упрекает автора в мещанско-обывательской точке зрения, обвиняет его в написании карикатуры. На следующий день будет опубликован ответ Горького, который поддержит Бабеля: «Такого красочного и живого изображения единичных бойцов, которое давало бы мне ясное представление о психике всего коллектива, всей массы Конармии и помогло бы мне понять силу, которая позволила ей совершить исторический, изумительный ее поход, — я не знаю в русской литературе».

Позднее в спор включится еще один бывший участник Конармии — писатель Вс. ВИШНЕВСКИЙ, который пошлет Горькому свою пьесу «Первая Конная»: «Не то, не то дал Бабель! Многого не увидел. Дал лишь кусочек: Конармия, измученная в боях на польском фронте. Да и то не всю ее, а осколки». Ответ Горького будет прост: «Такие вещи, как ваша «Первая Конная» и «Конармия», нельзя критиковать с высоты коня».

А.Яр-Кравченко. «А.М.Горький читает И.В.Сталину, В.М.Молотову и К.Е.Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть». 1941 г.1932 — сегодня если не день рождения, то, по крайней мере, час оплодотворения искусственно созданного Советской властью литературного направления под названием «социалистический реализм». На встрече с писателями в бывшем особняке Рябушинского, а тогда уже (1932) резиденции Максима Горького, великий вождь российского пролетариата И.В. Сталин благодушно назвал собравшихся членов Оргкомитета ССП «инженерами человеческих душ». По крайней мере, такую версию высказывает большинство нынешних справочников, ссылаясь, по-видимому, на подробную запись-свидетельство К. Зелинского о той многочасовой встрече Сталина с 50-ю (!) писателями (которая почему-то существует аж в трёх вариантах).

«Человек перерабатывается самой жизнью. Но и вы помогаете переделке его души. Это важное производство — души людей. Вы — инженеры человеческих душ». Это главное! Опустим, что следующей фразой было: «Вот почему выпьем за писателей и за самого скромного из них, за товарища Шолохова!» К делу не относится. Но дух подвыпивших писателей и руководства страны передаёт в точности.

«Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведёт её к социализму. Это и будет социалистический реализм».
Тогда же была дана чёткая установка, разъясняющая суть партийного постановления о «перестройке» (любимое наше слово!) творческих организаций. Одна из задач, которую предстояло решить объединению писателей это — «прочистить» свои ряды, пристальней присматриваться друг к другу. Что-то мне это мне жутко напоминает цитату от «Советского Информбюро», как я любезно называю нынешнего нашего президента, не имеющего, по моему разумению, ни одной собственной мысли, и с упоением озвучивающего разного рода социалистические «приматы», типа: «мочить в сортире».

«В разгар этой встречи было и нечто такое, о чём все ее участники стремились и не могли забыть всю свою дальнейшую жизнь. Захмелевший Николай Бухарин вдруг сказал Сталину: «Ну, соври им что-нибудь против Ленина». Горький был в полной прострации (он приязненно относился к Бухарину), все просто остолбенели. Реакция Сталина была скорее смущенной, чем возмущенной: «Лучше бы ты, Николай, рассказал Алексею Максимовичу, что ты на меня наговорил, будто я хотел отравить Ленина». Самое загадочное в том, что Сталин на предыдущей встрече с писателями, по отзывам Фадеева, рассказывал, как безнадежно больной Ленин якобы попросил Сталина, как самого жестокого из известных ему людей, привезти яд. А как было на самом деле? Кто знает...» («Как рождались «инженеры человеческих душ»«, Сергей ЗЕМЛЯНОЙ)

http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jspnumber=413&crubric_id=1001765&rubric_id=1000188&pub_id=343686 

И уже на первом съезде писателей (1934) Сталин продекларирует «…Но нам не меньше нужны инженеры, которые строят человеческие души; вы, писатели, инженеры, строящие человеческие души».

«И вдруг — трах, трах! — подхватил Коровьев. — Выстрелы! Обезумев от страха, мы с Бегемотом кинулись бежать на бульвар, преследователи за нами, мы кинулись к Тимирязеву!..» Ах, как совсем недалеко от той гостиной в обусловленном доме. Зачем же они кинулись? Куда хотели скрыться эти два шабушных гаера, поджегшие Торгсин? «Но чувство долга побороло наш постыдный страх, и мы вернулись!»

«А потом председатель райисполкома сказал, что писателям, которые есть инженеры (или, в крайнем случае, техники) человеческих душ, конечно, не цифры нужны, а души живые» (И. Зверев, Она и он, «Знамя», 1964, № 7, с. 56).

Злые языки утверждают, что есть и другая версия — бытовая, которая в большинстве случаев и оказывается самой правдоподобной. Афоризм «Писатели — инженеры человеческих душ» был высказан Олешей. Позже Сталин корректно процитировал эту формулу: «Как метко выразился товарищ Олеша, писатели — инженеры человеческих душ». Когда же афоризм приписали Сталину — тот не возражал.

Мне кажется, что мы ещё не осознали роли Великого Советского народа в деле товарища Сталина.

«Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны?» («Мастер и Маргарита») — звучит, как призыв!

1934 Натан Маркович ЗЛОТНИКОВ (1934, Киев), поэт. Автор нескольких лирических сборников и переводов удмурдской поэзии. Лауреат премии Союза писателей Удмуртии им. Васильева. Много лет заведовал отделом поэзии журнала «Юность» и «вывел в свет» не одну сотню поэтов.
А я на днях всё вспоминал, кто же писал мне отказы из «Юности», ссылаясь на «третьестепенных» поэтов. Нет, не Злотников…

1945 Пэт КОНРОЙ, американский писатель и сценарист.

1957 Владимир Яковлевич ДРУК, поэт, драматург, писатель, один из лидеров «новой волны».

1959 — в «Литературной газете» опубликовано открытое письмо группы писателей (В. КАВЕРИН, Э. КАЗАКЕВИЧ, М. ЛУКОНИН, С. МАРШАК, К. ПАУСТОВСКИЙ, Н. ПОГОДИН, С. ЩИПАЧЕВ) «Товарищам по работе» — предложения о перестройке Союза писателей, «превратившейся из творческой организации в некий департамент по литературным делам». Творческое общение должно происходить «не в канцеляриях ССП, не в залах заседаний, не на собраниях», говорится в письме.

1961 Сергей Борисович ПЕСКОВ, поэт.

1965 — в Букингемском дворце состоялась церемония награждения музыкантов группы «БИТЛЗ» орденами Британской империи. О награждении было объявлено еще в июне, и отношение к этому решению королевы было неоднозначным. Однако сегодня музыканты награды получили. Вот только в 1969 году Джон ЛЕННОН свой орден вернул.

1976 — постановление ЦК и Совмина о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции и улучшению ее продажи (введены «рыбные дни» в общепите).

2001 — объявляется шорт-лист «старейшей» русской литературной премии (которой, кстати сказать, всего лишь 23 года — даже для человека маловато) имени Андрея БЕЛОГО — первой русской негосударственной литературной премии, учрежденной питерскими самиздатовцами.
Традиционных призы премии — один рубль, бутылка водки и яблоко. Премия считается одной из самых престижных в современной русской литературе. В 2000 году «Новое литературное обозрение» приступило к изданию книг поэтов, вошедших в шорт-листы премии БЕЛОГО начиная с 1999.
Шорт-лист 2001 года выглядит следующим образом:

Поэзия
1. Александр Анашевич (Воронеж). // Зеркало. 2001. # 15-16.
2. Шиш Брянский (Москва). Тверь: Kolonna Publications, 2001.
3. Дмитрий Голынко-Вольфсон (Петербург). М.: АРГО-Риск; Тверь: Kolonna Publications, 2001.
4. Владимир Кучерявкин (Петербург).
5. Мария Степанова (Москва). М.: АРГО-Риск; Тверь: Kolonna Publications, 2000; О близнецах. М.: ОГИ, 2001.
6. Василий Филиппов (Петербург). СПб.: Петербург-ХХI век, 2000.

Проза
1. Александр Гольдштейн (Тель-Авив). . М.: НЛО, 2001.
2. Михаил Елизаров (Гамбург). М.: Ad Marginem, 2001.
3. (Мюнхен). . СПб.: Алетейя, 2001.
4. Андрей Левкин (Москва). СПб.: Амфора, 2000; Двойники. СПб.: Борей Арт, 2000.
5. Маргарита Меклина (Сан-Франциско). // Митин Журнал. 2001. # 59.
6. А.Нуне (Берлин). М.: НЛО, 2001.
7. Сергей Спирихин (Петербург/Ташкент). Конина. Ташкент, 2001 (на правах рукописи).
Гуманитарные исследования
1. Екатерина Деготь (Москва). М.: Трилистник, 2000.
2. (Москва). Слово-письмо-литература. М.: НЛО, 2001.
3. Андрей Зорин (Москва). М.: НЛО, 2001.
4. Владимир Малахов (Москва). М.: Дом Интеллектуальной Книги & Модест Колеров, 2001.
5. (Москва). Тексты в книгах: Мастерская визуальной антропологии. 1993-1994. М.: Художественный журнал, 2000; Тетради по аналитической антропологии. Вып. 1. Авто-био-графия. М.: Логос, 2001.
6. Елена Рабинович (Петербург). СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000.

Обе премии будут вручены в конце ноября — начале декабря на ярмарке интеллектуальной литературы Non Fiction.

2002 — театральный центр «Норд-Ост» Москва, где удерживалось более 700 заложников взят штурмом. При штурме захваченного террористами здания театрального центра «Норд-Ост» погибли 67 заложников. При штурме были убиты 37 террористов. Два боевика, в том числе женщина-смертник, взяты живыми.

2002 — в «булгаковской квартире» в Москве проходит пресс-конференция группы «ДДТ», посвященная выходу нового альбома «Единочество. Часть 1».

2003 — американский деловой журнал Forbes, выходящий тиражом за 900 тыс. экземпляров и известный мне тем, что постоянно публикует рейтинги самых богатеньких «Буратино», опубликовал список из вымышленных персонажей, которые за один только 2003 год заработали в общей сложности 25 миллиардов долларов.
На первом месте Микки Маус с доходом в 5,8 миллиарда долларов.

Второе место разделили герои сказки Алена Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все». Винни, Пятачок и ослик Иа-Иа — 5,6 млрд долларов.

Оглашаю весь список:

1. Микки Маус и друзья

2. Винни-Пух и компания

3. Фродо Баггинс, «Властелин колец»

4. Гарри Поттер

5. Немо, «В поисках Немо»

6. Ю-Ги-Ох!

7. Губка Боб — Квадратные Штаны

8. Человек-паук

9. Росомаха, X-Men

10. Пикачу Покемон

2005 — 14 шестиметровых китов выбросились на песчаный пляж в местечке Мэрион Бэй к востоку от города Хобарта.

Вчера из тех же мест приходили сообщения о выбросе более 60 китов и дельфинов.

И же спасти удалось лишь 11 из тех, кто был наиболее близок к кромке океана. Что люди, а что рыбы?
 



вчера    завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора