проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 21 апреля >> + >> |
21 апреля
СОБЫТИЕ
ДНЯ: |
по ст.ст. 8 Апреля ______________________ |
приметы
Родион Ледолом, Ледокол, Ревучие воды, Агафы-Руфы, Руфов день.
На Родиона-ледолома встреча солнца с месяцем: добрая — ясный день и
хорошее лето, худая встреча — ненастный день и плохое лето.
Солнце с месяцем по древнему поверью с первыми морозами расходятся в
разные стороны: один на восток, другой на запад. С поздней осени не
встречаются боле до самой весны. Всю зиму проводят порознь, не ведая,
чем промышляет, где бывает и что поделывает родственничек? И вот
наступает день, когда сходятся солнце с месяцем и рассказывают друг
дружке о своём житье-бытие. Не всегда встреча проходит гладко. Чаще
зачинщиком размолвок бывает именно месяц — гордый и заносчивый
небожитель. Тогда, по тем же поверьям, встреча оканчивается
землетрясением.
Но коли дружат месяц с солнышком, то и день встречи ясен и приветлив, а
лето обещает быть тёплым и погожим. Коли всё-таки бранятся — туман с
утра, день пасмурный, и лето будет худым. день-деньской
В римской мифологии праздник Палеса — божества пастухов, покровителя коз
и овец. По преданию, в этот день основан РИМ. Помните, как в первый кремлёвский субботник Владимир Ульянов подпирал плечом бревно? Пусть об этом много чего написано из перспективы сегодняшнего дня. И в этой перспективе Ульянов, с его маленьким ростом и склонностью к руководящей работе, никак не может на деле подсобить двум широко шагающим рабочим. И тем не менее… образ состоялся! Неужели только как случайность? Ведь столько по истине метафизических совпадений! И бревно-дерево, и взаимодействие (пусть и противоположное) со стихиями, и энтузиазм, и день, в смысле — число. Не слишком ли много «случайностей»? Завтра —
День защиты Земли. Пишу об этом накануне, поскольку к таким серьёзным
мероприятиям лучше готовиться заранее. История этого Дня началась в сороковых годах 19 века, когда некто Дж. Стерлинг Мортон приехал со своей семьёй в штат Небраска. Их встретили бескрайние прерии, на просторах которых росли немногочисленные деревья. Всё, что хоть отдалённо напоминало древесину шло на строительство и дрова. Тогда Мортон и его жена развернули по этому поводу целую кампанию, решив заняться посадкой деревьев. В 1872 г. они предложили назначить день, который граждане штата посвятили бы озеленению. Идея получила поддержку и уже в первый такой «трудовой будень» было посажено около миллиона саженцев! В 1882 году «День Дерева» был объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля — в день рождения МОРТОНА. В 1970 году праздник получил новое название — «День Земли» и уже вышел далеко за границы Небраска. Миллионы сограждан МОРТОНА призывали своим участием в озеленении обратить внимание на решение экологических проблем. В том же году впервые проводится добровольный сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. В 1990-ом к
США присоединилось ещё 141 государство. День Земли становится
международным праздником. Пока
граждане СССР всеми силами увиливали от участия в коммунистическом
субботнике, который по иронии судьбы пришёлся на тот же день, весь мир
объединялся для защиты и сохранения окружающей среды, природы и
культуры. Хотя… случайностей, как мы знаем, не бывает. Невооружённым
глазом видно, что в зазеркалье многое прямо противоположно здравому
смыслу, любви и вдохновению. Но и в этой стране то, что называлось
людьми, как-то выживало. Лучшее из них принимало посильное участие в
деле «защиты и сохранности».
день-деньской
У меня нет «своей» стихии. Все стихии принадлежат мне. Но кем бы ни был,
я всегда предстану только частью тебя самого — каким ты меня
представляешь — по настроению, по воле случая, по обстоятельствам. Ведь
я твоё совершенное творчество, твой истинный дар творить настоящее. Всё,
что тебе нужно не есть «я», а только умение управлять собственными
представлениями и стихиями, извлекать из них лучшее, которое
оборачивается для тебя реальностью — ведь ты человек. Вот для каких людей стоит заниматься литературой! Литературой образов, переживаний. Литературой своевременной и безвременной. Литературой реалистичной и фантастичной по насыщенности и своеобразию жизни. Опыт этого человека достоин того, чтобы стать опытом и значением для всех. А вы говорите — читатель!
Карманные планетарные часы, «зал большого пролета» — безопорное здание
шириной в 135 метров, «подъемные кресла» — лифт в Зимнем дворце,
самодвижущийся педальный экипаж, металлические протезы для инвалидов —
это даже не перечень, а лишь мизерная часть тех изобретений, которым
посвятил себя выдающийся человек и на которые «официальная» эпоха не
обратила никакого внимания. Царица пожаловала медаль за грандиозный фейерверк в Царском Селе и две тысячи рублей, а Потемкин осыпал милостями за слона-автомата. А вот места в «государственном бюджете» для «машины-судна», которое может плыть против течения, не нашлось. Посчитали, что убытку от такой затеи будет больше, чем выгоды. То-то от фейерверков (прошлых и нынешних!) прибыли не убавляется!
Александр Васильевич Суворов, впервые встретив гениального механика,
низко поклонился ему и, сделав навстречу Ивану Петровичу один шаг,
сказал: «Вашей милости!» Затем сделал второй шаг и, поклонившись,
проговорил: «Вашей чести!» И наконец, сделав третий шаг и еще раз
поклонившись, произнес: «Вашей премудрости!» Затем, взяв Кулибина за
руку, сказал: «Помилуй Бог, сколько ума! Много ума! Он изобретет
ковер-самолет!» Его творчество в основном посвящено тематике войны и эпохе «Сопротивления». Его самые известные повести «От Сирте до моего дома» (1952), «Белый флаг над Кефалинией» (1963) и «Годы и заблуждения» (1965) написаны в традициях неореализма. Романтикой моря пронизан его роман «Последний парусник» (1962). «Отпуск одного немца» (1959) — психологический портрет реваншиста — звучат как страстный протест против возрождения фашизма, против угрозы новой войны. Основная тема более поздних книг («Ничейная земля», 1975; «Сельский хозяин», 1979; «Поражение в поле», 1982) — тяготы деревенской жизни.
«Входил Джанни, почти на цыпочках, боялся помешать. «Можно?» — спрашивал
он. Со своим непослушным хохолком на лбу он был похож на воробья. Он
приносил очередной комикс для детского раздела или давал мне почитать
свой последний стишок... «Рано или поздно тебе дадут Сталинскую премию»,
— шутил я, намекая на успех его стихов в Советском Союзе, где их
неизменно переводили. Родари улыбался. Иронически и одновременно
обречённой улыбкой человека, имеющего неполноценный успех. Он знал,
теперь мы все это знали, что великих писателей всех времён, от Платона
до Пруста, Кафки и Достоевского Сталин запретил. «Хорошо ещё, что не
расстрелял», — бросал в дверях Родари». Из биографической книги
«Придерживаясь генеральной линии». (Юлия Добровольская, «Seagull» #7(42)
от 8 апреля 2005 г.) http://www.seagullmag.com/article.php?id=720
Касаткин — родился в деревне Барановицы (ныне Кологривского района
Костромской области) в бедной крестьянской семье. «Вот мы всей семьей
пошли батрачить по усадьбам, а затем понесло и разнесло нас по городам
(...) понесло в гиблый городишко Кологрив и дальше, на Волгу, в
Кострому, Нижний, Астрахань, снова в Кострому, снова в Нижний, на долгую
нищету, на неописуемую маету». «…Россия, настоящая, провинциальная, поволжская, такая, какой она вышла после всех революций, встала передо мной в его повестях и рассказах: «Красное дерево», «Старый дом», «Целая жизнь» и др. Многое осветилось, осмыслилось по-другому, и понятной стала вера честных, работящих людей в «светлое будущее», ибо без этой веры, погибла бы тогда разоренная, в пепле и пыли лежащая Россия» (Ирина Петрова http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=34702&pid=45). Сборник «Быльё» (1920) был первой книгой в РСФСР о революции. Пильняк изображал пути «мировой революции» «картиной сдвига и катастрофы». Определения принадлежат критику А.К. Воронскому. «Верховодил в литературе... занял место первого трубача революции своими романами», — пишет Н. Тихонов. Во время работы над своим последним романом «Соляной амбар» Пильняк был арестован. По ложному обвинению Борис Пильняк осужден Военной коллегией Верховного суда СССР в совершении государственных преступлений и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день.
«И еще горькая слава мне выпала — долг мой — быть русским писателем и
быть честным с собой и Россией». «Крупнейшие актеры, художники, режиссеры, музыканты, скульпторы, архитекторы, писатели и поэты собрались вчера в Художественном театре имени Горького. Все они - лауреаты Сталинских премий, наиболее выдающиеся мастера литературы и искусств. Им вчера вручены дипломы. Председатель Комитета по Сталинским премиям В.И.Немирович-Данченко поздравил всех лауреатов с высоким званием, пожелал им дальнейших успехов в творчестве. Речь старейшего мастер советского театра была полна горячей любви к искусству и уверенностью в его дальнейшем расцвете... Первые дипломы получают композиторы — автор симфонии-кантаты "На поле Куликовом" Ю.А. Шапорин, автор знаменитого фортепианного квинтета Д.Д.Шостакович, автор оперы "В пущах Полесья" А.В.Богатырев...
Долго длится овация в честь лучших мастеров советской культуры, в честь
партии Ленина-Сталина, которая воспитала прекрасную плеяду деятелей
литературы и искусства, создавших произведения, вдохновляющие советский
народ, мобилизующие его на борьбу за процветание и укрепление могущества
советского государства». «Я единственна в мире. Но в мире — не бывает отдельных судеб».
Родилась в Москве, в семье писателя-фронтовика Александра Бека. Писать
стихи начала с детства. Первая публикация состоялась в журнале «Юность».
Затем с подачи Твардовского в журнале «Новый мир» (1966). В 1972 году
Татьяна Бек окончила редакционно-издательское отделение факультета
журналистики МГУ, где изучала английский и шведский языки. В 1971-1973
годах работала библиотекарем во Всесоюзной Государственной библиотеке
иностранной литературы, в 1976-1981 годах была сотрудником журнала
«Вопросы литературы». С 1990 года преподает в Литературном институте
имени Горького — ведет творческий семинар поэзии. С 1994 года — доцент.
С 1993 года она вновь работает в журнале «Вопросы литературы», является
членом редколлегии.
Татьяны Бек печаталась в различных периодических изданиях и альманахах,
ее стихи переводились на болгарский, грузинский, итальянский, немецкий,
польский, шведский и датский языки. Большое место в творчестве Бек
занимает критика и литературоведение; она вела литературную колонку в
«Общей газете». Широко известны её мемуары об Арсении Тарковском и
заметки о Борисе Слуцком, воспоминания о поэтических штудиях у Давида
Самойлова и эссе о встречах с Бродским, — яркие статьи о русской
словесности, в частности, о сложнейших перекличках меж традицией и
авангардом в лирике ХХ столетия, — обширные беседы с такими
замечательными мастерами, как Коржавин, и Корнилов, и Сапгир, и Сухарев,
и Рейн… Татьяна Бек на протяжении многих лет записывала («эккерманила»)
беседы со своими любимыми учителями и сотоварищами, создав в результате
беспрецедентную хронику литературной жизни внутри шумной творческой
мастерской. В сферу литературоведческих интересов Т.Бек входит и
литература «серебряного века». Она неоднократно выступала как
составитель поэтических антологий («Акмэ /Антология акмеизма»,
«Серебряный век»); в течение многих лет ведет поэтический семинар в
Литературном институте им. М.Горького. С 2000 года — сопредседатель
(вместе с Олегом Чухонцевым) программы «Новые имена в поэзии» при Фонде
культуры. Лауреат премий журналов «Литературное обозрение» (1979),
«Звезда» (1995), «Знамя» (1997).
Член исполкома Русского ПЕН-центра.
Автор следующих поэтических книг: 'Скворешники' (М., 1994); 'Снегирь'
(М., 1980); 'Замысел' (М., 1987); 'Смешанный лес' (М., 1993); 'Пятицветная
тайна' (М., 1994); 'Дерево на крыше' (М., 1997); 'Облака сквозь деревья'
(М., 1997); 'Узор из трещин' (М., 2002); 'Сага с помарками' (М., 2004).
Автор многожанровой книги 'До свидания, алфавит. Эссе. Мемуары. Беседы.
Стихи' (Б.С.Г.-Пресс, 2003).
Автор-составитель учебных антологий 'Серебряный век' (М., 1996) и 'Акмэ:
к истории акмеизма' (М., 1997). Автор многих статей по проблемам русской
поэзии ХХ столетия.
Лауреат поэтических премий года журналов 'Звезда' (СПб., 1995) и 'Знамя'
(М., 1997). Лауреат ежегодной премии Союза журналистов России
'Серебряный гонг' — как лучший колумнист, пишущий о проблемах литературы
(персональная колонка 'Книгочейша' в 'Общей газете', 2001). Лауреат
конкурса 'Московский счет', номинация 'лучшая поэтическая книга года'
(2004). «Татьяне Бек единственной из всех нас удается почти невозможное — от себя за всех спеть то, что не ложится на голос: простой ужас простой жизни... И при этом — сохранить и речь, и голос, и слово, и походку стиха». Алла Марченко.
«Терзание пленного духа — главный нерв этой поэзии, ее невидимые миру
слезы, ее фатальная тема... Иногда кажется, что тут спорит дух с
материей: дух куда-то рвется — материя не пускает. Отсюда — чуть
заметная «дрожь» интонации за железными стиховыми ритмами. И
беспричинные слезы, сменяющиеся неожиданным смехом. И абсурд, уложенный
в логику…». Лев Анненский
источники в Интернете
\ по книгам и монографиям из частной библиотеки
Литератора |