проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум |
|
Сегодня в
Ежедневнике:
Людвиг Ван
Бетховен,
Олег
Битов,
Зинаида
Гиппиус,
Борис Владимирович
Заходер,
Иван Петрович
Котляревский,
Валериан
Николаевич Майков,
Сергей
Александрович Нилус,
Чезаре
Павезе,
Лев Николаевич
Толстой,
Джеймс
Хилтон,
Марина
Цветаева,
Лидия
Чуковская. |
|
литературный ежедневник представлен именами, датами и событиями текущего дня, как это видится герою лирической повести "Дневник Служителя Культа" — Максу Веберу* |
|
9 сентября
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КРАСОТЫ Проводится по инициативе Международного комитета эстетики и косметологии (СИДЕСКО). А помните, кто сказал: «Красота — страшная сила»? Конечно же, Фаина Раневская. Кто ж ещё так точно смог бы высветить всю нашу беспомощность и податливость, а может быть даже и падкость на сие гармоничное, скажем так, безобразие.
Но я бы в этот день поздравил отнюдь не косметологов. |
|
по ст.ст. 27 августа ______________________ |
|
|
|
Несмотря на то, что рябина поспела, сия ягода вяжет язык и не так вкусна, пока её спелую не подморозит как следует. Когда Иван Петрович сочинял поэму «Энеида», будучи молодым офицером русской армии, он вовсе не предполагал попасть в анналы классической мировой литераторы. Тем более, что это было нечто на украинском языке ("Енеiда"), в том смысле, что впервые на Украине о самобытном украинском на украинском же языке писал благородный украинец. Более того, это была пародия на Вергилия, вовсе не предполагавшая к себе серьёзного внимания. Эх, и сегодня рябинкой пренебрегают, предпочитая более ортодоксальные и ухоженные ягоды. Но прав был господин Майков (кстати, родившейся в тот же день), когда впервые поставил вопрос о специфики формы и содержания в искусстве. Тоже вроде ничего нового не сказал ни по нынешним, ни по тем временам. Но Майков был первым подлинным русским теоретиком, который строил свои критические изыскания не на предмете отдельных произведений, а начал создавать общую концепцию русского искусства, связанного непосредственно с жизнью. И было этим двум господам каких-нибудь 19, 23, 25 лет — боже, как юн был мир Майковых, Котляревских и как грандиозен в своих замыслах! Не верю, что сейчас, в наше кипучее и могучее время, никто из молодых не бредит столь же отважно. Вот бы узнать, кто сегодня творит этот мир (вечно юный, вечно какой-то недоделанный)? Не Вы ли?
Помните анекдот с бородой, когда в минуту неловкого молчания говорят: милиционер родился? Вот у литераторов тоже самое. Только не милиционер говорят, а Лев Николаевич Толстой. Довелось же бедному графу жить в зазеркалье русской революции. И кто захочет познакомиться с творчеством литературного старца поближе, тому и сегодня надо умудриться пролезть в кроличью нору. Да подковы жмут… как калачи…
|
|
Марина ЦВЕТАЕВА
|
После того, как в конце 60-х гг. подарочный вариант «Энеиды»
иллюстрировал украинский график Анатолий Базилевич, книгу в народе стали
называть «казацкой "Камасутрой"» из-за очень смелых и откровенных
рисунков. В быту Иван Петрович был скромнее скромного. И надо отметить, что ещё за 27 лет до отмены крепостного права, он дал вольную своим крестьянам. В 1903 году в Полтаве открыт памятник КОТЛЯРЕВСКОМУ. Там же в 1952 году открыт Государственный литературно-мемориальный музей, а к 200-летию со дня рождения писателя (1969) в бывшей его усадьбе создан мемориальный комплекс.
Сегодня также существует литературная премия имени Ивана КОТЛЯРЕВСКОГО.
Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат А.Н., В.Н. и Л.Н. Майковых. Старший брат Аполлон — поэт, критик. Младший брат Леонид — этнограф, литературовед, с 1893 г. вице-президент российской Академии наук. В сороковые годы в доме Майковых собирается цвет литературной жизни Петербурга. Завсегдатаями были И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков и мн. др. Тут всегда можно было «встретить тогдашних корифеев литературы; многие являлись с рукописями и читали свои произведения. Вечер кончался ужином, приправленным интересной одушевленной беседой» (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. — Л., 1961. — С. 118). Валериан получил образцовое домашнее образование, учился на юридическом факультете Петербургского университета (1842), а в 19 лет уже стал кандидатом. В первой же литературной работе «Об отношении производительности к распределению богатства» (1842, осталась в рукописи) — Майков набрасывается с критикой не на кого-нибудь, а на самого Адама Смита и проводит идею об участии рабочих в прибылях производства. В дальнейшем, в трактате «Общественные науки в России» (не завершён) с точки зрения «философии общества» или, по другому выражению автора, с точки зрения «социалиста» МАЙКОВ нападает на английскую школу Адама Смита за то, что та «очищает свою науку от всяких примесей нравственных и политических» и рассматривает «богатство как факт отдельный, ни от чего не зависящий, ни с чем не соединенный органически». Этот взгляд, «ложный в науке, делается гибельным для практики». Определившись на службу в департамент сельского хозяйства, МАЙКОВ занимается естественными науками и переводит «Письма о химии» Либиха (не изданы). Однако, слабость здоровья вынудила его в скором времени оставить службу и более полугода, в 1843 году, жить за границей, где МАЙКОВ увлекается всё тем же: политической экономией, философией, химией. Вернувшись в Петербург был приглашён редактировать «Карманный словарь иностранных слов» в соавторстве с Петрашевским (в. 1, 1845). Автор таких статей, как «Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма», «Журнал». Вскоре после 2-го выпуска это увлекательный для того времени Словарь был изъят из обращения. И когда в 1849 г. возникло дело «Петрашевцев», был удостоен отзыва следователя Липранди: «исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение». На самом деле, статьи МАЙКОВА вполне умеренные и отличаются научными изысканиями, в отличие от статей господина Петрашевского. Затем Валериан Николаевич становится соредактором журнала «Финский вестник», основанного в 1845 г. Ф.К. Дершау. 1-й том открывался той самой программной статьей «Общественные науки в России» (1845), в которой с наибольшей обоснованностью и последовательностью проведен главный тезис всей литературной деятельности МАЙКОВА — проповедь необходимости органической связи науки и искусства с живой действительностью. От увлечения позитивизмом Огюста Конта (статья «Анализ») МАЙКОВ перешел к его критике, требуя создания социальной «философии общества», диалектически соотнося национальное и общечеловеческое. Во 2-й части этой же статьи (запрещена цензурой; сохранились отрывки) МАЙКОВ предполагал дать очерк развития передовой мысли в России, высоко оценивал деятельность В.Г. Белинского, с которым впоследствии как бы разошёлся во взглядах, называя его литературным диктатором. В 1846 году А.А. Краевский по рекомендации И.С. Тургенева пригласил МАЙКОВА руководить критическим отделом «Отечественных записок» вместо ушедшего Белинского. Тогда же МАЙКОВ организовал кружок, идейно связанный с петрашевцами; в него входили В.А. Милютин, М.Е. Салтыков и др. Взгляды МАЙКОВА опять существенно изменились. Под влиянием петрашевцев, Л.Фейербаха и французских утопистов он стремится построить идеал абстрактного гармоничного человека и идеальную цивилизацию; специфические национальные черты объявлялись тормозом на пути к такому идеалу (рецензия на «Краткое начертание истории русской литературы» В.И. Аскоченского; статья «Стихотворения Кольцова», 1846). Белинский резко критиковал эти космополитические идеи в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (см. Полное собрание сочинений, т. 10, 1956, с. 25-35), находя, что молодой писатель слишком уже «всечеловек». Сам МАЙКОВ, однако, считал себя не литератором, а популяризатором научных идей; как петрашевец он хотел внести в литературную критику методы естественных и точных наук, строгую доказательность. «Я всегда мечтал о карьере ученого, — пишет он Тургеневу, — но как добиться того, чтобы публика читала ученые сочинения? Я видел и вижу в критике единственное средство заманить ее в сети интереса науки». В статье о Кольцове он подошёл к пониманию социального характера человеческих представлений о красоте; впервые в русской литературе заявил о специфике (в отличие от науки) и формы и содержания искусства: «… художественное творчество есть пересоздание действительности, совершаемое не изменением ее форм, а возведением их в мир человеческих интересов (в поэзию)» (Соч., т. 1, Киев, 1901, с. 38). В статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» МАЙКОВ, отметив сходство Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского как писателей, верных действительности, тонко указал на их различие: «… Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский — по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (там же, с. 207). МАЙКОВ подчеркивал значение Достоевского для развития русской литературы, полагая, что с ним современное поколение обратилось к анатомии человеческой души. Как и М.В. Петрашевский, МАЙКОВ считал, что главная задача искусства — изображать внутренний мир человека. Сходно с Белинским он усмотрел в литературной деятельности А.И. Герцена преобладание научного мышления над художественным. Он назвал Герцена лучшим русским беллетристом (в рецензии на «Петербургские вершины» Я. Буткова), считая, однако, что истинные художники выше беллетристов, так как у них явное превосходство художественного чувства над логической мыслью. МАЙКОВ впервые после Пушкина высоко оценил стихи Ф.И. Тютчева (в рецензии на «Стихотворения А.Плещеева»). Правда, это было всего лишь несколько строк. Весной 1847 года МАЙКОВ был приглашен в «Современник», но успел здесь проработать 15 месяцев и напечатать всего пять рецензий. Деятельность МАЙКОВА, продолжавшуюся менее 4 лет, оборвал несчастный случай: он утонул во время купанья. И.А. Гончаров в некрологе на смерть МАЙКОВА, опубликованном в «Современнике», отметил, что он был из числа «критических талантов высшего разряда», несмотря на свою молодость. Многие работы МАЙКОВА («Карманный словарь…», «Общественные науки в России», «Романы В.Скотта…») были в итоге одобрены Белинским. Н.Г. Чернышевский в своей рецензии на «Стихотворения Кольцова» (1856) оценил МАЙКОВА как продолжателя Белинского. К сожалению, самое имя Валериана МАЙКОВА было вскоре после его смерти забыто. Только в 1861 г. о нём мимоходом вспоминает Достоевский, а в 1868 г. тоже мимоходом посвятил ему несколько очень сочувственных строк Тургенев («Литературные Воспоминания»). В 1872 г. в «Отечественных Записках» деятельность МАЙКОВА впервые была подвергнута подробному рассмотрению в статьях А.М. Скабичевского (его «Сочинения», том I), значительно преувеличившего степень разногласия между МАЙКОВЫМ и Белинским.
Размышления МАЙКОВА о психологии искусства, о бессознательном характере
творчества нашли продолжение в трудах русских психологов, в частности В.
М. Бехтерева, Л. С. Выготского. Ходил босиком, вегетарьянствовал, и был «зеркалом русской революции». 8 сентября 1908 года Толстой запишет в своём дневнике: «Шумят по случаю юбилея, и я рад, что чувствую себя спокойным совсем».
Когда Вы прочтёте (перечтёте!) Толстого, Вы ни о ком не будете так
горевать, как о своём собственном неразумении и пустой трате времени,
которая произошла по причине отсутствия в Вашей жизни этого гармоничного
чародея.
За перевод «Алисы» удостоен Международной премии имени Андерсена. Мы
обязаны ему и за Мэри Поппинс и за многих других самых прекрасных,
загадочных и просто сказочных героев.
источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора |