проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> оглавление  >> проза

 

 

Матрёна

     

Девушка берёт в руки спичечный коробок. Берёт его двумя пальчиками, третий оставляя на излёте. Берёт со стола, на котором спичечный коробок лежит одной из своих шести бессчетных плоскостей. Виден её блестящий ноготок. Одна большая плоскость представляет этикетку «мир живой природы», другая — предупреждает об опасности обращения с огнём. Две плоскости поменьше, предназначены для непосредственного «чирканья» спичкой — покрыты слоем замеса из стекла и фосфора. Две самые маленькие плоскости, если смотреть на них прямо, очень напоминают выдвижной ящичек какого-нибудь шкафа. Помните, как на уроках труда в 70-е годы прошлого столетия меланхоличный преподаватель учил не менее способных учеников склеивать коробки, выстраивая микроскопическое трюмо для разных предметов? Речь не об эстетике. Речь о практике. В нашей повседневной жизни не встречалось такого количества мелких предметов. Булавки были большими, гвозди матёрыми. Хотя по первой минуте сама игра представлялась увлекательной и напоминала Лилипутию или ещё какой-нибудь неведомый мир. Такой многоячеистый скарб был у моего деда. Для его времени каждая песчинка имела счёт. Нашёл гаечку или шайбочку — где ещё найдёшь? Её следовало сберечь, во что бы это ни стало. В его коробочках прятались кусочки припоя и осколки часовых пружинок. Маленькому они были мне нужны чрезвычайно. Когда я с ней целовался, на её губах всегда были песчинки сахара. Возможно, что сахар на её губах просто кристаллизовался. Посадить её в одну из коробочек в своём воображении, а потом спасти — было очень приятно. Сегодня «песчинки» не только более доступны, но их развелось столько, что мы нуждаемся скорее в положительных примерах утилизации и переработке мусора. Вот куда должны смотреть и о чём думать нынешние рационализаторы. Она крутит его, разглядывая со всех сторон, и кладёт на место. Спичечный коробок хранит свою историю. Хорошая девушка уже не крутит спичечный коробок и не разглядывает со всех сторон. Хорошая девушка не занимается ерундой.

 

Говорят, что где-то есть дерево счастья, вкусив плоды которого, сбываются самые заветные мечты. Слух этот стародавний. Поэтому я бросил всё, чтобы у меня было достаточно свободного времени, и отправился на поиски дерева. Но нашёл я только людей, идущих мне навстречу, и рассуждающих о счастье. Из чего я делаю вывод, что счастье — это всё-таки вопрос времени.

 

Мыши не имеют роста. То есть их никто не мерит вверх. В лучшем случае в длину. А у человека рост имеет колоссальное значение. Поэтому у него очень много претензий. Мышь хороша сама по себе. Она не мечтает быть человеком. Ей никогда не придёт это в голову. Плоскость её развития абсолютно иная. Она живёт в норах, что говорит о её согласии с природой. Человек живёт в больших коробах, которые он создал сам для себя. Но даже это его подавляет. Выбранная им стратегия развития весьма проблематична. При этом он боится стать мышью. Мышь не боится стать человеком. Она, будучи кем угодно, хоть лошадью, всегда останется мышью — то есть сама собой. А человек, с такой концепцией роста, ни в чём не видит смысла. Он всюду чужой. Человек не чистое существо. Он составляющая своего роста. Он часть иной, не познаваемой им системы. Если не будет мышей — система ценностей может пошатнуться. Мышь — неотъемлемое звено не только пищевой цепочки, но и духовной. Сколько чудесных сказок и удивительных приключений построено на образе мыши? О чём нам может поведать образ человека? Он одновременно подобие всего и ничто. Он скорее часть мыши, чем сама мышь. Он свободный прерогатив, радикал, которым может воспользоваться любой проходимец, в том числе и не имеющий против вас ничего определённого. Поэтому человек переложил потребность в объективных формах длины на понятие истории. Его история — это история мыши, сидящей в глубокой норке.

 

Буддийского историка спросили: какое влияние французская революция оказала на судьбы человечества? По-моему, отвечает историк, говорить об этом пока преждевременно. Если меня спросили бы про это — я не смог бы ответить так изящно и вообще ничего не ответил бы. Значит ли это, что я более буддист, чем вся многовековая история Буддизма?

 

 

оглавление >>>

 
Сайт создан в системе uCoz