проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа  << — << 15 сентября >> + >>


Сегодня в Ежедневнике: Николай Альфредович Адуев, Анна Ахматова, Михаил Михайлович Герасимов, Агата Кристи, Джеймс Фенимор Купер, Франсуа Де Ларошфуко, Винченцо Лунарди, Григорий Александрович Мачтет, Давид Самойлов, Михаил Танич, Татьяна Георгиевна Щербина


вчера    завтра

15 сентября

15 сентября

 
 
 

СОБЫТИЕ ДНЯ:

Александр Сергеевич Пушкин добирается-таки до Болдина. Его приветствует одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Совсем рядом — маленький пруд, небольшие рощицы и кругом — за далью даль — широкая черноземная степь.

Чистая, светлая осень (только через полтора месяца Пушкин пожалуется, что начались дожди).
http://www.znanie-sila.ru/people/issue_65.html (реставрация дней «болдинской осени»)
 

А так пресловутая «осень» видится с точки зрения средней российской школы (из сочинения). Автор, к сожалению, неизвестен.

«В Болдино Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина», но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина. Пребывание в Болдино имело еще результат, важный для дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был «грамотей и стихотворец». Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот. Здесь, в Болдине, он много написал критических и публицистических статей, которые имели уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества. Большая часть его заметок о собственных произведениях относится именно к болдинской осени (1930 год). Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении».
http://school.ort.spb.ru/2002a/shelovanov_nikolay/lItra/osen.htm  (источник)

 

Давид САМОЙЛОВ
 

БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве — бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу — ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине...
 

по ст.ст. 2 Сентября

Мч. Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патриарха Цареградского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Мчч. 3618 (3628) в Никомидии (III-IV). Калужской иконы Божией Матери (1771).

______________________


приметы
Мамант Овчарник. Федот и Руфина. Федот и Руфина — не выгоняют со двора скотину: выгонишь — беду нагонишь.
 

день-деньской

Анна АХМАТОВА

* * *
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой...
Забвенье боли и забвенье нег —
За это жизнь отдать не мало.

15 сентября 1921, Царское Село

 

события, истории, имена

Франсуа де ЛАРОШФУКО1613 Франсуа де ЛАРОШФУКО (1613 — 17.03.1680), французский философ-моралист, писатель, герцог и пэр Франции, участник Фронды и других знаковых событий так называемого «великого века» французской литературы. Его социальное и финансовое положение во многом отличалось от возможностей других его великих современников: Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Паскаля, Буало. Имея постоянный доход со своих поместий, он мог позволить себе пренебречь проблемами литературного процесса и принять самое активное участие в политической жизни Франции.

Две книги, «Мемуары» и «Максимы», составили ему славу философа и писателя. Однако нынешний искушённый читатель вряд ли сможет отнестись к ним иначе, как «историческим» — книгам, в которых проявили себя атмосфера и развитие мысли того времени. Декарт, картезианство, математика — как универсальная наука в постижении истины — всё это преломлялось и исчислялось досугом Ларошфуко. Его внимательному, утончённому уму совершенно напрасно приписывают крайне пессимистическое отношения к основам человеческой духовности. «Насколько надо быть испорченным умом и сердцем, чтобы вообразить все это», — писала мадам де Лафайет о книге «Максимы». «Законы», которые определяют поведение человека в окружающем его мире, которые сводятся по мнению автора к единственной движущей силе «себялюбию» — сегодня представляются не более чем романтикой, достойной чтения университетской молодёжи.

«Прежде чем мы посвятим свое сердце достижению какой-либо цели, давайте посмотрим, насколько счастливы те, кто уже достиг этой цели».

http://www.vbooks.ru/read_book/?id=31508&key=70e9cc513ff8532ab40a062b6188de3b&page=1 (биография) 

1784 — первое воздушное путешествие над Великобританией на водородном аэростате совершает Винченцо ЛУНАРДИ (Vincenzo LUNARDI), сотрудник итальянского посольства в Лондоне. На месте приземления позже установят памятный знак в виде огромного валуна с мемориальной доской, на которой написано:

Пушкинская площадь, вторая мироваяПусть потомки знают
И, узнав, удивятся!
15 дня сентября месяца 1784 года
Винсент Лунарди,
Из Лукки в Таскани,
Первый воздушный путешественник в Британии
Взлетел с артиллерийского плаца в Лондоне
И, проведя в воздушных просторах
Два часа и пятнадцать минут,
В этом месте
Снова ступил на землю.
Этот простой монумент
На века сохранит память
Об удивительном предприятии, успешно
Завершившемся
Благодаря могуществу разума,заправка наблюдательного аэростата
Человеческой силе духа
И достижениям науки,
Которые
Великий Творец всех знаний,
Взявший под защиту Провидения
Изобретения человечества,
Великодушно даровал
Ему на благо
И во имя
Своей Вечной славы.


Джеймс Фенимор КУПЕР1789 Джеймс Фенимор КУПЕР (1789 — 14.09.1851), американский писатель («Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт»).

История жизни Джеймса КУПЕРА в не меньшей степени представляет собой легенду, чем его выдуманные герои и мотивы первых (буквально) американских книг. У английских критиков того времени были все основания вопрошать: «…Кто когда-либо читал подлинно американскую книгу или смотрел настоящую американскую пьесу?.. Где их Скотты, Кемпбеллы, Байроны, Муры и Крэббы?..» В последствии Джеймса Фенимера Купера и назовут американским Вальтером Скоттом. И даже произойдёт их превращённая в анекдот (в хорошем смысле этого слова) встреча.

Отец Джеймса был землевладелец, основавший в районе озера Отсего город своего имени Куперстаун (Cooperstown). Легенда гласит, что именно Куперстаун стал родиной бейсбола. Но это только легенда. А в то время, когда число жителей поселения достигло 35 человек, Вильям Купер перевёзёт туда многочисленных чад и домочадцев. Для Джеймса это место окажется сущим раем, атмосферой «живой игры», из которой родятся могиканы, зверобои и следопыты. Школа, в которой обучается Джеймс, имеет всего лишь одного учителя, но гордо называется Академией. Отец, ставший через некоторое время уважаемым судьёй, видит в сыне не дикого ковбоя, а учёного человека. Он отправляет его учиться в знаменитый Йельский колледж. Но там озорной Джеймс не сможет удержаться. Он устраивает взрыв, насыпав в замочную скважину пороху. После этого происшествия, не дающего ему право оставаться в стенах колледжа, отец определяет Джеймса во флот, под предлогом сгладить своенравный характер отпрыска. Четыре года службы оканчиваются свадьбой на восемнадцатилетней француженке Сюзан Аугустой Де Ланси, которая ставит условие, что выйдет замуж только если Джеймс подаст в отставку.

Таким образом, мы видим Джеймс Купера уже занимающегося сельским хозяйством неподалёку от владений своего отца. Но Джеймс не был бы Джеймсом, если бы мог жить спокойно, как все. Однажды читая жене какую-то нудную книгу, он восклицает: «Господи, да я сам сочиню тебе лучше!»

http://litera.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12432&ob_no=14324  (биография)

http://www.pocketlib.ru/bio/cooper_bio.htm  (биография)

http://www.smartlib.ru/ppl/biograf/kuper_bio.htm  (биография)

http://www.world-art.ru/people_bio.php?id=31050  (биография)

http://www.vbooks.ru/ADVENTUR/DZGEYMS-FENIMOR-KUPER/  (книги)

1830 — открывается регулярное железнодорожное движение между английскими городами Ливерпуль и Манчестер. Во время церемонии член парламента Уильям ХАСКИССОН (William HUSKISSON) становится первым человеком, попавшим под поезд.

1852 Григорий Александрович МАЧТЕТ (1852 — 1901), русский писатель.

Ещё в юном возрасте за свои политические убеждения и деятельность исключен из Немировской (1865) и из Каменец-Подольской (1868) гимназий. С группой единомышленников отправляется в Америку создавать земледельческую коммуну. Но вскоре был вынужден стать батраком, а затем вернуться в Россию. Активный народоволец в 1876 заключён в Петропавловскую крепость, находится в ссылке до 1885. В Ишиме МАЧТЕТ вступает в брак с революционеркой народницей Еленой Медведевой, также находившейся на поселении. Публикуется с 1873, в том числе в «Отечественных записках». Рассказы из сибирской жизни «Вторая правда», «Мирское дело», «Сон одного заседателя» и другие; повесть «Блудный сын», 1881; повесть «Человек с планом» (1886), роман «На заре» (1892—93). Лучшим, из написанного Мачтетом, признан роман «И один в поле воин» (1886; первоначальное название — «Из невозвратного прошлого»). Автор революционной песни «Замучен тяжелой неволей».

Замучен тяжелой неволей,

Ты славною смертью почил...

В борьбе за народное дело

Ты голову честно сложил...
http://a-pesni.narod.ru/starrev/zamutchen.htm  (слова и музыка)

1863 — выходит первый номер газеты «Русские ведомости» (будет выходить до 1918).

Агата КРИСТИ1890 Агата КРИСТИ (Агата Мэри Кларисса МИЛЛЕР) (Agatha Mary Clarissa CHRISTIE)(15.09.1890, Девон, Англия — 12.01.1976), английская писательница — королева детектива.

Ещё одна «жизнь-письмо». Что кого (или что!) отрицает или дополняет — судите сами!

До сих пор критики спорят о заслугах Клариссы Миллер перед литературой, что не мешает ей оставаться одним из самых читаемых в мире авторов. Её книги вышли тиражом более 100 миллионов экземпляров и переведены на 100 языков. Впрочем, такую же непризнанную литературную судьбу она делит ещё с одним маэстро «лёгкого» жанра — Александром Дюма, которому также не могут найти место на академических полках. Однако не только популярность, но и преданность читателей со временем берёт своё. Останки Дюма перезахоронили в Пантеоне, а произведения Агаты Кристи включили в 2005 году в программу английских школ по весьма убедительной причине — всё равно ведь читают!

Историей творчества Кристи наверняка заинтересовались бы такие известные «литературные» психоаналитики, как Ломброзо и Фрейд. Её склонность к амнезии и всю жизнь преследовавший один и тот же сон, героем которой был страшный «человек с пистолетом», стали своего рода притчей во языцех. Но нас, слава богу, интересует не только это.

Агата КРИСТИДетство Агаты было счастливым. И хотя родители считали её не такой сообразительной и шустрой, как Монти и Мэдж (старшие брат и сестра), это не создавало никаких препятствий для выражения их безграничной родительской любви и заботы. Образование она получила «домашнее», а её мама вполне была уверена, что детям до восьми лет нельзя учиться читать (кто из нынешних детей не позавидует такому счастью!). Так что с одной стороны, уже став знаменитой писательницей, Кристи допускала грубейшие грамматические ошибки в своих рукописях, а вот с другой… Ещё будучи маленькой, всего-то четыре года, Агата проявляла неподдельный интерес к «буковкам-закорючка», что дало гувернантке повод однажды сообщить её матери: «Боюсь, мэм, мисс Агата уже умеет читать». Впоследствии любимой книгой была признанна «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, а благодаря сестре — первым услышанным ею детективом «Голубой карбункул» Артура Конана Дойла. По свидетельству самой писательницы — «в каком-то уголке моего мозга, где рождаются темы для книг, появилась мысль: «Когда-нибудь я сама напишу детективный роман». Впрочем, эта мысль наверняка забылась ею на определённое время.

Агата по своей природе была ребёнком с воображением. Оставаясь в одиночестве, разговаривала со всем, что её окружало. Здоровалась, например, с деревьями и спрашивала их о событиях минувшей ночи. А вот с окружающими её людьми вела себя замкнуто.

Первый раз влюбилась, когда ей было всё те же четыре года. От своего избранника пускалась наутёк, а за столом отворачивалась. Это был друг её брата, гостивший в их доме, голубоглазый юноша по имени Филипп. «Если тебе так не нравится Филипп, ты все равно должна быть вежливой», — говорила ей мама.

У Агаты был прекрасный слух и её прочили в пианистки. Но перед выступлениями будущего автора многочисленных преступлений охватывала такая нервная дрожь, что однажды, выйдя на сцену, как лучшая ученица по классу фортепьяно, она буквально остолбенела. И десятилетнюю девочку пришлось выносить волоком. Вечером поднялась температура, и ещё сутки её лихорадило.

И уже будучи девушкой, её отношения с окружающими ничуть не улучшились. На балу в свой первый «сезон» Агата познакомилась с весёлым кавалером. Возвращая девушку после танца её матери, он заметил: «Вот ваша дочь. Она уже научилась прекрасно танцевать. Теперь хорошо бы научить ее и говорить».

Но это, опять же, только одна сторона медали. С другой, удивительные игры в привидения и всякие ужасы с сестрой Мэдж, похожие больше на спектакли. Книги с шарадами, ребусами, криптограммами... Она забавлялась тем, что манипулировала буквами и цифрами, создавая свои коды и шифры.

Когда журналисты спросили у Агаты КРИСТИ, кто же все-таки является прототипами ее героев, она ответила: «Я просто перебирала старые вещи и нашла бабушкину театральную сумочку. Я вытряхнула оттуда крошки сладких сухариков, два пенни и полуистлевший лоскуток шелковых кружев — вот вам и мисс Марпл».

Свой первый детектив, а до этого она уже пробовала свои силы в рассказах и даже стихах, она написала не без участия всё той же дорогой сестрёнки. В пику нелицеприятных высказываний по поводу какой-то книги, сестра заметила Агате: «Но ты и так-то не сможешь!»

Агата КРИСТИВот тогда-то всё и началось.

В общей сложности написала более 70 романов. Многие из ее книг были экранизированы, например, «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express, 1975). Ее пьеса Mousetrap, впервые вышедшая в Лондоне в 1952, стала самой продолжительной постановкой в мире.

Кристи была причиной общенациональной сенсации в 1926, она исчезла на десять дней, возможно из-за амнезии, когда ее муж изменил ей с другой женщиной. После развода в 1928, она в 1930 вышла замуж за археолога Макса МАЛЛОВАНА (Max MALLOWAN).

Вот только две цитаты от знаменитой на весь мир писательницы. Вторая из них относится к её последнему году жизни, после выхода романа с символическим названием «Занавес».

«Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве».

«Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова к встрече со смертью... Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге — и больше не вернётся...»

http://lady-agata.narod.ru/  (биография)

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/christie/  (биография)

http://rosculture.ru/milestones/day/show/?id=13904  (биография)

1895 Николай Альфредович АДУЕВ (РАБИНОВИЧ)(1895 — 11.04 или 05.1950), сатирик, юморист, автор стихотворных пьес.
Печатался с 1918. Начинал с пьесы «Революционный петрушка», поставленной Натальей САЦ, в которой первым исполнителем главной роли был юный Игорь ИЛЬИНСКИЙ. Адуев — автор знаменитого палиндрома «Аргентина манит негра», ему же принадлежит антиамериканское ругательство «Где ты шлялась, небоскреб твою мать?» Писал для цирка, его стихи печатал на своих афишах-анонсах клоун В.Е. Лазаренко.

1907 Михаил Михайлович ГЕРАСИМОВ (15.09.1907 — 21.07.1970), антрополог-скульптор и археолог.
Однажды он читал представителям творческой интеллигенции лекцию о своем способе восстановления человеческого облика по черепу. Он уже вылепил головы Ивана Грозного, Ярослава Мудрого и других исторических личностей. После лекции кто-то поинтересовался, как академик определяет, какой формы у индивидуума был кончик носа. Герасимов долго рассказывал, как складываются, умножаются и делятся параметры лба, глазниц и челюсти при восстановлении этого кончика. По окончании выступления он подмигнул ассистенту:
— А про уши-то так и не спросили!
Оказалось, определить форму ушей по черепу невозможно. И антрополог лепил их, как бог на душу положит.

1923 Михаил ТАНИЧ, поэт, автор песен («Что тебе сказать про Сахалин», «Черный кот», «На дальней станции сойду», «Идет солдат по городу», «Погода в доме»).

Татьяна Георгиевна ЩЕРБИНА1954 Татьяна Георгиевна ЩЕРБИНА, поэт, эссеист, специалист по французской литературе. Родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ. Много публиковалась в самиздате. С 1991 жила в Мюнхене, потом в Париже, с 1995 снова в Москве. Работала корреспондентом радио «Свобода», главным редактором журнала «Эстет», обозревателем газеты «Коммерсантъ-Daily». Член Международного ПЕН-клуба.

Отрывок из стихотворения АНГЛИЙСКАЯ БАЛЛАДА

Хочу быть пожилым британцем,
ходить под шелковым зонтом,
окутывающим, как панцирь,
и зваться Томом. Здрасте. Том.
Том угли теребит в камине.
Домашний призрак, сквозь века,
румянец пламени накинет
и так красуется слегка.

http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/15/sh18.html  (стихотворения)
http://www.rvb.ru/np/publication/01text/35/01scherbina.htm  (стихотворения)
http://authors.fly-drive.net/info/14  (крат. биография)

1956 — подписывается к печати первый сборник «День поэзии». В сборнике помещены стихи реабилитированных поэтов Павла ВАСИЛЬЕВА, Льва КВИТКО, Николая ЗАБОЛОЦКОГО. Но если кто думает, что «сборники» были издаваемы ради читателей и восстановлению «имущественных» прав тех, кого «сбросили» с «пьяного» «корабля современности», тот высочайше заблуждается. Было в этих сборниках и много пошлого из советской графомании, которая таким образом попыталась войти в мировой творческий процесс. Но и здесь худа не бывает без добра. Бродский, Высоцкий… для них это были чуть ли не единственными публикациями в СССР. Такой вот противоречивый и весьма неоднозначный сборничек.

1974 — небольшая выставка нонконформистов, которых возглавляли художник Оскар РАБИН и коллекционер Александр ГЛЕЗЕР, сносится КГБ при помощи бульдозерной техники. Организованная в лесопарке на пересечение улиц Профсоюзной и Островитянова неподалёку от метро «Беляево» (Москва) — впоследствии она и получит название «бульдозерной».

11 часов утра. Моросит мелкий дождик. На мокрой земле, под открытым небом расставлены картины. Организаторы выставки подготовились серьёзно и пригласили ряд иностранных граждан, в том числе и журналистов. Надеялись, что всё обойдётся. Но вскоре появились «люди в штатском», которые набрасывались на художников, выламывали им руки, вырывали холсты и швыряли их на прибывшие к месту проведения самосвалы.

Самым «нонконформистким» элементом «вернисажа» стало явление трех бульдозеров, один из которых, наехав на картины, попросту раздавил холсты.

Пятеро художников и 12 зрителей были арестованы. Несколько корреспондентов иностранных газет избиты.

«Нам казалось, что мы просто вышли, чтобы сказать, что мы есть, что существует кроме официального искусства еще какое-то искусство, есть художники, которые работают серьезно, отдают этому всю свою жизнь, и здоровье, и силы, и почему-то нас никуда не пускают, мы нигде не можем показать свои работы, показываем только друг другу. Поэтому мы и вышли тогда на этот пустырь, где нигде мы не мешали бы, чтобы просто взять и показать кому-то, кто захотел бы увидеть. И все.

Почему-то нас восприняли очень бурно, с такой злобой, бульдозерами, поливочными машинами сметали нас с лица земли. Хотели просто зарыть. Вырывали картины, затаптывали их в грязь, забрасывали в самосвалы, которые их куда-то вывозили. Хватали художников, которые никому ничего плохого не делали, увозили в участок, где, кстати сказать, заявляли: стрелять вас надо, только патронов жалко». Татьяна Левицкая, по телефону радио «Свободе» 30 лет спустя.

http://www.svoboda.org/ll/cult/0904/ll.091504-3.asp  (к юбилею выставки на радио «Свобода»)
 


вчера    завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора