проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа  << — << 22 апреля >> + >>


Сегодня в Ежедневнике: Абрамсон, Аджубей, Андреев, Аннинский, Батурина, Богданов, фон Боденштедт, Брюсов, Грибачев, Громов, Диесперов, Ефремов, Жуков, Ильичев, Кант, Каралис, Кожевников, Козлов, Копелев, Кундзич, Лебедев, Лабковский, «Литературная газета», Литошко, Любимов, Матвеев, Набоков, Орлов, Петров, «Правда»Ралин, Росс, Ренн, Рыльский, Сабило, Сатюков, Смит, де Сталь, Трояновский, Турсун-Заде, Ульянов, Уортон, Филдинг, Шевченко, Шолохов, Шуйский


21 апреля    23 апреля

22 апреля

22 апреля

 
 

 

 



 

СОБЫТИЕ ДНЯ:
«Демьян БЕДНЫЙ, меткий стрелок по врагам трудящихся, доблестный кавалерист слова, награжден ВЦИК — по представлению РВСР — орденом Красного Знамени».

Председатель Реввоенсовета Республики ТРОЦКИЙ.

по ст.ст. 9 Апреля
Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана еп., Мариава пресвит., Авдиеса и прочих 270-ти (362-364). Прмч. Вадима архим. Персидского

______________________


приметы
Придётся проснуться пораньше, чтобы увидеть, как светлое облако перед восходом солнца знаменует хороший день, а темноватое — пасмурный или дождливый.
 

день-деньской
Писатель Леонид АНДРЕЕВ, который необычайно глубоко чувствовал тёмные стороны человеческой натуры, который и сам ни раз покушался на самоубийство, сегодня записал в своём дневнике: «Большевики не только поганили революцию, они сделали больше: быть может, навсегда убили религию революции. Сто с лишним лет революция была религией Европы, революционер — святым в глазах друзей и врагов. Даже у врагов больше, чем у друзей. Первый частичный удар нанес Азеф, совместив в своем лице революционера и мошенника, простого мерзавца… И то, что Азеф сделал в маленьком домашнем масштабе, то на мировой арене повторил Ленин и большевики… Синонимом дурака или мерзавца (по откровенному слову Троцкого) стал революционер…»
 

«Демонстрируемое в спектакле разделение едино».

По приказу короля Франции КАРЛА V в 1370 году закладывается первый камень в основание крепости Бастилия, родился Иммануил КАНТ, Владимир УЛЬЯНОВ и… по некоторым случайным (!) интернет-версиям — Владимир НАБОКОВ. В этот день случаются юбилеи «Литературной газеты» и впервые была проведена телетрансляция ядерного взрыва. В этот день в 1987…

«Наступил Конец Истории, предРегнарек, самый тёмный период Кали Юги».

«Что такое предреволюционная ситуация в мировом масштабе? — Это трёхкратное увеличение цен на нефть. А мировая революция? — Это четырёхкратное увеличение». Судя по нынешним ценам на этот главный продукт нашей цивилизации, мы уже пережили десятки революций, не говоря уже о ситуациях.

Я не знаю, кому принадлежат эти голоса. Но так ли это важно сегодня? Если передо мной стояла бы задача засвидетельствовать в прежних формах происходящее вокруг всех нас Событие, то я назвал бы свою работу «Всемирный потоп информации». Однако то, что я попытался бы заключить в объятия текста, было бы немедленно смыто и опровергнуто мощной волной новых текстов и следующих событий, последствий тех состояний, о которых я пытаюсь поведать в отведённых мне границах рефлексии. Слушайте не меня, слушайте свой собственный дух истории, читающий знаки где-то на небесах, уже простёршихся по земле как предутренний туман. Вот-вот развеется наше Небо. А пока я могу лишь поднять палец вверх и ткнуть им в бесконечную муть.

Какие нужно привести факты, чтобы показать вам, любезный читатель, что у нас нет более никакой истории? Всеобщая История закончилась, когда об этом и было объявлено в газетах, в манифестах, в заметках о «качестве жизни» и объявлениях о снятии квартир. Теперь она расслоилась, разошлась на миллиарды «маленьких» человеческих свидетельств и представлений, которые текут каждая в своём времени и своём пространстве. Некоторые, если не многие, обмелеют, исчезнут ранее, чем достигнут изоповских глубин; некоторые обретут иное качество в неописуемой радости духовного согласия. Но даже думать сейчас об этом противно… факты, факты… факты и ничего более. И где-то на обочине, в канаве повседневной рутины, в человеческой шелухе творится будущее не в пространственной перспективе, а духовной. Мы же не имеем сердца разомкнуть порочный круг того, что мыслим в качестве Всемирной Истории. Может быть, это и звучит банально, фатально… от того и фальшиво, но опять же — только потому, что у нас нет никаких фактов, кроме самих фактов, что наше сердце имеет силу против фактов, что оно способно найти выход во всё более густо замешенных и противоречащих друг другу фактах. Боже, о чём я пишу?! И как же я — смешон…

Иосиф Абрамсон: «Ни в коем случае, не забудут. Наоборот, я согласен с теми, кто входит в эти 26%, что значение имени Ленина будет возрастать, и люди все больше и больше будут понимать величие этой личности, этого гениального мыслителя, революционера и государственного деятеля».

Иосиф Абрамсон: «Я категорически не согласен с только что прозвучавшим высказыванием, потому что просто по историческому факту Октябрьская революция была самой бескровной из великих революций мировой истории. Шесть человек, погибших при штурме, по неосторожности может быть, Зимнего — вот и все. Все остальное на совести тех, кто не принял революцию и развязал гражданскую войну, развязал белый террор. Ведь одним из первых актов советской власти была отмена смертной казни. Что последовало? Убийство Урицкого, убийство Володарского, убийство Воровского, убийство многих других людей, которые следовали этому указанию руководства страны. Так что преступления были с другой стороны — со стороны тех, кто революцию не принимал».

Иосиф АБРАМСОН — главный редактор газеты «Коммунист Ленинграда», член исполкома Региональной партии коммунистов, профессор. (круглый стол на радио «СВОБОДА»)

Вот так. И это не шутка. Не какое-то недоразумение — самая бескровная революция! И виноваты те, кто не был согласен с кокаиновым дымком из ноздрей вспотевшей тройки (не только гоголевкской), кто не разглядел в штурме Зимнего дворца горизонты Светлого завтра, и не хотел кричать во всю глотку «Да здравствует Мировая Революция», и не пошёл на второй штурм Зимнего — на штурм винных погребов! Там согласные с Революцией солдаты и матросы убивали друг дружку в пьяном угаре, а большевики — так просто испугались возможного развития событий и не вмешивались. Разгоняли «народное восстание» матросы-анархисты пулемётными очередями. По накалу страстей и числу жертв этот штурм был куда более значительным. В это время несогласные с пьяным бунтом (пьяные, по свидетельству тех же большевиков, валялись штабелями по Миллионной и лакали из канав) организовывали стихийные митинги (например, студенчество), которые уже вкусившие первой крови и напуганные собственной наглостью большевики подавляли со всей «революционной» беспощадностью.

Вы скажете, что в качестве примера я использовал крайние точки зрения. Но в каждом из нас есть такая «своя точка зрения», которая сегодня правит нашим мировосприятием, и которая получила в последнее время какую-то особенную силу. В каждом из нас действительно что-то происходит. Переубеждать друг друга с «фактами» в руках потеряло всякий смысл. У каждого найдётся достаточно аргументов для защиты и нападения. К каждому, согласно его духовной практике, стекаются «нужный» факты и «абсолютные» доказательства. Следите за собой! История не просто кончилась — она стала опасной формой самовыражения.

А газета «Смена» рассказывает о чуде. Двухметровый деревянный Ленин, почти 40 лет знаменующий вождя мирового пролетариата в военной части под Выборгом, а потом подобранный капитаном судна «Надежда Крупская» Михаилом Саликовым, стоял до последнего времени у него в огороде. И накануне вербного воскресенья памятник вождю вдруг дал вербные побеги, а из глаз Ильича потекла смола, напоминающая слезы.
И помните, лишь у 5% россиян слово «Ленин» вызывает явно негативные ассоциации.

«А вчера в поликлинике одна пожилая женщина говорила: «Ленин — святой. Вы потом поймете это. Да, Ленин — святой...» И сидела она в очереди не к психиатру, а к хирургу». Дмитрий КАРАЛИС, «Автопортрет».
И там же… «Сегодня был в доме Набоковых, на Герцена 47. Там теперь редакция газеты «Невское время».

Валерий БРЮСОВ

НА БУЛЬВАРЕ

С опущенным взором, в пелериночке белой,
Она мимо нас мелькнула несмело,—
С опущенным взором, в пелериночке белой.

Это было на улице, серой и пыльной,,
Где деревья бульвара склонялись бессильно,
Это было на улице, серой и пыльной.

И только небо — всегда голубое —
Сияло прекрасное, в строгом покое,
Одно лишь небо, всегда голубое!

Мы стояли с тобой молчаливо и смутно...
Волновалась улица жизнью минутной.
Мы стояли с тобой молчаливо и смутно.

22 апреля 1896

«Значение высказываний будет потеряно в культуре серфинга, характерной для нашего символического поведения. Вот почему, как это ни парадоксально, архитектура, которая кажется наиболее заряженной значениями в обществах, сформированных логикой пространства потоков, есть «архитектура наготы», т. е. архитектура, формы которой так нейтральны, так чисты, так прозрачны, что даже не претендуют на то, чтобы что-нибудь сказать. А не говоря ничего, они противопоставляют жизненный опыт одиночеству пространства потоков. Его сообщение — в молчании».


события, истории, имена

В 1370 году был заложен первый камень в основание крепости Бастилия. Вначале она задумывалась как оборонительное укрепление, которое уже следующее поколение французских королей превратило в настоящую крепость. Восемь башен высотой более 30 метров, связанные стенами и окруженные рвом шириной в 25 метров. Завершилось строительство почти два века спустя. При кардинале РИШЕЛЬЕ утратившая своё стратегическое значение Бастилия стала использоваться как государственная тюрьма. Затем, как гласит история, её взяли штурмом революционные массы 14 июля 1789 года. По постановлению Учредительного собрания Бастилия была снесена. С 1880 года день взятия Бастилии отмечается во Франции как национальный праздник.

1707 Генри ФИЛДИНГ (Henry Fielding)(22.04.1707 — 8.10.1754), английский писатель (комедия «Исторический календарь за 1736 год», «История Тома Джонса, найденыша», «Джонатан Уайльд»), чьё творчество продолжает влиять на развитие литературы, как на естественное развитие человеческой мысли вкруг себя самой.
Его семья свято верила в королевское происхождение, доказать которое с полной уверенностью невозможно. Отец служил в армии и вышел в отставку в генеральском звании. Дед по материнской линии — член Суда королевской скамьи из сомерсетских джентри.

Его первая сатирическая поэма «Маскарад» вышла в свет под псевдонимом Лемюэл Гулливер, поэта-лауреата короля Лилипутии.

Увлёкшийся театром ФИЛДИНГ пишет иронические и сатирические пьесы, среди которых такие названия, как ««Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик» или «Пасквин. Комедия-сатира на современность». Последняя — смешение цитат из самых разных источников. Всё в его жизни, из которой впоследствии он призывал «черпать материал «великой книги Природы»; правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения», — всё величаво до комизма и трагично до бытовых нелепиц. Он сам шут и учёный, классик и балаганщик, скупой рыцарь и беспутный повеса. Он становится своего рода причиной введения театральной цензуры, его театр закрывают, а спустя десять лет Генри ФИЛДИНГ награждён назначением мировым судьей в Вестминстере за издание журналов и политические заслуги. Он провозглашает себя творцом нового литературного жанра и бесконечно полемизирует в своей лучшей художественной книге «История Тома Джонса, найденыша», которая являет собой манифест просветительской эстетики, в то же время на обложке которой написано, что это первый комический роман в Великобритании. По сути, он является основателем лондонской полиции и посмертно, в 1755 году, публикуется «Дневник путешествия в Лиссабон», в котором писатель с характерным для него остроумной тщательностью описывает последние недели своей жизни. Фамильные черты Габсбургов передаёт его единственный портрет, сделанный рукой знаменитого мастера сатирического бытового жанра Уильяма Хогарта уже после смерти писателя.

«…когда эта небольшая комната, где сижу я в настоящую минуту, сменится еще более убогим помещением, меня с уважением будут читать люди, никогда меня не знавшие и не видевшие и которых я никогда не узнаю и не увижу».

http://www.free-time.ru/razdels/!anzikl/f_2.html
http://www.krugosvet.ru/articles/49/1004973/1004973a1.htm
http://www.belletrist.ru/books/peoplebook/rogers-fielding.htm

1722 Джозеф УОРТОН (Joseph WARTON) (1722 — 1800), английский поэт и критик. Закончил Оксфордский университет. Поэтическое творчество УОРТОНА развивалось в рамках сентиментализма. Как литературный критик и противник строгости классического стиля в искусстве, утверждал приоритет свободы фантазии и раскрепощение чувств. Его подход к литературе, сказавшийся как в теоретическом труде, посвященном творчеству А. Попа («Исследование о гении и сочинениях Попа», 1756-1782), так и в поэме «Энтузиаст, или Любитель природы» (1744), где он дает оценку творчества Шекспира, во многом предвосхитил эстетику романтиков.

«Дж. УОРТОН тяготел к анализу конкретных художественных произведений, к дескриптивной критике, рассматривая в ее русле проблемы литературной теории, и высказывал суждения, которые предвосхищали важные изменения в методологии критики, способствовали преодолению классицистических вкусов. Назрела необходимость на новом материале, содержащемся в эссе журнала «Эдвенчерер», решить вопрос, давно являющийся спорным среди историков критики, о месте Уортона в формировании теоретических основ предромантического движения в английской литературе». О.Ю. Поляков
http://natapa.msk.ru/biblio/sborniki/XVIII/polykov_warton.htm

1724 Иммануил КАНТ (KANT)(22.04.1724, Кенигсберг, ныне Калининград — 12.02.1804), немецкий философ, провозгласивший: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир» («Всеобщая естественная история», «Критика чистого разума»). И самое удивительное — он действительно его построил. Правда, в одном отдельно взятом человеке по имени Иммануил Кант.

«Кёнигсберг. Бывшая «Маленькая Швейцария» Восточной Пруссии. Древний город — скоро семьсот пятьдесят. Здесь много нереального, много прошлого. Воздух пахнет солью и свободой — и в нашем загнанном мире это уже само по себе нереально..

Но Кант — настоящий. Стою на каменном мостике и смотрю на лебедей. И чудится мне, что вот сейчас послышатся неторопливые шаги и сухое постукивание трости о булыжники. Кант пойдёт на лекции, а, возвращаясь, остановится на этом самом месте и, глядя на лебедей, будет обдумывать что-то философское и странное, вроде доказательств существования Бога.

Прошли столетия, но перила каменного мостика всё ещё хранят тепло его руки…» (Лана РОСС).


Человек человеку рознь (рисунки Макса Вебера)
 

Ничего не могу рассказать о Канте, кроме того, что сам в себе представляю в роле Канта. Это весьма характерный и обнесённый красной ленточкой (кант) участок самосознания. Любое описание внешности и внутренности его мира вкрадчивыми биографами я соотношу с представлением о себе самом с пометкой Кант. А как иначе? Думаю, и просвещённые мужи, не терпящие препирательств со своим испещренным цитатами мнением, поступали и поступают до сих пор также. Выдавать действительное за желаемое — суть научного мировоззрения. Свою будущую книгу «Теория и практика литературного творчества» я разделю на две равновеликие части: книгу о себе и книгу от себя. Но не станем разменивать «моего» Канта на религию творчества вообще. В данном случае часть гораздо важнее целого, деталь не дополняет, а является как бы изнутри, растёт, становится функциональным, отовсюду значимым элементом общей картины — ей всё внимание. Единство строится на отличиях. Именно им я посвящаю многочисленные изыскания. В узнавании себя во всём, в поисках подобного открываются разности, которые уже не есть «я» собственное, а дар, заявленный свыше, обозначенный как подобие — всё остальное (в том числе и наши представления) только материал.

Почему для этой работы я выбрал образ, скрывающийся под именем великого «кенигсбергского затворника»? Мне близки его (образа!) цели, его болезни, его путь от заурядного метафизика к деланному рационалисту, — мне есть, что сказать по существу, в отличие от той публики, которая пишет рефераты и диссертации, основанные на так называемых фактах, будто ничего кроме рождения и смерти, а также незначительного промежутка между ними не существует. Дева Преисподняя! Им на помощь приходит логика (или то, что они под ней подразумевают!): дата рождения, поступления в университет, несколько печатных рукописей, пересказ которых занимает львиную долю их учёной потенции, и, наконец, час смерти — на что ещё способны биографы? «Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка лекарства не существует». (Во всех случаях, где нет указания на источник, цитируется Иммануил КАНТ.)
 

Кант вступает в историю своей философии слабым, болезненным юношей под знаком, как теперь это называется, вялотекущего депрессивного синдрома. С детства «это был слабенький мальчик, с нежным, бессильным телосложением, с плоской, вдавленной грудью», «человек со слабым здоровьем, причинявшим ему всякого рода беспокойства и затруднения при умственной работе» — напишут его застенчивые воришки биографы. «Из-за плоской и тесной груди, затрудняющей работу сердца и легких, я был предрасположен к ипохондрии, которая в юности граничила с отвращением к жизни», — пишет КАНТ в «Споре факультетов».
 

Четвёртый ребёнок (всего их пять) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Семья, лишённая какого либо достатка, ранняя привычка к труду и пуританская строгость — то немногое, на что мог изначально рассчитывать Иммануил в среде мелких ремесленников-торговцев. Непонятно, когда именно Кант выбрал путь внутреннего постижения свободы, а не стремление обрести внешние атрибуты достатка и независимости? При этом надо учитывать, что сами родители желали, чтобы Иммануил (названный так в честь святого Иммануила — «С нами Бог») стал священником — это могло сочетать в себе и должные приличия, и достойные (по мнению шорника) средства к существованию. Значит, у Канта было столько же возможностей и путей их достижения, сколько и у большинства из нас (шорников, если не по происхождению, то по обстоятельствам), минус здоровье и весьма сомнительная внешность — он вырос всего на один метр пятьдесят сантиметров. Возможно, будущий философ обретал духовный и творческий дар постепенно, а судьба подарила ему лишь неудовлетворённость, пытку от себя самого — единственная предустановленная помощь свыше (или извне) «по умолчанию», которая была оказана в расчёте на всю его дальнейшую жизнь. Здесь следует отметить, что во «взрослой жизни» Кант не поддерживал отношения с родственниками.
 

Наш вопрос к Канту — это вопрос таланта? Из чего он состоит? В чём, в каких «материях» случалось его вдохновение. Какими силами измеряется и где тот «случай», который, как принято в русской биографической традиции, отмечает достойного?
 

Начальная школа, затем церковная гимназия («коллегия Фридриха»), где Иммануил обучается на латинском отделении. Обучение исключает естествознание и историю. И, несмотря на слабое здоровье, мальчик становится одним из лучших учеников. Однако биографы также примечает, что Иммануил неприязненно относится к внешним проявлениям религиозного культа, начинает увлекаться античной поэзией и филологией. Тогда что значит в гимназии, где основным предметом является богословие, быть лучшим учеником? Или назвать его «лучшим» — это дань уважения к будущим заслугам предтечи современной философии? Или мы имеем тот исключительный случай, когда оценку ставят не за прилежание, а за пытливость ума? Хотя именно «прилежание» выделяет юного Канта из общей массы учащихся. Возможно и то и другое. Однако, совершенно ясно, что никакой ранней гениальностью в то время Кант не блистал.

В возрасте 16-ти лет он поступает в Кенигсбергский университет, который не сумеет окончить из-за отсутствия средств. Лишь в 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне» и сдает устный магистерский экзамен.

Первую свою работу Кант писал три года — с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил», в которой допустил досадный промах: проблема, поднятая в статье, успела найти своё решение у Даламбера (философ, математик, один из представителей французского Просвещения). Затем следует статья по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана для некоего конкурса на предложенную тему, но Кант не решается направить её по назначению и публикует лишь позднее. Затем следует статья «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». И, наконец, результатом этих предварительных работ становится трактат «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Опубликован анонимно и получил-таки одобрительную рецензию.

Несмотря на явно космологический интерес, Канту, что называется, не хватает звёзд с неба в его реальной, повседневной, во многом лишь заурядной жизни. Вначале он частный учитель, затем длительные и безуспешные попытки стать штатным преподавателем в университете. В возрасте 38 лет Кант пересматривает свой учёный опыт и наступает непредсказуемый переломный момент. Кант не просто одинок в своих исканиях. Да, есть знакомые, внешне он не чурается общения, но сам настаивает на своём внутреннем одиночестве. Иногда зарабатывает на жизнь, играя на бильярде. В сорок два Кант записывает: «Состояние моей души действительно было при этом противно здравому смыслу». В последствии философ запрещает использовать свои ранние (!) работы, в числе которых «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и «Мысли магистра Иммануила Канта ... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа» (1760), называя этот период своего философствования «догматическим сном».
 

В сорок лет к Канту наконец-то приходит тихая слава модного автора, но он всё ещё остаётся приват-доцентом, не получающим от университета ни гроша. И только в 1770 году специальным указом короля он назначен ординарным профессором логики и метафизики. За три четверти своей жизни философ создаёт лишь половину своих работ. Он всё ещё экспериментирует со своими идеями, и лишь в 1780 году завершена «Критика чистого разума», которая отнюдь не вызвала сенсации. Впереди ещё расцвет духовных и творческих сил. До сих пор Восток и Запад спорят о первоисточниках кантовской философии. Но даже имея в виду только границы человеческой личности — Кант уникален. Он сумел объединить в одном себе намерение и состояние цели, темперамент и характер, волю и желание. Его талант был выработан самой живой природой его исканий, фантазий и размышлений.
 

«Каждый день в без пяти пять его будил слуга Лампе, и когда било пять часов, он садился за стол, выпивал одну или две чашки чая, выкуривал трубку и готовил лекции, которые он вел в течение всей первой половины дня — пока стрелка часов не показывала время без четверти час. Затем он выпивал бокал венгерского вина и в час садился за стол. После обеда он совершал прогулку до крепости Фридрихсбург, причем всегда шел по одному и тому же маршруту, который соседи окрестили «Философской тропой». Можно было узнать время и без колокольного боя: мимо шел философ... После чтения газеты — в шесть часов — он отправлялся в свою рабочую комнату (он заботился о том, чтобы в ней постоянно поддерживалась температура в 15 градусов), и снова принимался за работу, причем всегда садился так, чтобы можно было видеть башню старого замка. Если разросшиеся деревья препятствовали ему наслаждаться этим видом, это мешало его размышлениям. Около десяти часов, через четверть часа после того, как он заканчивал свои размышления, он шел в спальню, окно которой в течение всего года оставалось закрытым, раздевался и ложился в постель, причем этот процесс сопровождался рядом вполне определенных манипуляций, благодаря которым он мог всю ночь напролет оставаться полностью закутанным. Если же ночью ему необходимо было выйти, он ориентировался по тросу, протянутому между кроватью и уборной, чтобы не оступиться в темноте» (Жан-Баптист Ботюль).
 

Иммануил Кант никогда не просыпался знаменитым. Вся его биография — это шаг за шагом, этап за этапом длительный процесс изнурительного внутреннего труда в направлении обретения полномочий, тех духовных состояний, которые делают возможным переживание истины. С течением жизни эти «полномочия» приобрёли даже патологическую (на внешний, обывательский взгляд!) форму. Жёсткий распорядок дня. Изумительная пунктуальность во всём. Ничем не нарушаемый ход весьма ограниченных во внешних проявлениях обстоятельств. (Всем этим Кант отнюдь не отличался в молодости!) Кант полностью подчинил себя искусству философии и в этом качестве приобрёл неограниченную духовную свободу. Даже его чудовищные заблуждения наделены безудержным шармом и оригинальной харизмой. «На лекциях по физической географии философ рассказывал своим ученикам, что в России обитает рыба осетр, которая, чтобы погрузиться на дно, глотает камни. А под Оренбургом живут маленькие люди с небольшими хвостиками» (Вероника Чернышева, по материалам статьи Ильи Стулова http://www.inauka.ru).
 

Талантом Канта становится само Время, в ощущение которого он вошёл сущим затворником и резонанс силы которого обретает его жизнедеятельность. «Согласно Канту, все наше познание начинается с опыта, но целиком из опыта не происходит; кое-что наша познавательная способность привносит от себя самой, а именно — форму опыта, определенные правила представления и связи восприятий, то есть инвариантные характеристики объектов познания, виды их необходимых связей (общих законов) и т.д.» (К.А. Михайлов). По концепции Канта — Время (наряду с пространством) является априорной формой восприятия, чувственности. Кант сам характеризует свою «критическую философию», как «коперниканский переворот в способе познания». И я должен отметить, что его опыт один из первейших в ряду научного мировоззрения.
 

А теперь просто наблюдайте метафизический след его силы мысли, которая вступает в сущий диалог с эпохой. «В ходе сильнейшей борьбы и противоборства само время создало момент, в который Кант оказался в полной гармонии со своей эпохой и явился для Германии высшим провозвестником и пророком её духа. То, что великое событие, каким была французская революция, [то обстоятельство], что только и позволило ему оказать столь всеобщее воздействие на общество, которого его философия сама по себе никогда бы не достигла, отнюдь не следует считать поверхностным наблюдением» (Шеллинг).
 

По моему мнению, опыт живой философии Канта свидетельствует о глубинных связях внутренних правдивых человеческих устремлений и внешних проявлений действительности. Познавая познание он приумножил его способности, расширил «правила представлений и связи восприятий», что само по себе повлияло на материю познания изнутри и придало действительности дополнительные качества. И здесь во главе угла стоит не причинно-следственная связь, не тот вопрос, что является первейшим достижением истории времени (событие!), а что «само по себе никогда бы не достигло»? Здесь действуют «иные», «единые» законы творчества и Творца, которые, с одной стороны, давно как раскрыты и сформулированы для нас «духовными отцами», с другой — только ожидают своего воплощения, осуществления в любом человеке. Сравните, например, высказывание Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но это сформулировано уже позднее Канта. «Древнегреческий ученый (Сократ) впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него — человек» (Морозов П.Н.). (Вот бы эта тема стала приоритетной и для нашей государственной религии.) Кант ставил перед собой задачу определить границы нашего познания, проверить (на себе!) и оценить познавательное значение принципов нашего знания. Кант подарил миру не только процесс, но и формы такой жизнедеятельности. Хороши они или плохи, догматичны, строги, подобно всякому затворничеству — они и сегодня безотказно работают на процесс достижения единой цели, на осуществление внутреннего замысла. Вы можете создать новые формы, если у Вас хватит сил и чувства Времени. Но… «Внутреннее единство, та строгая взаимосвязь, которые царили в этом созданном как бы на едином дыхании труде, проникающем к истокам познания, уже самой своей формой и своим замыслом, даже оставляя в стороне его содержание, не могли не вызвать к себе серьезного отношения и глубокого почтения. Особенно притягательным этот труд должен был оказаться для молодежи, радовавшейся, как великому открытию, новым формам мышления, которые позволяли рассматривать с легкостью и вместе с тем с большей основательностью, чем ранее, не только проблемы науки, но и жизни» (Шеллинг).

«Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу знать? (метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею надеяться (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
 

Благодаря своему опыту Кант ощутим, реален, действенен и сегодня.

«А кто из самих государственных мужей может постичь истинное искусство кухарок?» Это уж точно метафизика, если вспомнить, что будущий протекционист кухарок родился в тот же день. Но позже, как у нас появилось средство противостоять его теории блага.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мною и моральный закон во мне»…
 

Кант практически никогда не покидал своего родного города. Он отказался от преподавания в университетах Галле, Йена, Эрланген, Митау. Его биография реального человека скупа, ничтожна, банальна. Его творческая биография безмерна.
 

«Для нас Кант — ностальгический символ навсегда потерянного города». Скажите, какое это могло иметь отношение к «реальному» Канту? Да самое никакое. Кант мог любить свой город. Кант мог дорожить своим городом, но город наверняка оставался лишь внешним обусловленным условием философии Канта, который в идеальном своём существовании представлял архитипичное Ничто, чьё ощущение направлено не столько в сторону архитектуры, сколько в сторону допустимых границ окружающего мира вообще. Ведь для чего нужно было писать жалобы местным властям по поводу мешающей размышлять великому философу песни заключённые из тюрьмы, так близко расположенной к дому Канта?

1766 Анна Луиза Жермена де СТАЛЬ (урожд. НЕККЕР, по мужу — СТАЛЬ-ГОЛЬШТЕЙН) (1766 — 14.07.1817), французская писательница («Дельфина», «Коринна», «О Германии»), теоретик литературы, баронесса.

Жермена де Сталь оказалась ярой противницей монархическим устремлениям Бонапарта. Её стойкостью, героизмом, талантом восхищались многие выдающиеся личности той эпохи, как «вступившей в единоборство с самодержавным исполином» (Байрон). Почти одновременно вступив в литературу с Шатобриан, Жермена де Сталь стала и его творческим оппонентом, отстаивая идеи независимости личности под игом судьбы и божьего промысла.

«Г-жа Сталь оставила Россию как священное убежище, как семейство, в которое она была принята с доверенностию и радушием. Исполняя долг благородного сердца, она говорит об нас с уважением и скромностию, с полнотою душевною хвалит, порицает осторожно, не выносит сора из избы! Будем же и мы благодарны знаменитой гостье нашей: почтим ее славную память, как она почтила гостеприимство наше...» А.С. Пушкин.

1779 Иван Иванович КОЗЛОВ (1779 — 11.02.1840), русский поэт и переводчик. Автор классического перевода Т. Мура «Вечерний звон».

«Несчастье сделало его поэтом, годы страданий были самыми деятельными годами ума его» (Жуковский).

Отец — статс-секретарь Екатерины II, мать — из рода Хомутовых. В пятилетнем возрасте записан сержантом в лейб-гвардейский Измайловский полк. Козлов получил прекрасное домашнее образование. В 1795 году произведён в прапорщики. Служит в канцелярии московского главнокомандующего; в 1812 году работает в комитете для образования московского ополчения. Затем поступает на службу в департамент государственных имуществ.

Светский человек, известный в Москве танцор и щёголь. До своей болезни в 1816 году (вспышка ревматизма) он был погружён в «суетные рассеяния» и «забавы света».
Болезнь прогрессировала и привела к параличу ног, потом слепоте, и к концу жизни одеревенели пальцы, онемел язык, ослабел слух.

«Он переносил бедственную свою участь с терпением удивительным — и Божий Промысл, пославший ему тяжкое испытание, даровал ему в то же время и великую отраду: поразив его болезнью, разлучившей его навсегда с внешним миром и со всеми его радостями, столь нам изменяющими, открыл он помраченному взору его весь внутренний, разнообразный и неизменчивый мир поэзии, озаренный верой, очищенный страданием» (Жуковский).

Владея с детства итальянским и французским языками, он выучил английский и немецкий. Обладая хорошей памятью, за время болезни он развил её до феноменальных способностей. Знал наизусть Евангелие, «всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира так же, как прежде — всего Расина, Тасса и главные места из Данте» (Жуковский). Перевёл с английского произведения Байрона, Мура, с французского — Шенье, Ламартина, с итальянского — Петрарки, с польского — Мицкевича. При этом КОЗЛОВА побуждала к литературной работе и нужда: наследственное состояние было прожито. Жуковский и его друзья оказывали Козлову всевозможную помощь. Теперь его жизнь была полностью посвящена религии и поэзии.

Сочинения КОЗЛОВА издавались в 1833, 1840, 1855 годах; наиболее полное собрание сочинений КОЗЛОВА издано, под редакцией «Арс. И. Введенского», в 1892 году. Над его поэмой «Чернец» современники проливали слёзы благодарных читателей. Одно из его лучший стихотворений — «Венецианская ночь» написано в 1825 году.

МОЛИТВА

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.

Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слезы покаянья.

Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.

1818 Уильям СМИТ, английский поэт.

1819 Фридрих Мартин фон БОДЕНШТЕДТ (Friedrich BODENSTEDT) (1819 — 18.04.1892), немецкий писатель, известный переводчик, внесший значительный вклад в знакомство немецкого читателя, в частности, с русской литературой.

В 1841—43 был домашним учителем в Москве, затем преподавал в гимназии в Тифлисе. Дважды встречался с ЛЕРМОНТОВЫМ, был лично знаком с ГЕРЦЕНЫМ, переписывался с НЕКРАСОВЫМ, ТЮТЧЕВЫМ, А. К. ТОЛСТЫМ, ТУРГЕНЕВЫМ. Переводил на немецкий язык БАТЮШКОВА, ПУШКИНА, КОЛЬЦОВА, ДЕРЖАВИНА, ФЕТА. 2-томное издание переводов Лермонтова стало первым зарубежным изданием русского поэта. Кроме русских авторов, переводил также азербайджанских и персидских поэтов. Сборник «Песни Мирзы Шафи» (1851), состоящий из переводов, пытался выдать за собственные сочинения на восточные мотивы. Увы, оригинальные произведения фон БОДЕНШТЕДТ носят исключительно подражательный характер. Но «Песни Мирзы Шафи» были переведены на многие европейские языки и пользовались безусловным успехом.

1870 родился вождь мирового пролетариата. (фотографию найти не удалось!)

«Я в искусстве не силен. Искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его — дзык! дзык! вырежем. За ненужностью».

1874 Александр Алексеевич БОГДАНОВ (22(10).04.1874, Пенза — 10.11.1939), советский писатель, участник революционного движения с 1893, с 1901 член РСДРП. Книги «Морока», «Ван Юн-чан», и др.

1883 Александр Федорович ДИЕСПЕРОВ (ДИЭСПЕРОВ) (1883 — 1931), русский поэт, критик и историк литературы.

1888 Алексей Матвеевич ГРОМОВ (1888, Москва — 1937), писатель, журналист и художник-график, начинавший с антиправительственных памфлетов и злых политических карикатур. Став постоянным автором и оформителем журналов для женщин, разрабатывал вечные темы «превратностей любви». С восторгом встретил Февральскую и Октябрьскую революцию! Целиком посвятил себя сочинению шаблонных пропагандистских пьес и рассказов, превозносивших подвиги героев-большевиков. В 1937 был арестован и расстрелян, по моему мнению — благодарными поклонниками. А чего ещё ждать от публики?

1889 Людвиг РЕНН (Арнольд Фридрих Фит фон ГОЛЬСЕНАУ) (1889 — 26.07.1979), немецкий писатель-антифашист.

1899 Владимир Владимирович НАБОКОВ.

 

Написать о Владимире Владимировиче — писатель, поэт, в юности печатавшийся под псевдонимом Сирин, энтомолог, — значит погрешить против Творчества. В нём одном вся русская литература (не говоря уже о его англоязычной прозе) только часть целого. Впрочем, так и должно быть внутри всякого подлинного литератора. Подлинный дар вбирает в себя без остатка не только «профессию», но и весь окружающий его мир, рождая на этом материале рукотворные грани сущего. Набоков из числа творцов, чьё явление неисчерпаемо не только для мировой литературы, но и для образа жизни.

Для русской эмиграции, как писала о нём Берберова, он стал оправданием. И ещё… более важное! «Набоков не только пишет по-новому, он учит также, как читать по-новому. Он создаёт нового читателя. В современной литературе (прозе, поэзии, драме) мы научились идентифицироваться не с героями, как делали наши предки, но с самим автором, в каком бы прикрытии он от нас ни прятался, в какой бы маске не появлялся» (Нина Берберова, «Курсив мой»).

Сравните для примера с эпигонством Евгения Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт».
 

Родился в одной из богатейших семей в России. Отец — потомственный дворянин и выдающийся государственный деятель, член I Государственной думы от кадетской партии, впоследствии Управляющий делами Временного правительства — Набоков Владимир Дмитриевич. Мать — Руковишникова Елена Ивановна.

Получил превосходное домашнее образование, «научившись читать по-английски раньше, чем по-русски», серьезно увлекся энтомологией.

1910 — поступает в Тенишевское коммерческое училище.

1916 — публикует свой первый сборник стихотворений.

15 ноября 1917 года — последний раз вышел из своего родного дома в Петербурге.

«Все, что относилось к хозяйству, занимало мою мать столь же мало, как если бы она жила в гостинице. Не было хозяйственной жилки и у отца... Между тем, при отсутствии всякого надзора над штатом в полсотни с лишком человек, и в усадьбе и в петербургском доме шла веселая воровская свистопляска».

1919 — эмиграция в Великобританию.

1922 — оканчивает Тринити-колледж в Кембридже. Переезжает в Берлин.

1922-37 — Набоков живет в Германии. Первые несколько лет бедствует, зарабатывая на жизнь тем, что составляет для газет шахматные композиции и даёт уроки тенниса и плавания, даже снимается в немецком кино.

1925 — женится на В. Слоним. Теперь об этом не только семейном, но и творческом союзе слагают легенды.

1926 — в Берлине публикуется роман «Машенька» (под псевдонимом В. Сирин). Затем появляются произведения: «Человек из СССР» (1927), «Защита Лужина» (1929 — 1930, повесть), «Возвращение Чорба» (1930; сборник рассказов и стихов), «Камера обскура» (1932 — 1933, роман), «Отчаяние» (1934, роман), «Приглашение на казнь» (1935 — 1936; роман-антиутопия), «Дар» (1937, отдельное изд. — 1952; роман о Н.Г. Чернышевском), «Соглядатай» (1938).

1937 — Набоков уезжает из Германии.

1937-40 — живет во Франции.

1940-1960 — приезжает в США. Преподаёт в американских университетах. С 1940 года начинает писать по-английски. С 1945 — гражданин США.

Первый англоязычный роман — «Истинная жизнь Себастьяна Найта». Далее «Под знаком незаконнорожденных», «Conclusive evidence» (1951; рус. пер. «Другие берега», 1954; воспоминания), «Лолита» (1955; написана им на русском и на английском языках), «Пнин» (1957), «Ада» (1969). Переводит на английский язык: «Слово о полку Игореве», роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (1964), роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», лирические стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

1955 — роман «Lolita» (Лолита), который отказались опубликовать четыре американских издательства, выходит в Париже в «Olympia Press». После него Набоков приобретает мировую славу и достаточные средства к независимому существованию.

1960-1977 — Набоков живет в Швейцарии.
Публикуются произведения Набокова (книги «Poems and Problems» (Стихи и проблемы) (39 стихов на русском и английском, 14 стихов на английском, 18 шахматных проблем), 1971; «A Russian Beauty and Other Stories» (13 историй, некоторые из которых переведены с русского, а некоторые написаны на английском) (Нью-Йорк). «Strong Opinions» (интервью, критика, эссе, письма), 1973; «Tyrants Destroyed and Other Stories» (14 историй, некоторые из которых переведены с русского, а некоторые написаны на английском), 1975; «Details of a Sunset and Other Stories» (13 историй, переведенных с русского), 1976 и др.

12 июля 1977 — Набоков умер в местечке Вевей, похоронен в Кларане, близ Монтрё, Швейцария. Под некрологом подписалось 70 американских поэтов и писателей, которые воздавали ему должное, как мастеру и учителю.
 

Его собственная жизнь во многом мифологизирована и скрыта от досужих глаз обычной публики. Набоков изначально сосредотачивает себя на творчестве и пытается подчинить ему стихийный процесс действительности. В этом ему помогает В. Слонима, жена, редактор, корректор и прочее, прочее. Известный всему миру английский Набокова корректировала именно она.

«Из навыков, которыми Набоков так никогда и не овладел (чем гордился), были следующие: печатание на машинке, вождение машины, нахождение потерянного предмета, ответ на звонки, сворачивание карт и зонтиков и т.д. Читая этот список, легко представить, на что потратила свою жизнь Вера Набокова» (Стаси ШЛИФФ).

«Мой муж просит меня сообщить, что, по его мнению, «Уллис» на сегодняшний день является величайшим английским романом столетия, но питает отвращение к «Пробуждению Финнеганов». И т.д. и т.п.
 

Нельзя охватить мир Набокова никаким исследованием, как нельзя одновременно измерить скорость предмета и силу трения. Хватает набоковских загадок и для Ежедневника! Так для «Русского образовательного портала» Набоков родился 5 мая. Это конечно оплошность, но весьма забавная…
http://sputnik.mto.ru/Kultura/Kultura1/litera.edu.ru/catalog.asp@cat_ob_no12481ob_no12754.htm … поскольку с датой рождения Владимира Владимировича происходят невероятные приключения!

24 апреля — Большая советская энциклопедия.

23 апреля — ozon.ru

22 апереля — «Энциклопедия Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010417/1010417a1.htm

 

Мнения, так сказать, разделились. Сам Набоков настаивал, что родился в один день с Шекспиром, что значит — 23 апреля. Но если Набоков родился 10 апреля по старому стилю, то этого никак не может быть. Да и был ли, в сущности, Шекспир? Великий мистификатор, посчитавший все страницы великой русской литературы и остановившийся на 23000 тысячах обычного типографского набора, не мог просто так ошибаться в подобных вещах.

«Жизнь — большой сюрприз. Подозреваю, что преподнесёт сюрприз и смерть — может быть, ещё больший».

 

4 мая — http://www.300online.ru/articles9/4847.html

1904 Алексей Леонардович КУНДЗИЧ (1904 — 20.06.1964), украинский писатель и переводчик.

1907 Иван Антонович (Антипович) ЕФРЕМОВ (1907 — 5.10.1972), ученый-палеонтолог и писатель-фантаст.

Сравнительно недавно удалось установить, что настоящий год его рождений 1908. Ещё в 20 годы Ефремов приписал себе лишку, чтобы упростить начало самостоятельной трудовой жизни.

В поисках останков доисторических животных путешествовал по Якутии, Восточной Сибири, Монголии, Дальнему Востоку. Основоположник новой советской фантастики, автор знаменитых романов: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская».

1908 Наум Давыдович ЛАБКОВСКИЙ (1908, Тифлис), прозаик, драматург и переводчик, известный писатель-моралист, лауреат премий журнала «Крокодил» и «Золотой теленок», автор множества смешных, веселых и остроумных юморесок, рассказов и фельетонов.

1909 Вадим Михайлович КОЖЕВНИКОВ (22.04.1909, Нарым Томской губ. — 20.10.1984), советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Родился в семье политического ссыльного, врача. Автор романов: «Заре навстречу», «Щит и меч», «Знакомьтесь, Балуев!». В течение 35 лет, до своей смерти был бессменным главным редактором журнала «Знамя».

1912 Лев КОПЕЛЕВ, писатель. Фронтовик. Не избежал сталинских репрессий: вместе с Солженицыным сидел в спецлагере («Шарашка»). В ноябре 1980 Копелев уехал на Запад. Один из создателей «Вуппертальского проекта», задача которого избавиться от образов врага. Выпущены книги «Россия и русские глазами немцев», «Германия и немцы глазами русских». Копелев не устает подчеркивать, что связи между народами России и Германии начали завязываться еще в XI-XII веках, и цитирует строки Осипа Мандельштама: «Все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея…»

1920 Валерий ПЕТРОВ, настоящее имя Валерий Насим МЕВОРАХ, болгарский поэт и драматург. Автор антифашистских поэм «В пути», «Мальчик с пальчик», в которых был воссоздан образ маленькой, разграбленной нацистами страны. Наиболее известна поэма В. Петрова «Погожей осенью» — размышление об эпохе, сформировавшей художника, ее нравственных ценностях. По его сценариям сняли картины лучшие болгарские режиссеры Рангел ВЫЛЧАНОВ и Борислав ШАРАЛИЕВ. Лауреат Димитровской премии.

1923 Радой РАЛИН (настоящее имя Димитр СТОЯНОВ), популярный болгарский писатель-сатирик. Получил юридическое образование. В 1941 выпускал нелегальный рукописный антифашистский журнал, был арестован, в 1944-1945 сражался на фронтах второй мировой войны. Трагический опыт военных лет сказался в стихотворениях «Солдатского дневника» (1955), написанных без искусственного возвышения героизма и эффектных фраз, но с осознанием неизбежности человеческих жертв и страданий. В поисках нового поворота в своем творчестве Ралин обратился к сатире, став в итоге наиболее значительным представителем этого жанра, автором острых и смелых эпиграмм. Сборник «Лютый перец», тираж которого был уничтожен в Софии в 1968, несколько раз издавался за рубежом. Сатирическое творчество Ралина включает также рассказы, притчи, басни, поговорки, сказки. Он работает в нехарактерном для болгарской литературы жанре афоризма, экспериментирует с художественной формой (слова-гибриды), использует краткую форму изложения и пространное, философски углубленное повествование (роман-эссе «Кадровик Теофраст», 1987). Ралин — один из основателей сатирического Театра миниатюр, автор сатирических пьес и киносценариев. Его произведения переведены на десятки языков мира.

«Он меня сжег, и я его осветил».

«Страшно, когда не провинция, а столица глухая».

«Человек человеку друг, товарищ и брат, слышишь ты, скотина?»

1929 — Выходит первый номер современной нам «Литературной газеты».

1952 — 35 миллионов американцев становятся свидетелями прямого репортажа с испытания ядерной бомбы в Неваде.

1960 — лауреатами Ленинских премий в области литературы становятся... Максим РЫЛЬСКИЙ за книги стихов «Розы и виноград» и «Далекие небосклоны», Мирзо ТУРСУН-ЗАДЕ за книгу стихов и поэм «Голос Азии» и поэму «Хасан-Арбакеш», Михаил ШОЛОХОВ за роман «Поднятая целина», а также большая группа авторов за книгу «Лицом к лицу с Америкой. Рассказ о поездке Н.С. Хрущева в США». А именно: зять Никиты Сергеевича, гл. редактор «Известий» Алексей АДЖУБЕЙ, гл. редактор «Правды» Павел САТЮКОВ, председатель Госкомитета Совмина СССР по связям с зарубежными странами Юрий ЖУКОВ, поэт Николай ГРИБАЧЕВ, заведующий Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС Леонид ИЛЬИЧЕВ, помощник ХРУЩЕВА Владимир ЛЕБЕДЕВ, редактор американского отдела «Правды» Евгений ЛИТОШКО, сотрудник «Известий» Викентий МАТВЕЕВ, гл. редактор «Советской культуры» Владимир ОРЛОВ, агент КГБ Олег ТРОЯНОВСКИЙ, и работники аппарата ЦК КПСС Андрей ШЕВЧЕНКО и Григорий ШУЙСКИЙ.

1940 Иван Иванович САБИЛО (1940, Минск), петербургский писатель. С мая 1993 — председатель правления Санкт-Петербургской писательской организации.

1971 — «...Мы побеждали и побеждаем своей непоколебимой верностью бессмертному учению Ленина, ставшему нашим идейным знаменем и оружием в борьбе за революционное преобразование мира. Оно вдохновляет миллионы строителей коммунизма на самоотверженный созидательный труд, определяет политик нашей партии, ее главные направления на каждом историческом этапе развития страны. Высшая цель этой политики — неуклонный рост благосостояния народа и процветания социалистической Родины...» («Правда»)

1991 — «...Ленин оставил нам громадное идейное наследство, да и сама жизнь его не утратила и никогда не утратит для коммунистов значение вдохновляющего примера. Жизнь человека, политика, вождя, который интересен для нас во всем многообразии его исканий и обретений, постоянного восхождения к истине. Жизнь, над которой мы всегда будем задумываться, размышлять, решая задачи, которые ставит перед коммунистами наше нелегкое время испытаний и надежд». («Правда»)

2004 — У «Литературной газеты» юбилей: 75 лет со дня возобновления издания. По такому случаю редколлегия и дирекция Издательского дома «ЛГ» объявили об учреждении ежегодной премии по трём номинациям:

- за лучшее прозаическое произведение;

- за лучшее поэтическое сочинение;

- за лучшее публицистическое произведение (очерк, статья), представляющее собой образец гражданского отношения к действительности, причём изложенное художественным языком.
 

Первое присуждение премии «Литературной газеты» состоится 22 апреля следующего года по итогам литературной деятельности возможных претендентов начиная с 22 апреля с.г.

Все подробности на страницах газеты и её представительстве в Интернете http://www.lgz.ru/
 

31 главным редактором Литературки, начиная с апреля 2001 года, является писатель и публицист Юрий Поляков, автор многих произведений, успевших войти в литературные анналы. Такие как, «ЧП районного масштаба» (1985), «Сто дней до приказа» (1987), «Апофегей» (1989), «Демгородок» (1993), «Козленок в молоке» (1995), «Небо падших» (1997), «Замыслил я побег …» (1999).
 

Лев АННИНСКИЙ, литературный критик: «Назло всем сохранить Горького, сохранить Пушкина, сохранить литературу, сохранить слово и верность традициям».

2005 — 135 лет со дня рождения Владимира Ленина. В Мавзолей пустили только лидеров компартии. Для остальных выходной.

2005 Елена БАТУРИНА, супруга мэра Москвы Юрия Лужкова, по-прежнему остается единственной женщиной в «золотой сотне». По мнению экспертов Forbes, за последний год она стала богаче на 300 млн долларов и её состояние составляет теперь 1,4 млрд долларов.

2005 Юрий ЛЮБИМОВ, режиссер: «Суфле — очень разное. Есть рубленые мозги с цветной капустой. Есть конфетки, есть торт. Я не хотел глубокомысленного названия. Я не хотел, чтобы это называлось философский процесс».

После пресс-конференции у Любимова началась репетиция. Главные действующие лица «Суф(ф)ле» господин «К» — Франц Кафка, господин «Б» — Самюэль Беккет, а также Ницше и Джойс.

У любимовских репетиций свой особый, неповторимый аромат. Мастер сидит за столиком и дирижирует всем процессом.

Как всегда у Любимова спектакль будет музыкальным и, несмотря на то, что в основе абсурдистская проза, очень поэтичным.

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=41322&cid=42
 

Москва — это многомиллионный комплекс неполноценности.


21 апреля    23 апреля


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора