проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум |
|
Сегодня в
Ежедневнике:
Франсишку Гомиш ди
Аморим,
Валерий
Брюсов,
Джованни
Верга,
Альфред
Валерий Дворянов,
Николаус
Ленау,
Джозеф
Хичкок. |
|
литературный ежедневник представлен именами, датами и событиями текущего дня, как это видится герою лирической повести "Дневник Служителя Культа" — Максу Веберу* |
|
13 августа
3114 до н.э. — согласно представлениям индейцев племени Майя, в этот день был сотворен мир. «Было всё в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё неподвижное и тихое, и пространство неба было пусто». Первые люди были созданы из дерева. Но оказались непочтительными и непослушными. Тогда боги наслали на них потоп. Спасшимся было предопределено превратиться в обезьян. Со второй попытки сделали человека из молотых зёрен кукурузы. К тому же сразу в четырёх экземплярах. Слишком умным и проницательным оказались «кукурузные хлопья». Тогда боги создали четырёх женщин, чтобы те не слишком задавались. Так появился через какое-то время попкорн, а Никите Сергеевичу Хрущёву даже приснилось однажды много-много полей, засеянных кукурузой — дёшево и сердито, как и должно было быть при коммунизме.
Международный день левшей Впервые этот день отмечался в 1992 году по инициативе британского Клуба левшей, созданного за два года до того. Девиз клуба: «Левши всех стран, соединяйтесь и покажите это правшам!». Те, кто использует в качестве ведущей левую руку, пытаются в этот день привлечь внимание дизайнеров, производителей и продавцов товаров к необходимости учитывать и их интересы. И ведь, правда, каждый десятый житель планеты — левша. В почтенной «левой» кампании такие знаменитости, как Леонардо да Винчи, Хольбейн, Юлий Цезарь, Бисмарк, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Джимми Хендрикс, а также Махатмой Ганди и Маккартни. Леворуким был и русский писатель Николай Лесков, написавший знаменитую повесть о Левше, подковавшем блоху. Есть и сегодня «левые» умельцы, у которых жажда творить необычное сверх всякой меры. Например, увидеть изделия автора, учителя музыки Череповецкого училища искусств и художественных ремёсел Валерия Дворянова, можно только под микроскопом. Мастеру не то микро, не то макроминиатюры удалось поместить 10 работающих инструментов (от молотка до ножниц) в игольное ушко. Самые мелкие экспонаты — портреты поэтов и писателей — написаны маслом на срезе макового зерна. Портреты Александра Пушкина, Игоря Северянина, Дениса Давыдова сопровождаются стихами — размер буквы составляет несколько микрон. Над каждой микроминиатюрой художник работает до несколько месяцев. Вместо кисти использует волос. Причём подготовка занимает значительно больше времени, чем непосредственно работа. Самая крупная модель старинного оружия немногим больше спички. Металлические части отлиты из серебряных монет и ювелирных украшений. Всё оружие, созданное мастером: револьверы, мушкеты, винтовки — действующее. Валерий Дворянов самоучка, освоивший чудесное ремесло без чьей либо помощи. Зачем приходят человеку в голову такие удивительные идеи — не понятно. Да и только ли человеку? Вот Господь тоже сотворил мир непонятно зачем. Готовился вечность, потом, если не за один день, то за семь — это как пить дать — натворил мал мала меньше. А теперь вот — никому непонятно. http://palm.newsru.com/world/13aug2003/levsha.html (источник) http://www.newsru.com/russia/06jan2002/cherepovec.html (источник) http://www.ng.ru/regions/2002-11-11/10_cherepovets.html (о Валерии Дворянове в НГ)
http://www.izdom.ru/Rech/archive.html?day=21&month=5&year=2004&pid=1845
(о Валерии Дворянове в «Речи») |
|
по ст.ст. 31 июля ______________________ |
|
Евдокимов
день. Евдокимово заговенье. «Успенский пост не голодный». Об эту пору
всего много: и хлеба нового, и слетья разного (овощей), и плодов, и
ягод. А народ у нас тихий. |
|
|
|
Валерий БРЮСОВ
|
Родился Ленау в Чатаде (Венгрия) в семье офицера, выходца из Пруссии. Потеряв рано отца, мальчик воспитывался матерью и родителями незабвенного папаши. Имея характер буйный и несдержанный, не смог закончить ни одного учебного заведения, в котором намеревался получить что-то вроде диплома: ни в Пресбурге, ни в Вене, ни в Гейдельберге. Изучал право, агрономию, медицину. Получив наследство и посвятив себя литературе, снискал признание как талантливый лирический поэт после публикации сборника под оригинальным названием «Стихотворения» (Gedichte, 1832). Враждебное отношение к режиму Меттерниха побудило Ленау отправиться в Новый Свет за лучшей долей. Очень быстро потерпел разочарование, как всякий истинный поэт, и вернулся обратно. Страстно влюбился в замужнюю женщину и уже к 1844 году обнаруживаются у поэта первые признаки душевного заболевания. В 1847 состояние его настолько ухудшилось, что друзья помещают Ленау в приют для душевнобольных. Ещё долгих шесть лет Ленау остаётся ни жив, ни мёртв. Его внутренний герой, отвергая обыденность, подавленный окружающей действительностью, намерен отыскать пути хотя бы к внутренней свободе — что может быть ближе поэзии Байрона, Гейне, Мицкевича. Богатство ритмов, метафоричность, романтическая символика сочетаются с удивительной пластичностью образов, тонкостью пейзажа. Стихи поэта — дневник его внутренней трагедии, летопись разочарованной личности, не нашедшей выхода из противоречивых явлений своего времени (Faust, Die Albigenser). http://www.krugosvet.ru/articles/50/1005004/1005004a1.htm (краткая биография)
http://tillsa.narod.ru/literatur/lenau.htm
(произведения)
http://www.oval.ru/enc/19407.html (краткая
биография) Родился в Сицилии, в зажиточной буржуазной семье. Первые романы «Карбонарии в горах» (1861-62) и «В лагунах» (1863) ещё носят подражательный характер и типичны для итальянского революционного романтизма. Следующий период творчества Верга — это сентиментальные сочинения из жизни богемы и светского общества: «Грешница» (1866), «Ева» (1873, русский перевод 1881), «Истинная тигрица» (1875) и др. Примерно в это же время происходит перелом в художественных воззрениях Джованни Верга, и в повести «Недда» (1874), посвящённой трагической судьбе молодой батрачки, появляются черты нового для итальянской литературы направления — веризма. Вопросам эстетики будущий лидер этих хроникёров посвятил несколько журнальных статей (итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый). Однако провозглашённая «социальная летопись» проявилась у Верга, прежде всего, как народничество. Гуманистическая направленность творчества Верга приобретает теперь особое звучание. Одновременно усиливается и его фаталистический взгляд на судьбы человека и общества. Психология страдания — момент, которому Верга уделяет особое внимание. Для советской критики все его произведения казались проникнуты «глубоким пессимизмом». Сборники новелл «Жизнь полей» (1880) и «Сельские новеллы» (1883), романы «Семья Малаволья» (1881, русский перевод 1936) и «Мастер дон Джезуальдо» (1889, русский перевод 1895) — всё это импрессионистические мазки хроники мелкобуржуазной жизни, увиденной через характеры героев того или иного произведения или спрятанной в этих характерах. Речь — главный элемент в новеллах Верга; свой принцип новеллы он выразил в изречении: «Ascoltate, ascoltate, е saperete scrivere» («Слушайте, слушайте — и научитесь писать»). Влияние Джованни Верга чувствуется и в последующем итальянском романе. Своим учителем его считают Деледда, Папини, Пиранделло. Новелла Верга «La cavalleria rusticana» («Сельская честь») из «Vita dei campi» переработана Пиранделло в драму (в «Сельской чести» впервые выступала Э. Дузе). Затем драма была положена на музыку П. Масканьи (1890), и появилась всемирноизвестная одноимённая опера. Кирхенштейне А. Джованни Верга и литература Италии. Рига, 1965 Данченко В.Т. Джованни Верга: Биобиблиографический указатель. М., 1966 Володина И.П. Луиджи Капуана и литературная теория веризма. Л., 1975 http://feb-web.ru/feben/litenc/encyclop/le2/le2-1591.htm (энциклопедия)
http://feb-web.ru/feben/litenc/encyclop/le2/le2-1712.htm
(веризм)
«Всё очень красиво и мило устроено, очень красивые и прочные домики для
гусей, козлов, львов, вы идете направо и видите, в нескольких отдельных
садиках, разных павлинов, козлов, баранов. У всех на дому есть подпись —
кто тут живёт. Нам понравился очень белый павлин и ещё другой павлин с
ужасно длинным хвостом...» («Московские ведомости»). Если говорить только о резиновых палках в жизни Хичкока, то сам мастер саспенса всю жизнь боялся полицейских. В детстве отец отправил его с письмом в местный полицейский участок, а там полицейский прочитал послание и, ни слова не говоря, закрыл мальчика в камере. Представляете, что творилось в душе мальчугана? Но, выпустив уже через 10 минут (кто бы знал заранее?), он объяснил, что это была воспитательная мера: мол, такое происходит с людьми, совершающими дурные поступки. Эта дурацкая история послужила поводом для одного из забавных вариантов надписи по надгробному камню, сочинённой самим Хичкоком: «Вот как мы поступаем с плохими маленькими мальчиками». Высекли же на могиле слова — «Я обдумываю сюжет». Нельзя не упоминать с присущей Хичкоку дотошно вырисованной мизансценой, что в день его рождения в 1900 году умер писатель-философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев… пророк по духу и образу мыслей. «Два близких между собой желания, как два невидимых крыла, поднимают душу человеческую над остальной природой: желание бессмертия и желание правды». В 1946 году умер английский писатель Герберт Уэллс. «Кроме человека, нет на земле ничего такого, что восставало бы против силы, породившей его…» В 1994 году умер австрийский писатель Элиас Канетти, нобелевский лауреат 1981 года. Элиас родился в сефардской еврейской семье в Рущуке (Болгария), многонациональном портовом городе в нижнем течении Дуная.
«Прогресс имеет один недостаток: время от времени он взрывается». Ещё в 1935-м Кузнецов был лишь секретарём одного из ленинградских райкомов, а в 1939-м уже член Центрального Комитета партии, в 1943 году присвоено звание генерал-лейтенанта. В январе 1945-го его выбирают первым секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), а по окончании войны Кузнецова переводят в Москву, где, будучи начальником Управления кадров ЦК, он занимается подготовкой, подбором и расстановкой руководящих работников в стране. Кое-кто называет его приемником самого Сталина. «Вы меня ждите — я скоро приду!» — говорит он своим родным, и больше его никогда не увидят. Алексей Кузнецов будет расстрелян по сфабрикованному «Ленинградскому делу» 30 сентября 1950 года.
http://borovichi.net.ru/par/shelf/n1564.html
(история)
Проволочные заграждения превратятся в бетонную стену высотой до 5 метров
с протянутой поверху колючей проволокой и со сторожевыми вышками. Длина
разделявшей город стены будет 45 км плюс 120 км вокруг Западного
Берлина, отделяющих его от остальной территории ГДР. Тогдашний
бургомистр Западного Берлина Вилли БРАНДТ скажет: «Раскол Берлина был
отлит в бетоне — вопреки закону жизни города и вопреки ходу истории. Хрущев: «Война или мир — теперь всё зависит от Вас. Если Вы пошлёте в Берлин одну дивизию, я отправлю туда две». Кеннеди: «Вы хотите добиться любой ценой изменений, а я — нет». Хрущев: «Мирный договор с ГДР со всеми вытекающими отсюда последствиями будет подписан к декабрю нынешнего года».
Кеннеди: «Если это правда, то нас ждёт холодная зима».
Позднее Хрущёв вспоминал: «Что я должен был делать? Только в июле 1961
года ГДР покинули более 30 тысяч жителей, причём лучших и наиболее
старательных. Нетрудно было рассчитать, что восточногерманская экономика
потерпит крах, если мы не предпримем какие-либо меры против массового
бегства. Существовали лишь две возможности: воздушный барьер или стена.
Воздушный барьер привёл бы к серьёзному конфликту с Соединенными
Штатами, не исключено даже — к войне. Итак, оставалась стена».
«Что же это за социализм, который вынуждает замуровывать себя, чтобы
народ не разбежался?» — с горечью писал немецкий диссидент Стефан Хейм.
За время существования Берлинской Стены (28 лет) при попытки перейти
границу 160 человек было убито и 120 ранено. 5000 человек сделали это
успешно.
http://www.scorps.ru/artic/artic_stenaBerlin.htm
(история Берлинской Стены)
«Сборники стихов «Благодарность киргизского народа» и «Сказка стала
былью» выпустило Киргизское государственное издательство. Обе книги
посвящены полёту советского человека в космос». «Хотя буржуазия уже свергнута, она тем не менее пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели — осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой её вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя».
http://www.hrono.ru/libris/lib_m/mao_kult_rev.html
(Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о
Великой Пролетарской Культурной Революции — принято 8 августа 1966 года)
источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора |