проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 22 апреля >> + >> |
Сегодня в Ежедневнике:
Абрамсон,
Аджубей,
Андреев,
Аннинский,
Батурина,
Богданов,
фон
Боденштедт,
Брюсов,
Грибачев,
Громов,
Диесперов,
Ефремов,
Жуков,
Ильичев,
Кант,
Каралис,
Кожевников,
Козлов,
Копелев,
Кундзич,
Лебедев,
Лабковский,
«Литературная газета»,
Литошко,
Любимов,
Матвеев,
Набоков,
Орлов,
Петров,
«Правда», Ралин,
Росс,
Ренн,
Рыльский,
Сабило,
Сатюков,
Смит,
де
Сталь,
Трояновский,
Турсун-Заде,
Ульянов,
Уортон,
Филдинг,
Шевченко,
Шолохов,
Шуйский |
22 апреля
СОБЫТИЕ
ДНЯ: Председатель Реввоенсовета Республики ТРОЦКИЙ. |
по ст.ст. 9 Апреля ______________________ |
|
день-деньской |
«Демонстрируемое в спектакле разделение едино». |
события, истории, имена Его первая сатирическая поэма «Маскарад» вышла в свет под псевдонимом Лемюэл Гулливер, поэта-лауреата короля Лилипутии. Увлёкшийся театром ФИЛДИНГ пишет иронические и сатирические пьесы, среди которых такие названия, как ««Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть великого Мальчика с Пальчик» или «Пасквин. Комедия-сатира на современность». Последняя — смешение цитат из самых разных источников. Всё в его жизни, из которой впоследствии он призывал «черпать материал «великой книги Природы»; правдивое подражание природе — единственный источник эстетического наслаждения», — всё величаво до комизма и трагично до бытовых нелепиц. Он сам шут и учёный, классик и балаганщик, скупой рыцарь и беспутный повеса. Он становится своего рода причиной введения театральной цензуры, его театр закрывают, а спустя десять лет Генри ФИЛДИНГ награждён назначением мировым судьей в Вестминстере за издание журналов и политические заслуги. Он провозглашает себя творцом нового литературного жанра и бесконечно полемизирует в своей лучшей художественной книге «История Тома Джонса, найденыша», которая являет собой манифест просветительской эстетики, в то же время на обложке которой написано, что это первый комический роман в Великобритании. По сути, он является основателем лондонской полиции и посмертно, в 1755 году, публикуется «Дневник путешествия в Лиссабон», в котором писатель с характерным для него остроумной тщательностью описывает последние недели своей жизни. Фамильные черты Габсбургов передаёт его единственный портрет, сделанный рукой знаменитого мастера сатирического бытового жанра Уильяма Хогарта уже после смерти писателя.
«…когда эта небольшая комната, где сижу я в настоящую минуту, сменится
еще более убогим помещением, меня с уважением будут читать люди, никогда
меня не знавшие и не видевшие и которых я никогда не узнаю и не увижу».
«Дж. УОРТОН тяготел к анализу конкретных художественных произведений, к
дескриптивной критике, рассматривая в ее русле проблемы литературной
теории, и высказывал суждения, которые предвосхищали важные изменения в
методологии критики, способствовали преодолению классицистических
вкусов. Назрела необходимость на новом материале, содержащемся в эссе
журнала «Эдвенчерер», решить вопрос, давно являющийся спорным среди
историков критики, о месте Уортона в формировании теоретических основ
предромантического движения в английской литературе». О.Ю. Поляков Но Кант — настоящий. Стою на каменном мостике и смотрю на лебедей. И чудится мне, что вот сейчас послышатся неторопливые шаги и сухое постукивание трости о булыжники. Кант пойдёт на лекции, а, возвращаясь, остановится на этом самом месте и, глядя на лебедей, будет обдумывать что-то философское и странное, вроде доказательств существования Бога.
Прошли столетия, но перила каменного мостика всё ещё хранят тепло его
руки…» (Лана РОСС). Ничего не могу рассказать о Канте, кроме того, что сам в себе представляю в роле Канта. Это весьма характерный и обнесённый красной ленточкой (кант) участок самосознания. Любое описание внешности и внутренности его мира вкрадчивыми биографами я соотношу с представлением о себе самом с пометкой Кант. А как иначе? Думаю, и просвещённые мужи, не терпящие препирательств со своим испещренным цитатами мнением, поступали и поступают до сих пор также. Выдавать действительное за желаемое — суть научного мировоззрения. Свою будущую книгу «Теория и практика литературного творчества» я разделю на две равновеликие части: книгу о себе и книгу от себя. Но не станем разменивать «моего» Канта на религию творчества вообще. В данном случае часть гораздо важнее целого, деталь не дополняет, а является как бы изнутри, растёт, становится функциональным, отовсюду значимым элементом общей картины — ей всё внимание. Единство строится на отличиях. Именно им я посвящаю многочисленные изыскания. В узнавании себя во всём, в поисках подобного открываются разности, которые уже не есть «я» собственное, а дар, заявленный свыше, обозначенный как подобие — всё остальное (в том числе и наши представления) только материал.
Почему для этой работы я выбрал образ, скрывающийся под именем великого
«кенигсбергского затворника»? Мне близки его (образа!) цели, его
болезни, его путь от заурядного метафизика к деланному рационалисту, —
мне есть, что сказать по существу, в отличие от той публики, которая
пишет рефераты и диссертации, основанные на так называемых фактах, будто
ничего кроме рождения и смерти, а также незначительного промежутка между
ними не существует. Дева Преисподняя! Им на помощь приходит логика (или
то, что они под ней подразумевают!): дата рождения, поступления в
университет, несколько печатных рукописей, пересказ которых занимает
львиную долю их учёной потенции, и, наконец, час смерти — на что ещё
способны биографы? «Отсутствие способности суждения есть, собственно,
то, что называют глупостью, и против этого недостатка лекарства не
существует». (Во всех случаях, где нет указания на источник, цитируется
Иммануил КАНТ.)
Кант вступает в историю своей философии слабым, болезненным юношей под
знаком, как теперь это называется, вялотекущего депрессивного синдрома.
С детства «это был слабенький мальчик, с нежным, бессильным
телосложением, с плоской, вдавленной грудью», «человек со слабым
здоровьем, причинявшим ему всякого рода беспокойства и затруднения при
умственной работе» — напишут его застенчивые воришки биографы. «Из-за
плоской и тесной груди, затрудняющей работу сердца и легких, я был
предрасположен к ипохондрии, которая в юности граничила с отвращением к
жизни», — пишет КАНТ в «Споре факультетов».
Четвёртый ребёнок (всего их пять) в семье шорника Иоганна Георга Канта.
Семья, лишённая какого либо достатка, ранняя привычка к труду и
пуританская строгость — то немногое, на что мог изначально рассчитывать
Иммануил в среде мелких ремесленников-торговцев. Непонятно, когда именно
Кант выбрал путь внутреннего постижения свободы, а не стремление обрести
внешние атрибуты достатка и независимости? При этом надо учитывать, что
сами родители желали, чтобы Иммануил (названный так в честь святого
Иммануила — «С нами Бог») стал священником — это могло сочетать в себе и
должные приличия, и достойные (по мнению шорника) средства к
существованию. Значит, у Канта было столько же возможностей и путей их
достижения, сколько и у большинства из нас (шорников, если не по
происхождению, то по обстоятельствам), минус здоровье и весьма
сомнительная внешность — он вырос всего на один метр пятьдесят
сантиметров. Возможно, будущий философ обретал духовный и творческий дар
постепенно, а судьба подарила ему лишь неудовлетворённость, пытку от
себя самого — единственная предустановленная помощь свыше (или извне)
«по умолчанию», которая была оказана в расчёте на всю его дальнейшую
жизнь. Здесь следует отметить, что во «взрослой жизни» Кант не
поддерживал отношения с родственниками.
Наш вопрос к Канту — это вопрос таланта? Из чего он состоит? В чём, в
каких «материях» случалось его вдохновение. Какими силами измеряется и
где тот «случай», который, как принято в русской биографической
традиции, отмечает достойного? Начальная школа, затем церковная гимназия («коллегия Фридриха»), где Иммануил обучается на латинском отделении. Обучение исключает естествознание и историю. И, несмотря на слабое здоровье, мальчик становится одним из лучших учеников. Однако биографы также примечает, что Иммануил неприязненно относится к внешним проявлениям религиозного культа, начинает увлекаться античной поэзией и филологией. Тогда что значит в гимназии, где основным предметом является богословие, быть лучшим учеником? Или назвать его «лучшим» — это дань уважения к будущим заслугам предтечи современной философии? Или мы имеем тот исключительный случай, когда оценку ставят не за прилежание, а за пытливость ума? Хотя именно «прилежание» выделяет юного Канта из общей массы учащихся. Возможно и то и другое. Однако, совершенно ясно, что никакой ранней гениальностью в то время Кант не блистал. В возрасте 16-ти лет он поступает в Кенигсбергский университет, который не сумеет окончить из-за отсутствия средств. Лишь в 1755 года Кант подает на философский факультет магистерскую диссертацию «Об огне» и сдает устный магистерский экзамен. Первую свою работу Кант писал три года — с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил», в которой допустил досадный промах: проблема, поднятая в статье, успела найти своё решение у Даламбера (философ, математик, один из представителей французского Просвещения). Затем следует статья по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Статья была написана для некоего конкурса на предложенную тему, но Кант не решается направить её по назначению и публикует лишь позднее. Затем следует статья «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». И, наконец, результатом этих предварительных работ становится трактат «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Опубликован анонимно и получил-таки одобрительную рецензию.
Несмотря на явно космологический интерес, Канту, что называется, не
хватает звёзд с неба в его реальной, повседневной, во многом лишь
заурядной жизни. Вначале он частный учитель, затем длительные и
безуспешные попытки стать штатным преподавателем в университете. В
возрасте 38 лет Кант пересматривает свой учёный опыт и наступает
непредсказуемый переломный момент. Кант не просто одинок в своих
исканиях. Да, есть знакомые, внешне он не чурается общения, но сам
настаивает на своём внутреннем одиночестве. Иногда зарабатывает на
жизнь, играя на бильярде. В сорок два Кант записывает: «Состояние моей
души действительно было при этом противно здравому смыслу». В
последствии философ запрещает использовать свои ранние (!) работы, в
числе которых «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и «Мысли
магистра Иммануила Канта ... по поводу безвременной кончины
высокородного господина Функа» (1760), называя этот период своего
философствования «догматическим сном».
В сорок лет к Канту наконец-то приходит тихая слава модного автора, но
он всё ещё остаётся приват-доцентом, не получающим от университета ни
гроша. И только в 1770 году специальным указом короля он назначен
ординарным профессором логики и метафизики. За три четверти своей жизни
философ создаёт лишь половину своих работ. Он всё ещё экспериментирует
со своими идеями, и лишь в 1780 году завершена «Критика чистого разума»,
которая отнюдь не вызвала сенсации. Впереди ещё расцвет духовных и
творческих сил. До сих пор Восток и Запад спорят о первоисточниках
кантовской философии. Но даже имея в виду только границы человеческой
личности — Кант уникален. Он сумел объединить в одном себе намерение и
состояние цели, темперамент и характер, волю и желание. Его талант был
выработан самой живой природой его исканий, фантазий и размышлений.
«Каждый день в без пяти пять его будил слуга Лампе, и когда било пять
часов, он садился за стол, выпивал одну или две чашки чая, выкуривал
трубку и готовил лекции, которые он вел в течение всей первой половины
дня — пока стрелка часов не показывала время без четверти час. Затем он
выпивал бокал венгерского вина и в час садился за стол. После обеда он
совершал прогулку до крепости Фридрихсбург, причем всегда шел по одному
и тому же маршруту, который соседи окрестили «Философской тропой». Можно
было узнать время и без колокольного боя: мимо шел философ... После
чтения газеты — в шесть часов — он отправлялся в свою рабочую комнату
(он заботился о том, чтобы в ней постоянно поддерживалась температура в
15 градусов), и снова принимался за работу, причем всегда садился так,
чтобы можно было видеть башню старого замка. Если разросшиеся деревья
препятствовали ему наслаждаться этим видом, это мешало его размышлениям.
Около десяти часов, через четверть часа после того, как он заканчивал
свои размышления, он шел в спальню, окно которой в течение всего года
оставалось закрытым, раздевался и ложился в постель, причем этот процесс
сопровождался рядом вполне определенных манипуляций, благодаря которым
он мог всю ночь напролет оставаться полностью закутанным. Если же ночью
ему необходимо было выйти, он ориентировался по тросу, протянутому между
кроватью и уборной, чтобы не оступиться в темноте» (Жан-Баптист Ботюль).
Иммануил Кант никогда не просыпался знаменитым. Вся его биография — это
шаг за шагом, этап за этапом длительный процесс изнурительного
внутреннего труда в направлении обретения полномочий, тех духовных
состояний, которые делают возможным переживание истины. С течением жизни
эти «полномочия» приобрёли даже патологическую (на внешний,
обывательский взгляд!) форму. Жёсткий распорядок дня. Изумительная
пунктуальность во всём. Ничем не нарушаемый ход весьма ограниченных во
внешних проявлениях обстоятельств. (Всем этим Кант отнюдь не отличался в
молодости!) Кант полностью подчинил себя искусству философии и в этом
качестве приобрёл неограниченную духовную свободу. Даже его чудовищные
заблуждения наделены безудержным шармом и оригинальной харизмой. «На
лекциях по физической географии философ рассказывал своим ученикам, что
в России обитает рыба осетр, которая, чтобы погрузиться на дно, глотает
камни. А под Оренбургом живут маленькие люди с небольшими хвостиками»
(Вероника Чернышева, по материалам статьи Ильи Стулова
http://www.inauka.ru).
Талантом Канта становится само Время, в ощущение которого он вошёл сущим
затворником и резонанс силы которого обретает его жизнедеятельность.
«Согласно Канту, все наше познание начинается с опыта, но целиком из
опыта не происходит; кое-что наша познавательная способность привносит
от себя самой, а именно — форму опыта, определенные правила
представления и связи восприятий, то есть инвариантные характеристики
объектов познания, виды их необходимых связей (общих законов) и т.д.»
(К.А. Михайлов). По концепции Канта — Время (наряду с пространством)
является априорной формой восприятия, чувственности. Кант сам
характеризует свою «критическую философию», как «коперниканский
переворот в способе познания». И я должен отметить, что его опыт один из
первейших в ряду научного мировоззрения.
А теперь просто наблюдайте метафизический след его силы мысли, которая
вступает в сущий диалог с эпохой. «В ходе сильнейшей борьбы и
противоборства само время создало момент, в который Кант оказался в
полной гармонии со своей эпохой и явился для Германии высшим
провозвестником и пророком её духа. То, что великое событие, каким была
французская революция, [то обстоятельство], что только и позволило ему
оказать столь всеобщее воздействие на общество, которого его философия
сама по себе никогда бы не достигла, отнюдь не следует считать
поверхностным наблюдением» (Шеллинг). По моему мнению, опыт живой философии Канта свидетельствует о глубинных связях внутренних правдивых человеческих устремлений и внешних проявлений действительности. Познавая познание он приумножил его способности, расширил «правила представлений и связи восприятий», что само по себе повлияло на материю познания изнутри и придало действительности дополнительные качества. И здесь во главе угла стоит не причинно-следственная связь, не тот вопрос, что является первейшим достижением истории времени (событие!), а что «само по себе никогда бы не достигло»? Здесь действуют «иные», «единые» законы творчества и Творца, которые, с одной стороны, давно как раскрыты и сформулированы для нас «духовными отцами», с другой — только ожидают своего воплощения, осуществления в любом человеке. Сравните, например, высказывание Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но это сформулировано уже позднее Канта. «Древнегреческий ученый (Сократ) впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него — человек» (Морозов П.Н.). (Вот бы эта тема стала приоритетной и для нашей государственной религии.) Кант ставил перед собой задачу определить границы нашего познания, проверить (на себе!) и оценить познавательное значение принципов нашего знания. Кант подарил миру не только процесс, но и формы такой жизнедеятельности. Хороши они или плохи, догматичны, строги, подобно всякому затворничеству — они и сегодня безотказно работают на процесс достижения единой цели, на осуществление внутреннего замысла. Вы можете создать новые формы, если у Вас хватит сил и чувства Времени. Но… «Внутреннее единство, та строгая взаимосвязь, которые царили в этом созданном как бы на едином дыхании труде, проникающем к истокам познания, уже самой своей формой и своим замыслом, даже оставляя в стороне его содержание, не могли не вызвать к себе серьезного отношения и глубокого почтения. Особенно притягательным этот труд должен был оказаться для молодежи, радовавшейся, как великому открытию, новым формам мышления, которые позволяли рассматривать с легкостью и вместе с тем с большей основательностью, чем ранее, не только проблемы науки, но и жизни» (Шеллинг).
«Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле
чистой философии, состоял в решении трех задач: 1) что я могу знать?
(метафизика); 2) что я должен делать? (мораль); 3) на что я смею
надеяться (религия); наконец, за этим должна была последовать четвертая
задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в
течение более чем двадцати лет)». Благодаря своему опыту Кант ощутим, реален, действенен и сегодня.
«А кто из самих государственных мужей может постичь истинное искусство
кухарок?» Это уж точно метафизика, если вспомнить, что будущий
протекционист кухарок родился в тот же день. Но позже, как у нас
появилось средство противостоять его теории блага.
Кант практически никогда не покидал своего родного города. Он отказался
от преподавания в университетах Галле, Йена, Эрланген, Митау. Его
биография реального человека скупа, ничтожна, банальна. Его творческая
биография безмерна.
«Для нас Кант — ностальгический символ навсегда потерянного города».
Скажите, какое это могло иметь отношение к «реальному» Канту? Да самое
никакое. Кант мог любить свой город. Кант мог дорожить своим городом, но
город наверняка оставался лишь внешним обусловленным условием философии
Канта, который в идеальном своём существовании представлял архитипичное
Ничто, чьё ощущение направлено не столько в сторону архитектуры, сколько
в сторону допустимых границ окружающего мира вообще. Ведь для чего нужно
было писать жалобы местным властям по поводу мешающей размышлять
великому философу песни заключённые из тюрьмы, так близко расположенной
к дому Канта? Жермена де Сталь оказалась ярой противницей монархическим устремлениям Бонапарта. Её стойкостью, героизмом, талантом восхищались многие выдающиеся личности той эпохи, как «вступившей в единоборство с самодержавным исполином» (Байрон). Почти одновременно вступив в литературу с Шатобриан, Жермена де Сталь стала и его творческим оппонентом, отстаивая идеи независимости личности под игом судьбы и божьего промысла.
«Г-жа Сталь оставила Россию как священное убежище, как семейство, в
которое она была принята с доверенностию и радушием. Исполняя долг
благородного сердца, она говорит об нас с уважением и скромностию, с
полнотою душевною хвалит, порицает осторожно, не выносит сора из избы!
Будем же и мы благодарны знаменитой гостье нашей: почтим ее славную
память, как она почтила гостеприимство наше...» А.С. Пушкин. «Несчастье сделало его поэтом, годы страданий были самыми деятельными годами ума его» (Жуковский). Отец — статс-секретарь Екатерины II, мать — из рода Хомутовых. В пятилетнем возрасте записан сержантом в лейб-гвардейский Измайловский полк. Козлов получил прекрасное домашнее образование. В 1795 году произведён в прапорщики. Служит в канцелярии московского главнокомандующего; в 1812 году работает в комитете для образования московского ополчения. Затем поступает на службу в департамент государственных имуществ.
Светский человек, известный в Москве танцор и щёголь. До своей болезни в
1816 году (вспышка ревматизма) он был погружён в «суетные рассеяния» и
«забавы света». «Он переносил бедственную свою участь с терпением удивительным — и Божий Промысл, пославший ему тяжкое испытание, даровал ему в то же время и великую отраду: поразив его болезнью, разлучившей его навсегда с внешним миром и со всеми его радостями, столь нам изменяющими, открыл он помраченному взору его весь внутренний, разнообразный и неизменчивый мир поэзии, озаренный верой, очищенный страданием» (Жуковский). Владея с детства итальянским и французским языками, он выучил английский и немецкий. Обладая хорошей памятью, за время болезни он развил её до феноменальных способностей. Знал наизусть Евангелие, «всего Байрона, все поэмы Вальтера Скотта, лучшие места из Шекспира так же, как прежде — всего Расина, Тасса и главные места из Данте» (Жуковский). Перевёл с английского произведения Байрона, Мура, с французского — Шенье, Ламартина, с итальянского — Петрарки, с польского — Мицкевича. При этом КОЗЛОВА побуждала к литературной работе и нужда: наследственное состояние было прожито. Жуковский и его друзья оказывали Козлову всевозможную помощь. Теперь его жизнь была полностью посвящена религии и поэзии.
Сочинения КОЗЛОВА издавались в 1833, 1840, 1855 годах; наиболее полное
собрание сочинений КОЗЛОВА издано, под редакцией «Арс. И. Введенского»,
в 1892 году. Над его поэмой «Чернец» современники проливали слёзы
благодарных читателей. Одно из его лучший стихотворений — «Венецианская
ночь» написано в 1825 году.
В 1841—43 был домашним учителем в Москве, затем преподавал в гимназии в
Тифлисе. Дважды встречался с ЛЕРМОНТОВЫМ, был лично знаком с ГЕРЦЕНЫМ,
переписывался с НЕКРАСОВЫМ, ТЮТЧЕВЫМ, А. К. ТОЛСТЫМ, ТУРГЕНЕВЫМ.
Переводил на немецкий язык БАТЮШКОВА, ПУШКИНА, КОЛЬЦОВА, ДЕРЖАВИНА,
ФЕТА. 2-томное издание переводов Лермонтова стало первым зарубежным
изданием русского поэта. Кроме русских авторов, переводил также
азербайджанских и персидских поэтов. Сборник «Песни Мирзы Шафи» (1851),
состоящий из переводов, пытался выдать за собственные сочинения на
восточные мотивы. Увы, оригинальные произведения фон БОДЕНШТЕДТ носят
исключительно подражательный характер. Но «Песни Мирзы Шафи» были
переведены на многие европейские языки и пользовались безусловным
успехом.
«Я в искусстве не силен. Искусство для меня, это... что-то вроде
интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль,
необходимая нам, будет сыграна, мы его — дзык! дзык! вырежем. За
ненужностью».
Написать о Владимире Владимировиче — писатель, поэт, в юности печатавшийся под псевдонимом Сирин, энтомолог, — значит погрешить против Творчества. В нём одном вся русская литература (не говоря уже о его англоязычной прозе) только часть целого. Впрочем, так и должно быть внутри всякого подлинного литератора. Подлинный дар вбирает в себя без остатка не только «профессию», но и весь окружающий его мир, рождая на этом материале рукотворные грани сущего. Набоков из числа творцов, чьё явление неисчерпаемо не только для мировой литературы, но и для образа жизни. Для русской эмиграции, как писала о нём Берберова, он стал оправданием. И ещё… более важное! «Набоков не только пишет по-новому, он учит также, как читать по-новому. Он создаёт нового читателя. В современной литературе (прозе, поэзии, драме) мы научились идентифицироваться не с героями, как делали наши предки, но с самим автором, в каком бы прикрытии он от нас ни прятался, в какой бы маске не появлялся» (Нина Берберова, «Курсив мой»).
Сравните для примера с эпигонством Евгения Евтушенко: «Поэт в России —
больше, чем поэт». Родился в одной из богатейших семей в России. Отец — потомственный дворянин и выдающийся государственный деятель, член I Государственной думы от кадетской партии, впоследствии Управляющий делами Временного правительства — Набоков Владимир Дмитриевич. Мать — Руковишникова Елена Ивановна. Получил превосходное домашнее образование, «научившись читать по-английски раньше, чем по-русски», серьезно увлекся энтомологией. 1910 — поступает в Тенишевское коммерческое училище. 1916 — публикует свой первый сборник стихотворений. 15 ноября 1917 года — последний раз вышел из своего родного дома в Петербурге. «Все, что относилось к хозяйству, занимало мою мать столь же мало, как если бы она жила в гостинице. Не было хозяйственной жилки и у отца... Между тем, при отсутствии всякого надзора над штатом в полсотни с лишком человек, и в усадьбе и в петербургском доме шла веселая воровская свистопляска». 1919 — эмиграция в Великобританию. 1922 — оканчивает Тринити-колледж в Кембридже. Переезжает в Берлин. 1922-37 — Набоков живет в Германии. Первые несколько лет бедствует, зарабатывая на жизнь тем, что составляет для газет шахматные композиции и даёт уроки тенниса и плавания, даже снимается в немецком кино. 1925 — женится на В. Слоним. Теперь об этом не только семейном, но и творческом союзе слагают легенды. 1926 — в Берлине публикуется роман «Машенька» (под псевдонимом В. Сирин). Затем появляются произведения: «Человек из СССР» (1927), «Защита Лужина» (1929 — 1930, повесть), «Возвращение Чорба» (1930; сборник рассказов и стихов), «Камера обскура» (1932 — 1933, роман), «Отчаяние» (1934, роман), «Приглашение на казнь» (1935 — 1936; роман-антиутопия), «Дар» (1937, отдельное изд. — 1952; роман о Н.Г. Чернышевском), «Соглядатай» (1938). 1937 — Набоков уезжает из Германии. 1937-40 — живет во Франции. 1940-1960 — приезжает в США. Преподаёт в американских университетах. С 1940 года начинает писать по-английски. С 1945 — гражданин США. Первый англоязычный роман — «Истинная жизнь Себастьяна Найта». Далее «Под знаком незаконнорожденных», «Conclusive evidence» (1951; рус. пер. «Другие берега», 1954; воспоминания), «Лолита» (1955; написана им на русском и на английском языках), «Пнин» (1957), «Ада» (1969). Переводит на английский язык: «Слово о полку Игореве», роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (1964), роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», лирические стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. 1955 — роман «Lolita» (Лолита), который отказались опубликовать четыре американских издательства, выходит в Париже в «Olympia Press». После него Набоков приобретает мировую славу и достаточные средства к независимому существованию.
1960-1977 — Набоков живет в Швейцарии.
12 июля 1977 — Набоков умер в местечке Вевей, похоронен в Кларане, близ
Монтрё, Швейцария.
Под некрологом подписалось 70 американских поэтов и писателей, которые
воздавали ему должное, как мастеру и учителю. Его собственная жизнь во многом мифологизирована и скрыта от досужих глаз обычной публики. Набоков изначально сосредотачивает себя на творчестве и пытается подчинить ему стихийный процесс действительности. В этом ему помогает В. Слонима, жена, редактор, корректор и прочее, прочее. Известный всему миру английский Набокова корректировала именно она. «Из навыков, которыми Набоков так никогда и не овладел (чем гордился), были следующие: печатание на машинке, вождение машины, нахождение потерянного предмета, ответ на звонки, сворачивание карт и зонтиков и т.д. Читая этот список, легко представить, на что потратила свою жизнь Вера Набокова» (Стаси ШЛИФФ).
«Мой муж просит меня сообщить, что, по его мнению, «Уллис» на
сегодняшний день является величайшим английским романом столетия, но
питает отвращение к «Пробуждению Финнеганов». И т.д. и т.п.
Нельзя охватить мир Набокова никаким исследованием, как нельзя
одновременно измерить скорость предмета и силу трения. Хватает
набоковских загадок и для Ежедневника! Так для «Русского
образовательного портала» Набоков родился 5 мая. Это конечно оплошность,
но весьма забавная… 24 апреля — Большая советская энциклопедия. 23 апреля — ozon.ru 22 апереля — «Энциклопедия Кругосвет». http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010417/1010417a1.htm
Мнения, так сказать, разделились. Сам Набоков настаивал, что родился в один день с Шекспиром, что значит — 23 апреля. Но если Набоков родился 10 апреля по старому стилю, то этого никак не может быть. Да и был ли, в сущности, Шекспир? Великий мистификатор, посчитавший все страницы великой русской литературы и остановившийся на 23000 тысячах обычного типографского набора, не мог просто так ошибаться в подобных вещах. «Жизнь — большой сюрприз. Подозреваю, что преподнесёт сюрприз и смерть — может быть, ещё больший».
4 мая —
http://www.300online.ru/articles9/4847.html
Сравнительно недавно удалось установить, что настоящий год его рождений 1908. Ещё в 20 годы Ефремов приписал себе лишку, чтобы упростить начало самостоятельной трудовой жизни.
В поисках останков доисторических животных путешествовал по Якутии,
Восточной Сибири, Монголии, Дальнему Востоку. Основоположник новой
советской фантастики, автор знаменитых романов: «Туманность Андромеды»,
«Лезвие бритвы», «Час быка», «Таис Афинская». «Он меня сжег, и я его осветил». «Страшно, когда не провинция, а столица глухая».
«Человек человеку друг, товарищ и брат, слышишь ты, скотина?» - за лучшее прозаическое произведение; - за лучшее поэтическое сочинение;
- за лучшее публицистическое произведение (очерк, статья),
представляющее собой образец гражданского отношения к действительности,
причём изложенное художественным языком. Первое присуждение премии «Литературной газеты» состоится 22 апреля следующего года по итогам литературной деятельности возможных претендентов начиная с 22 апреля с.г.
Все подробности на страницах газеты и её представительстве в Интернете
http://www.lgz.ru/
31 главным редактором Литературки, начиная с апреля 2001 года, является
писатель и публицист Юрий Поляков, автор многих произведений, успевших
войти в литературные анналы. Такие как, «ЧП районного масштаба» (1985),
«Сто дней до приказа» (1987), «Апофегей» (1989), «Демгородок» (1993),
«Козленок в молоке» (1995), «Небо падших» (1997), «Замыслил я побег …»
(1999).
Лев АННИНСКИЙ, литературный критик: «Назло всем сохранить Горького,
сохранить Пушкина, сохранить литературу, сохранить слово и верность
традициям». После пресс-конференции у Любимова началась репетиция. Главные действующие лица «Суф(ф)ле» господин «К» — Франц Кафка, господин «Б» — Самюэль Беккет, а также Ницше и Джойс. У любимовских репетиций свой особый, неповторимый аромат. Мастер сидит за столиком и дирижирует всем процессом. Как всегда у Любимова спектакль будет музыкальным и, несмотря на то, что в основе абсурдистская проза, очень поэтичным.
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=41322&cid=42
Москва — это многомиллионный комплекс неполноценности.
источники в Интернете
\ по книгам и монографиям из частной библиотеки
Литератора |