эссе >>> оглавление

 

проект: Литератор

Закон содержания

     

Мне и в голову не могло прийти, что представится случай изложить «закон содержания» письменно. Не скажу, что меня это вдохновило. Представьте, что у вас имеется раздолбанный автомобиль, у которого на полном ходу отваливается колесо. Только нарочитый оптимист может посчитать, что настал-таки прекрасный момент проявить себя и продемонстрировать феноменальные навыки вождения. Я не страдаю условным оптимизмом, и демоверсии западных психологов, как стать лучше, быстрее и дружелюбнее — это реклама без продукта. Вам обещана сладость, успех и выздоровление, но в коробке (из-под ксерокса!) только воздух ваших собственных представлений.

Дело в том, что вдохновение посещает вас запросто, как старого и надёжного друга, у которого случалось отсидеться в часы душевной смуты, если вы находитесь в радиусе действия «закона содержания», то есть пребываете в состоянии, в котором присутствует хотя бы малая долька лимонный кислоты, заключённая в мармеладный изумруд, отсвет «правды» (о том, что в кавычках, чуть ниже). Во-первых, я не знаю, посещает ли вдохновение какие-либо другие состояния. У меня нет на этот счёт определённых сведений. Во-вторых, может показаться, будто я навязываю своё видение «творческого процесса», что как элемент собственности неизбежно искажает (я в курсе!) истину. В последнее время появилось слишком много компетентных людей, которые взяли на себя ответственность что-либо утверждать. Им свойственно критическое отношение к действительности и крайне доверчивая форма солипсизма. Мне же придётся излагать основы «закона содержания» в утвердительной форме волей-неволей. После чего я хотел бы навсегда отказаться от права обращаться с апелляцией к истине на законных основаниях, то есть в качестве «утверждений», и расстаться с «утверждениями» вовсе. Все мои прежние затверждения должны быть сорваны как одноразовый занавес перед началом вашего собственного бесконечного представления.

Моё своеволие имеет подчинительное наклонение и целиком принадлежит тексту.

Как вы пишите? Как вам приходит идея? — резко, безотносительно… и в тоже время — мягко, ровно насколько вы можете её воспринять! Вы слышите её всем существом. Она проявляется в каждой клеточке и вибрирует там соответственно своим благим, идеальным намереньям. Вы сразу ощущаете тот внутренний подъём, который в обиходе и называют «вдохновением». Вы когда-нибудь задавались вопросом, что наступает или приходит к вам прежде: подъём, вдохновение или сама идея? Никто не мерил это расстояние в секундах. И не пытайтесь. Это ничему не поможет. Опыт показывает, что душевный и физический подъём ощущаются нами одновременно. А вот идея произведения возникает из глубин творческого «я», из авторского материала. Точнее сказать, никто со стороны не шепчет вам на ухо и не диктует «сверху». Сказка о непосредственном, из уст в уста общении с божеством, дошла до нас явно в сокращённом варианте. Вдохновение лишь систематизирует отдельные элементы наших собственных форм — эмоциональных, ментальных, дифрагментарных. Безусловно ваш бог оказывается там же, где и демоны: не на небе, а внутри вас самих. Вы находитесь под напряжением, и только благодаря вашим личным способностям и готовности трансформировать токи в словесный помёт, реализуете вдохновенный катарсис. В противном случае вам, действительно, грозят воспаление мозга и душевные муки. Что же это за такое удивительное состояние и откуда оно берётся?

Способность удержаться в этом состоянии, успеть набросать хотя бы пару ключевых фраз — это вопрос технический. Для этого надо постоянно заниматься творчеством и постепенно наращивать «оперативную память». Существует мнение, что за сим у человека посвящённого следует набросок произведения — его план. Составлению «плана» и вопросам композиции уделяется немало времени на творческих семинарах в гуманитарных университетах развития способностей у младой поросли и плесени. Но поверьте, это схематический план крокодила, никогда не виданного даже в зоопарке, из учебника зоологии. Не имеет смысла следовать плану, составленному заранее. Он составляется в ключе идеи, всё ещё будоражащей автора. Настоящий план — это набросок ключевых фраз, которые в смысловом и фразеологическом значении играют весьма второстепенную роль. Они понятны только их автору, понятны скорее на слух, на ощупь. Затем герои и дух произведения заживут самостоятельной жизнью. План будет неоднократно корректироваться. Его задача время от времени напоминать уму-разуму, что он выполняет функцию переводчика с птичьего языка рефлексии на язык восприятия — и только.

Как же на самом деле возникает произведение, будь оно с планом или без плана? Как пишется? Из чего берутся все эти мелочи, детали, переходы от одного предложения к другому? Откуда возникает эта связь раздробленных элементов как словесной, так и материальной азбуки? Опыт написания стихотворения вряд ли нам поможет ответить на этот вопрос. По общему заблуждение труд стихотворца скоротечен, протекает молниеносно и огненно. И пусть на самом деле это не так. И любой поэт знает, насколько длителен сам процесс, как тяжело преодоление материала, который нужно ещё оживить собственными силами. Иногда проходят месяцы и годы, прежде чем все звуки сплетутся в радугу смыслов. Мы всё же будем строить наши рассуждения на том, как продержаться в таком состоянии в условиях романа? Вспышка, озарение тут лишь предшествуют основному творческому состоянию, которое единственно, по моему глубокому убеждению, и должно назвать вдохновением. Оно не тепло и не холодно. Это другое. Его разве что можно описать теми же средствами, что и прозу. Но подтвердить или опровергнуть вряд ли удастся.

Я пишу эти строки как раз в то время, когда постепенно утрачиваю оное, состояние некой «правды», и будто хватаюсь за щепку: пытаюсь нацарапать хотя бы некоторые соотношения звуков, ибо человеческая память бессильна в данном случае. Может быть, я сумею по ним вернуть себе утраченное ощущение… потом… или, что будет в дальнейшем… не знаю. Я вижу, как колесо бросается в кювет, а мой автомобиль продолжает двигаться на бесконтрольной скорости до первого поворота.

Ты знаешь, что он лжёт — и это правда. То есть это состояние не делится. Ты знаешь, что оно живо и умрёт — и это единственно верное направление, которое начинается и заканчивается повсюду. Каждое слово возникает как бы само собой, но твой взгляд сосредоточен внутри тебя самого. И оттуда виден весь мир, все его мельчайшие подробности. То есть создаётся впечатление, что это не твоё видение, а мир смотрит на тебя. То, что происходит вовне, следит за тем, иным, в котором происходят времена и пространства. Каждое слово является как бы само собой, при этом оно точно ложиться уже в готовую для него форму, строку, попадает в ритм, трепет изначального представления. Потом сам удивляешься, что проза разрослась как улыбка из засечек её строгих и внимательных глаз, изнутри орфографической точки. В этом состоянии можно пребывать сколь угодно долго, если только сам не совершишь какую-нибудь глупость. Если не перестанешь исполнять его (состояния!) законы содержания, не предашься в руки сумятице обыденной жизни. По-моему, «служенье муз не терпит суеты» — это ключевая фраза. Увы, не моя.

Состояние «правды» — ниоткуда не приходит и никуда не ведёт. Оно постоянно рядом с нами. Достаточно внимательно всмотреться в окружающую нас действительность и продолжать всматриваться, доходить до мельчайших подробностей, вслушиваться и принимать все запахи, звуки, ощущения. Вспомните из школьного учебника образ писателя с блокнотом. Это только уловка, только видимая часть замысла. Только войти в это состояние не удастся без напряжения. В дальнейшем — оно просто работает. Ты уже ничего не выдумываешь — вокруг нет ничего лишнего. Даже самая гнусная неправда и подлость принимается как часть общей правды об этом удивительном, замечательном, чудесном мире, и ты не можешь оставаться равнодушным. «Закон содержания» понятен лишь в состоянии «правды». Форма уже не имеет значения. Её определяет сущность. Достаточно изменить настроение предмета, чтобы он предстал в новом качестве. Достаточно нарисовать «квадрат», чтобы он стал «чёрным». А большего я вам сказать не могу, да и не смею.

О том, как двигать стаканы, научиться левитации, телекинезу — расскажу в следующий раз, когда отдохновение не позволит мне заниматься чисто литературным творчеством.

P.S.
После того, как я написал эту статью и трижды пытался изменить её, переделать… и столько же раз просто убить файл и порвать на мелкие кусочки распечатки, которые вертел в руках и так и этак… и всё не так — я решился-таки принять себя таким, как есть. В конце концов, никакого «закона содержания» не существует. А то, что существует, проявляется само собой. И всякий «закон» лишь последует этому проявлению. Само слово «закон» в данном случае — просто ужасно. И нельзя ничего изменить, чтобы это не стало очевидным, очередным техническим вывертом ничуть не прикрывающим ту единственную правду, которая явилась к нам ещё вначале. Да, была идея что-то сформулировать. Но пока я ёрзал на стуле, бегал по комнате из угла в угол, пил чай, кипятил чайник вновь, намазывал себе бутерброды, брал Бастилию, Зимний дворец, дворец Шанхая и мыл руки тёплой, регулируя напор потрескавшимися краниками, и вообще — пытался переделать кучу дел, я написал эту статью десятки раз идеально. Я получил свою долю удовлетворения. Что теперь? Приблизиться к этому чистому творчеству — вот цель, вот подлинная задача настоящего искусства. Всё остальное только подготовка, «намазывание бутербродов». Только в тех «потоках сознания» не существующий «закон содержания» начинает действовать. Вот и всё. Нас интересует только действие, а как это будет называться — дело второстепенное и не обязательное. Дать имя (а не сформулировать), произнести слово и сотворить правду — вот путь истинного художника. Насколько вам интересно будет наблюдать за этой историей? Ровно настолько, насколько вы сами этого захотите. И никакой тактикой, мастерством или композицией я не смогу перечить вашему желанию, да и не хочу. Пусть будет всё… и пусть ничего не будет предопределено раз и навсегда. Только так содержание откроется нам не ограниченной законом правдой, что совершает свой путь в бесконечности ради одного единственного Слова.

Набрасывая на бумагу, я бегу собственных слов, открывая для себя прелесть движения по пути к несуществующей истине. Когда-нибудь я достигну её границ, и мне откроется взгляд в бесконечность. Линия горизонта приблизиться настолько, что отойдёт в прошлое. Но это даже трудно себе представить. Можно только убедиться в этом и перестать себя убеждать в чём бы то ни было. Опять я пишу свою бесконечность…

Когда я смотрю в зеркало, то боюсь, что за моим отражением появится что-то ещё. А когда не боюсь, то чувствую… .

 
 

 

 эссе >>> оглавление

 
Сайт создан в системе uCoz