проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 19 апреля >> + >>


19 апреля

по ст.ст. 6 Апреля
6-я седмица Великого поста (ваий), Глас пятый

Великий пост. Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). + Св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, первоучителя славян (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти в Персиде (344-347). Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера (III). Прп. Григория Афонского.

______________________


приметы

Народные приметы: Евтихий. На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых.
 

день-деньской

Проснулся в 10 утра. В 11 прокомпостировал автобусный талон, нажав на пластмассовый рычажок изо всех сил. В 12.15 сообщил сослуживцам «здрасьте». После чего быстренько забылся по делу до обеда. В обед поговорили с приятелем о книгах Аксёнова. Очнулся в 20 и отправился вприпрыжку домой. Позвонила мама, которой я сообщил потрясающее известие — «всё хорошо». В 00.00 не мог уснуть от безделья. Заставил себя уснуть в 00.15.

Сравните с дневником настоящего английского буканара, пирата Бэзила РИНГРОУЗА, жившего в XVIII веке… «На рассвете проснулся от холода. За ночь промок от дождя и все тело онемело. В 10 утра, когда дождь уже кончился, на каноэ разбился о скалу. В 12 дня удалось спасти жизнь пяти испанцам, попавшим к пиратам в плен; в час, улучив минутку, зарисовал очертания берега. В 16 продолжил путь. Вечером того же дня попал в плен к испанцам. В 21 час был приговорен к смерти. В 22 меня узнали спасенные утром испанцы, и я получил помилование. В 23 испанцы отпустили меня на все четыре стороны. В 00.00 попытался уснуть, но не смог, потому что промок и дрожал от холода. Чтобы отвлечься, я стал записывать в дневник события прошедшего дня».

Иван НИКИТИН

<...>
Догорела свеча. Бродит сумрак в углах,
Пол сияет от лунного света;
Бесконечная ночь! В этих душных стенах
Зарыдай, — не услышишь ответа...

19 апреля 1861

даты, события, имена

В 1563 году приступила к работе типография первопечатника Ивана ФЕДОРОВА и Петра МСТИСЛАВЦА. Начинается печатание первой русской датированной книги — «Апостола».


1832Хосе ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ (1832 — 14.09.1916), испанский драматург, нобелевский лауреат 1904 года «за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы» («Безумный бог», «Безумие или святость»).

1834ПУШКИН начинает работу над «Историей Петра Великого».

1842Григорий Викторович АДАМОВИЧ (1842 — 1937), русский поэт, писатель, публицист, критик. В 1932 эмигрировал во Францию.

1848Всеволод Федорович МИЛЛЕР (1848 — 1913), русский филолог, фольклорист, этнограф и археолог. Учился в пансионате Эннеса, затем в Московском университете, на историко-филологическом факультете; по окончании был оставлен по кафедре сравнительной грамматики. Изучал литовский язык (записал более 100 песен и до 20 сказок), чешский язык и санскрит, иранские языки Кавказа, осетинский язык. В 1892 году Миллер перешёл на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой преподавание санскрита. Доказал восточное происхождение русских былин и их первоначальное бытование в аристократической среде, директор Лазаревского института восточных языков (1897-1911).

1858Александр ШИРВАНЗАДЕ, армянский советский писатель.

1869Фридрих Вильгельм НИЦШЕ приступает к своей преподавательской деятельности. Став профессором совсем в юном возрасте, он также быстро порвёт с ортодоксальной философией, превратившись в одинокого и болезненного странника ума и вдохновения.

1900Ричард ХЬЮЗ (Richard HUGHES) (1900 — 1976), английский романист, поэт, драматург. Пьеса «Трагедия сестер» (1922), с которой началось его творчество, удостоилась похвал Б.Шоу.

1902Вениамин Александрович КАВЕРИН (ЗИЛЬБЕР) (1902 — 2.05.1989), писатель (романы «Исполнение желаний», «Два капитана», который лег в основу мюзикла «Норд-Ост», трилогия «Открытая книга»).

«Зимой 1952 года мне позвонил из редакции “Правды” журналист Маринин и пригласил приехать для разговора, имеющего, как он сказал, “серьезное общественное значение”. Я приехал и был встречен более чем любезно. Маринин (его настоящая фамилия была Хавенсон) провел меня в комнату, которая, как я понял, была приемной Давида Иосифовича Заславского, видного журналиста, одного из руководящих работников “Правды”. В кабинете Заславского уже разговаривали — и через открывающуюся время от времени дверь я видел старых евреев в орденах, сидевших по ту сторону стола, за которым мелькнула внушавшая мне глубокое отвращение жирная лысая голова Заславского.

Маринин предложил мне познакомиться с письмом, которое, как он мне сообщил, уже согласились подписать видные деятели культуры. И не только культуры: армии и флота.
Я прочитал письмо: это был приговор, мгновенно подтвердивший давно ходившие слухи о бараках, строившихся для будущего гетто на Дальнем Востоке. Знаменитые деятели советской медицины обвинялись в чудовищных преступлениях, и подписывающие письмо требовали для них самого сурового наказания. Но это выглядело как нечто само собой разумеющееся – подобными требованиями были полны газеты. Вопрос ставился гораздо шире – он охватывал интересы всего еврейского населения в целом, и сущность его заключалась в другом. Евреи, живущие в СССР, пользуются всеми правами, обеспеченными Конституцией нашей страны. Многие из них успешно работают в учреждениях, в научных институтах, на фабриках и заводах. И тем не менее в массе они заражены духом буржуазного воинствующего национализма...

Я передаю лишь в самых общих чертах содержание этого документа, память, к сожалению, не сохранила подробностей, да они и не имеют существенного значения. Ясно было только одно: решительно отвергая наличие в СССР антисемитизма, мы заранее оправдывали новые массовые аресты. Пытки, высылку в лагеря ни в чем не повинных людей. Мы не только заранее поддерживали эти злодеяния, мы как бы сами участвовали в них уже потому, что они совершались бы с нашего полного одобрения» (В. Каверин. Эпилог. 1989. С. 316)

Будучи участником литературной группы «Серапионовы братья», возникшей в 1921 и просуществовавшей до 1929 года, Каверин провозглашал: «Из русских писателей больше всего люблю Гофмана и Стивенсона». А на самом деле, творчество этого замечательного прозаика, выписалось в скором будущем в неподражаемое и отдельно стоящее от советской пошлости имя русского писателя КАВЕРИНА. «Чтобы стать очень оригинальным писателем, Каверину нужно перевезти свой Нюрнберг хотя бы в Петербург, немного раскрасить свое слово и вспомнить, что это слово — русское», — писал в 1923 Е.И. ЗАМЯТИН. Переход к новой творческой манере произошёл в повести «Конец хазы», где автор, по мнению Горького, «смело шагнул в сторону от себя». Такие шаги «в сторону» от уже обретенной системы приемов были характерны для всего творческого пути КАВЕРИНА.

Кроме того, литературную работу КАВЕРИН совмещал с научной. В повести «Черновик человека» (1929), в романе «Художник неизвестен» (1931), описал драму русского авангарда. В 1956 был одним из организаторов альманаха «Литературная Москва». В 1960-е годы напечатал в «Новом мире» повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь» (обе 1962), а также статьи, в которых стремился сохранить память о «Серапионовых братьях», реабилитировать М.М. ЗОЩЕНКО. В 1970-е годы КАВЕРИН выступил в защиту А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА.

1911Георгий Мокеевич МАРКОВ (1911 — 1991), русский писатель («Строговы», «Соль земли», «Сибирь»).

1980 — Свой «ленинский субботник» бригада писателей отработала в Московском зоопарке.

В 2004 году главный художник Тюменского театра кукол и масок Сергей ПЕРЕПЕЛКИН разработал проект памятника «Лошадь, утонувшая в грязи», который мог бы стать символом города Тюмени.
«Мы с моим другом, тюменским поэтом Константином Михайловым сидели и думали, что могло бы символизировать Тюмень, и поняли, что ничего лучшего несчастной лошади-утопленницы придумать невозможно».

2005 — В Испании продолжаются торжества, связанные с 400-летием выхода в свет романа «Дон Кихот». В понедельник в Вальядолиде, открылся отреставрированный дом, где жил и работал над книгой Мигель де СЕРВАНТЕС.



источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора