проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум


Сегодня в Ежедневнике: Людвиг Ван Бетховен, Олег Битов, Зинаида Гиппиус, Борис Владимирович Заходер, Иван Петрович Котляревский, Валериан Николаевич Майков, Сергей Александрович Нилус, Чезаре Павезе, Лев Николаевич Толстой, Джеймс Хилтон, Марина Цветаева, Лидия Чуковская.


литературный ежедневник представлен именами, датами и событиями текущего дня, как это видится герою лирической повести "Дневник Служителя Культа" — Максу Веберу*

помогите проекту

поиск по сайту

факультет

9 сентября

вчера  оглавление  завтра

9 сентября

 
 

 СОБЫТИЕ ДНЯ:

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КРАСОТЫ

Проводится по инициативе Международного комитета эстетики и косметологии (СИДЕСКО).

Фаина РаневскаяА помните, кто сказал: «Красота — страшная сила»? Конечно же, Фаина Раневская. Кто ж ещё так точно смог бы высветить всю нашу беспомощность и податливость, а может быть даже и падкость на сие гармоничное, скажем так, безобразие.

Но я бы в этот день поздравил отнюдь не косметологов.

И помните: сегодня «это жжжжж неспроста».

1382 — борьба с монголо-татарами: Москва захватывается ТОХТАМЫШЕМ. По преданию, князь ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ, за 2 года до этого победивший врага на Куликовском поле, плакал над развалинами Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги.

Людвиг ван БЕТХОВЕН1825 — композитор Людвиг ван БЕТХОВЕН даёт последний концерт.

ЧАСЫ СТОЯТ                                       (Зинаида Гиппиус)

Часы остановились. Движенья больше нет.
Зинаида ГиппиусСтоит, не разгораясь, за окнами рассвет.

На скатерти холодной неубранный прибор,
Как саван белый, складки свисают на ковер.

И в лампе не мерцает блестящая дуга...
Я слушаю молчанье, как слушают врага.

Ничто не изменилось, ничто не отошло;
Но вдруг отяжелело, само в себя вросло.

Ничто не изменилось, с тех пор как умер звук.
Но точно где-то властно сомкнули тайный круг.

И все, чем мы за краткость, за легкость дорожим,-
Вдруг сделалось бессмертным, и вечным — и чужим.

Застыло, каменея, как тело мертвеца...
Стремленье — но без воли. Конец — но без конца.

И вечности безглазой беззвучен строй и лад.
Остановилось время. Часы, часы стоят!

В
1945 году умерла писательница, поэтесса, идеолог символизма Зинаида Николаевна Гиппиус.

 

по ст.ст. 27 августа

Прп. Пимена Великого (ок. 450). Прпп. сщмчч. Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Свт. Осии исп., еп. Кордубского (359). Свт. Ливерия исп., папы Римского (366). Прп. Пимена Палестинского (ок. 602). Мц. Анфисы. Прп. Саввы, иже в Венефалех. Вмч. Фанурия, в Родесе (Греч.).  

______________________


приметы


День Анфисы. Рябинник. Первый поклон рябиннику. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.
______________________


день-деньской

 

Несмотря на то, что рябина поспела, сия ягода вяжет язык и не так вкусна, пока её спелую не подморозит как следует. Когда Иван Петрович сочинял поэму «Энеида», будучи молодым офицером русской армии, он вовсе не предполагал попасть в анналы классической мировой литераторы. Тем более, что это было нечто на украинском языке ("Енеiда"), в том смысле, что впервые на Украине о самобытном украинском на украинском же языке писал благородный украинец. Более того, это была пародия на Вергилия, вовсе не предполагавшая к себе серьёзного внимания.

Эх, и сегодня рябинкой пренебрегают, предпочитая более ортодоксальные и ухоженные ягоды. Но прав был господин Майков (кстати, родившейся в тот же день), когда впервые поставил вопрос о специфики формы и содержания в искусстве. Тоже вроде ничего нового не сказал ни по нынешним, ни по тем временам. Но Майков был первым подлинным русским теоретиком, который строил свои критические изыскания не на предмете отдельных произведений, а начал создавать общую концепцию русского искусства, связанного непосредственно с жизнью. И было этим двум господам каких-нибудь 19, 23, 25 лет — боже, как юн был мир Майковых, Котляревских и как грандиозен в своих замыслах! Не верю, что сейчас, в наше кипучее и могучее время, никто из молодых не бредит столь же отважно. Вот бы узнать, кто сегодня творит этот мир (вечно юный, вечно какой-то недоделанный)? Не Вы ли?

 

Помните анекдот с бородой, когда в минуту неловкого молчания говорят: милиционер родился? Вот у литераторов тоже самое. Только не милиционер говорят, а Лев Николаевич Толстой. Довелось же бедному графу жить в зазеркалье русской революции. И кто захочет познакомиться с творчеством литературного старца поближе, тому и сегодня надо умудриться пролезть в кроличью нору. Да подковы жмут… как калачи…

 

Марина ЦВЕТАЕВА

ГЛАЗА

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза,
Зеленые — соленые —
Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой,
Всегда б платили за постой
Всё эти же — веселые —
Зеленые глаза.

Была бы бабою простой,
От солнца б застилась рукой,
Качала бы — молчала бы,
Потупивши глаза.

Шел мимо паренек с лотком...
Спят под монашеским платком
Смиренные — степенные —
Крестьянские глаза.

Привычные к степям — глаза,
Привычные к слезам — глаза...
Что видели — не выдадут
Крестьянские глаза!

9 сентября 1918


______________________


события, истории, имена

Иван Петрович КОТЛЯРЕВСКИЙ1769 Иван Петрович КОТЛЯРЕВСКИЙ (— 10.11.1838), украинский писатель, основоположник современной украинской литературы. Написанная им в 1798 комическая поэма «Энеида», стала первым литературным произведением на украинском языке, а по пьесе «Наталка-Полтавка» была создана одноименная опера. Как и «Москаль Чарiвник» («Солдат-чародей») обе пьесы отразили в себе малороссийский быт, склад характера малороссов, их своеобразный юмор и самобытную сентиментальность. Песни с театральных подмостков перешли в народный репертуар. Их остроумие и меткие стихи занесены в число любимых народных пословиц.
По правде сказать «Энеида» была написана офицером российской царской армии Иваном КОТЛЯРЕВСКИМ на досуге. Он пародировал древнеримского классика Вергилия. И лишь по выходу «пиратского» издания (без ведома КОТЛЯРЕВСКОГО) автору пришлось признать успех своего неформального произведения. Возможно, это даже единственный случай в истории какой либо национальной словесности, когда откровенный стеб с течением времени поднимался на Олимп серьезной литературы.

После того, как в конце 60-х гг. подарочный вариант «Энеиды» иллюстрировал украинский график Анатолий Базилевич, книгу в народе стали называть «казацкой "Камасутрой"» из-за очень смелых и откровенных рисунков.
Родился в семье мелкого чиновника, учился в Полтавской духовной семинарии (1780-1789), был домашним учителем, в 1796-1808 годах на военной службе, затем смотритель полтавского воспитательного дома для детей несостоятельных дворян. В 1812 году сформировал казачий полк, отличившийся в боях против наполеоновских войск. В 1816-1821 годах директор полтавского театра. С 1818 года был связан с декабристскими кругами. Он бывал на собраниях полтавской масонской ложи «Любовь к истине», основанной в 1818 году; поддерживал самые дружеские отношения с правителем канцелярии генерал-губернатора, членом той же ложи, декабристом М. Н. Новиковым, хотя далеко не полностью разделял его убеждения. Он переписывался с Н. И. Гнедичем, О. М. Сомовым; не раз принимал у себя в Полтаве заезжих литераторов: Гоголя, Погодина, Измайлова.
Постоянный член Харьковского общества любителей изящной словесности, а с 1821 года — член и Петербургского Вольного общества любителей российской словесности.

В быту Иван Петрович был скромнее скромного. И надо отметить, что ещё за 27 лет до отмены крепостного права, он дал вольную своим крестьянам.

В 1903 году в Полтаве открыт памятник КОТЛЯРЕВСКОМУ. Там же в 1952 году открыт Государственный литературно-мемориальный музей, а к 200-летию со дня рождения писателя (1969) в бывшей его усадьбе создан мемориальный комплекс.

Сегодня также существует литературная премия имени Ивана КОТЛЯРЕВСКОГО.

http://www.c-cafe.ru/days/bio/3/075.php  (биография)
http://lukianpovorotov.narod.ru/kotlyarevsky.html  (биография)

Валериан Николаевич МАЙКОВВ 1823 году родился русский литературный критик, публицист Валериан Николаевич МАЙКОВ (— 27(15).07.1847, окрестности Петербурга).

Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат А.Н., В.Н. и Л.Н. Майковых. Старший брат Аполлон — поэт, критик. Младший брат Леонид — этнограф, литературовед, с 1893 г. вице-президент российской Академии наук.

В сороковые годы в доме Майковых собирается цвет литературной жизни Петербурга. Завсегдатаями были И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков и мн. др. Тут всегда можно было «встретить тогдашних корифеев литературы; многие являлись с рукописями и читали свои произведения. Вечер кончался ужином, приправленным интересной одушевленной беседой» (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. — Л., 1961. — С. 118).

Валериан получил образцовое домашнее образование, учился на юридическом факультете Петербургского университета (1842), а в 19 лет уже стал кандидатом. В первой же литературной работе «Об отношении производительности к распределению богатства» (1842, осталась в рукописи) — Майков набрасывается с критикой не на кого-нибудь, а на самого Адама Смита и проводит идею об участии рабочих в прибылях производства. В дальнейшем, в трактате «Общественные науки в России» (не завершён) с точки зрения «философии общества» или, по другому выражению автора, с точки зрения «социалиста» МАЙКОВ нападает на английскую школу Адама Смита за то, что та «очищает свою науку от всяких примесей нравственных и политических» и рассматривает «богатство как факт отдельный, ни от чего не зависящий, ни с чем не соединенный органически». Этот взгляд, «ложный в науке, делается гибельным для практики».

Определившись на службу в департамент сельского хозяйства, МАЙКОВ занимается естественными науками и переводит «Письма о химии» Либиха (не изданы). Однако, слабость здоровья вынудила его в скором времени оставить службу и более полугода, в 1843 году, жить за границей, где МАЙКОВ увлекается всё тем же: политической экономией, философией, химией. Вернувшись в Петербург был приглашён редактировать «Карманный словарь иностранных слов» в соавторстве с Петрашевским (в. 1, 1845). Автор таких статей, как «Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма», «Журнал». Вскоре после 2-го выпуска это увлекательный для того времени Словарь был изъят из обращения. И когда в 1849 г. возникло дело «Петрашевцев», был удостоен отзыва следователя Липранди: «исполнен таких дерзостей, какие едва ли бывали даже в рукописях, пускаемых в общее обращение». На самом деле, статьи МАЙКОВА вполне умеренные и отличаются научными изысканиями, в отличие от статей господина Петрашевского.

Затем Валериан Николаевич становится соредактором журнала «Финский вестник», основанного в 1845 г. Ф.К. Дершау. 1-й том открывался той самой программной статьей «Общественные науки в России» (1845), в которой с наибольшей обоснованностью и последовательностью проведен главный тезис всей литературной деятельности МАЙКОВА — проповедь необходимости органической связи науки и искусства с живой действительностью. От увлечения позитивизмом Огюста Конта (статья «Анализ») МАЙКОВ перешел к его критике, требуя создания социальной «философии общества», диалектически соотнося национальное и общечеловеческое. Во 2-й части этой же статьи (запрещена цензурой; сохранились отрывки) МАЙКОВ предполагал дать очерк развития передовой мысли в России, высоко оценивал деятельность В.Г. Белинского, с которым впоследствии как бы разошёлся во взглядах, называя его литературным диктатором.

В 1846 году А.А. Краевский по рекомендации И.С. Тургенева пригласил МАЙКОВА руководить критическим отделом «Отечественных записок» вместо ушедшего Белинского. Тогда же МАЙКОВ организовал кружок, идейно связанный с петрашевцами; в него входили В.А. Милютин, М.Е. Салтыков и др. Взгляды МАЙКОВА опять существенно изменились. Под влиянием петрашевцев, Л.Фейербаха и французских утопистов он стремится построить идеал абстрактного гармоничного человека и идеальную цивилизацию; специфические национальные черты объявлялись тормозом на пути к такому идеалу (рецензия на «Краткое начертание истории русской литературы» В.И. Аскоченского; статья «Стихотворения Кольцова», 1846). Белинский резко критиковал эти космополитические идеи в статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» (см. Полное собрание сочинений, т. 10, 1956, с. 25-35), находя, что молодой писатель слишком уже «всечеловек».

Сам МАЙКОВ, однако, считал себя не литератором, а популяризатором научных идей; как петрашевец он хотел внести в литературную критику методы естественных и точных наук, строгую доказательность. «Я всегда мечтал о карьере ученого, — пишет он Тургеневу, — но как добиться того, чтобы публика читала ученые сочинения? Я видел и вижу в критике единственное средство заманить ее в сети интереса науки».

В статье о Кольцове он подошёл к пониманию социального характера человеческих представлений о красоте; впервые в русской литературе заявил о специфике (в отличие от науки) и формы и содержания искусства: «… художественное творчество есть пересоздание действительности, совершаемое не изменением ее форм, а возведением их в мир человеческих интересов (в поэзию)» (Соч., т. 1, Киев, 1901, с. 38).

В статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» МАЙКОВ, отметив сходство Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского как писателей, верных действительности, тонко указал на их различие: «… Гоголь — поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский — по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (там же, с. 207). МАЙКОВ подчеркивал значение Достоевского для развития русской литературы, полагая, что с ним современное поколение обратилось к анатомии человеческой души. Как и М.В. Петрашевский, МАЙКОВ считал, что главная задача искусства — изображать внутренний мир человека. Сходно с Белинским он усмотрел в литературной деятельности А.И. Герцена преобладание научного мышления над художественным. Он назвал Герцена лучшим русским беллетристом (в рецензии на «Петербургские вершины» Я. Буткова), считая, однако, что истинные художники выше беллетристов, так как у них явное превосходство художественного чувства над логической мыслью. МАЙКОВ впервые после Пушкина высоко оценил стихи Ф.И. Тютчева (в рецензии на «Стихотворения А.Плещеева»). Правда, это было всего лишь несколько строк.

Весной 1847 года МАЙКОВ был приглашен в «Современник», но успел здесь проработать 15 месяцев и напечатать всего пять рецензий. Деятельность МАЙКОВА, продолжавшуюся менее 4 лет, оборвал несчастный случай: он утонул во время купанья. И.А. Гончаров в некрологе на смерть МАЙКОВА, опубликованном в «Современнике», отметил, что он был из числа «критических талантов высшего разряда», несмотря на свою молодость. Многие работы МАЙКОВА («Карманный словарь…», «Общественные науки в России», «Романы В.Скотта…») были в итоге одобрены Белинским. Н.Г. Чернышевский в своей рецензии на «Стихотворения Кольцова» (1856) оценил МАЙКОВА как продолжателя Белинского.

К сожалению, самое имя Валериана МАЙКОВА было вскоре после его смерти забыто. Только в 1861 г. о нём мимоходом вспоминает Достоевский, а в 1868 г. тоже мимоходом посвятил ему несколько очень сочувственных строк Тургенев («Литературные Воспоминания»). В 1872 г. в «Отечественных Записках» деятельность МАЙКОВА впервые была подвергнута подробному рассмотрению в статьях А.М. Скабичевского (его «Сочинения», том I), значительно преувеличившего степень разногласия между МАЙКОВЫМ и Белинским.

Размышления МАЙКОВА о психологии искусства, о бессознательном характере творчества нашли продолжение в трудах русских психологов, в частности В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского.

http://www.ssga.ru/erudites_info/peoples/majkov_v_n.htm  (биографический очерк)
http://www.hi-edu.ru/Brok/01130034.htm  (биографический очерк)

Лев Николаевич ТолстойВ 1828 году под Тулой в Ясной Поляне родился русский писатель, философ, граф Лев Николаевич Толстой (— 20.11.1910 года, Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область).

Ходил босиком, вегетарьянствовал, и был «зеркалом русской революции».

8 сентября 1908 года Толстой запишет в своём дневнике: «Шумят по случаю юбилея, и я рад, что чувствую себя спокойным совсем».

Когда Вы прочтёте (перечтёте!) Толстого, Вы ни о ком не будете так горевать, как о своём собственном неразумении и пустой трате времени, которая произошла по причине отсутствия в Вашей жизни этого гармоничного чародея.

http://www.yasnayapolyana.ru/  (Ясная Поляна)
http://www.tolstoy.ru/  (сайт, посвящённый писателю)
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/belletristika/tolstoy/ (биографический очерк)

1834Joseph H Shorthouse, английский писатель (John Inglesant).

1840Gentil T Antheunis, фламандский поэт, музыкант и композитор.

1850Harishchandra, индийский поэт, драматург, отец современного хинди.

1862 — родился прозаик и публицист Сергей Александрович НИЛУС. Писал об Оптиной пустыни и бывавших там людях. Его книги «Великое в малом», «Сила Божия и немощь человеческая», «Святыня под спудом» — самобытные опыты исследования духовной жизни россиян того времени.

1900 Джеймс Хилтон (James Hilton), английский писатель.

В 1908 году родился итальянский писатель Чезаре Павезе.

Борис Владимирович ЗАХОДЕРВ 1918 году родился Борис Владимирович ЗАХОДЕР, поэт, писатель, переводчик. Ушёл из жизни сей настоящий волшебник в 2000 году и на его могиле (Троекуровское кладбище в Москве) установлен памятник, представляющий собой земное полушарие, разрезанное в виде двух книжных страниц, на которых изображена факсимильная подпись Заходера, даты рождения и смерти, а также рисунок художника Шеппарда: Винни-Пух и Пятачок, идущие по направлению к заходящему солнцу.

За перевод «Алисы» удостоен Международной премии имени Андерсена. Мы обязаны ему и за Мэри Поппинс и за многих других самых прекрасных, загадочных и просто сказочных героев.

Но для него страшнее адских мук
Пустое слово и неверный звук.

… Как будто этот звук невдохновленный
Разрушит всю гармонию вселенной.

В 1933 году основано издательство «Детская литература» (до 1963 г. — Детгиз).

1937 — в «Правде» публикуется «Кантата о Сталине» («О Сталине мудром, родном и любимом прекрасную песню слагает народ…»).

1938 — начало публикации в «Правде» «Краткого курса истории ВКП (б)».

1974 — секретариат правления московской организации СП РСФСР исключает Лидию ЧУКОВСКУЮ из членов союза писателей. Через 15 лет на том же секретариате единогласно проголосуют за то, чтобы отменить решение 1974 года.

1983 — в ночь с 8 на 9 сентября в Венеции похищают корреспондента «Литературной газеты» Олега БИТОВА, командированного на международный Венецианский кинофестиваль. Почти год он будет находится в руках английских спецслужб, прежде чем сумеет улизнуть из-под контроля и вернуться на Родину.


вчера  оглавление  завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора

 ©  Макс Вебер / гостевая книга / форум 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100