проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа  << — << 28 апреля >> + >>


вчера    завтра

Сегодня в Ежедневнике: Александр II, М.В. Алексеев, Джордж Гордон Байрон, Анри Огюст Барбье, Александр Блок, Надежда Николаевна Бромлей, Михаил Булгаков, Бухарин, Максимилиан Волошин, Николай Васильевич Гоголь, Михаил Горбачев, Александр Борисович Градский, Павел Николаевич Демидов, Вадим Викторович Каргалов, Эгон Эрвин Киш, Ленин, Жан Жорж Новер, Лев Сергеевич Пушкин, Карлис Сталбергис, Василий Никитич Татищев, Александр Твардовский, Иван Сергеевич Тургенев, Афанасий Фет, Александр Абрамович Хазин, Уильям Рэндольф Херст, Илья Александрович Члаки, Тарас Шевченко.


29 апреля

29 апреля

 
 

 СОБЫТИЕ ДНЯ:

В 1847 году один из петербургских литературных журналов напечатал повесть неизвестного французского автора «Идиот». Переводчик сопроводил название примечанием о непереводимости этого французского слова на русский.

Прапорщику ДОСТОЕВСКОМУ, служившему в Отдельном сибирском корпусе после каторги, на которую он был осужден по делу Петрашевского, возвращено дворянское звание (1859).
 

В 1727 году родился французский хореограф, реформатор балета Жан Жорж НОВЕР (ориг. Jean-Georges Noverre). С 1982 года в его честь 29-ое отмечается как Международный день танца.

«Если женщина хорошо танцует — она демонстрирует женственность, если мужчина — то он демонстрирует то же».

«Танец без музыки — это поэма без рифмы. Оригинально, интересно, но читается с трудом».

А вот Цицерон вполне логично допускал, что «ни один здравомыслящий человек не будет танцевать».

Как Вы можете себе представить — мнения разошлись. И каждый готов поспорить, у каждого найдутся веские аргументы в защиту своих представлений — особенно во времена Цицерона. Что из моей тихой и бесспорной комнатки напоминает ещё более древнюю сказку о влюблённых, которые как-то собрались выяснить, чья избранница краше: та, которая танцует, или та, которая рифмует? И сошлись тогда мужчины в жестокой битве за самую, что ни на есть, красоту. Кто с вилами, кто с лопатой, кто с граблями, кто с саблей. Белинские, Чернышевские, Цицероны и прочие… Только маленький мальчик, тёрся спиной о дерево, оставаясь в стороне. Все над ним насмехались и попрекали — смуглые женщины, толпами глазевшие на безумство мужчин, тыкали в его сторону пальцами в перстнях, золотых кольцах с алмазами и просто пустыми, но тонкими пальчиками. А мужчины уже ругались матом и погибали без всякого страха от рук неистовых сограждан, впрочем — всё смешалось, поднялась страшная пыль, и все стали на одно лицо. Когда же битва кончилась, уцелевшие на поле брани собрались вокруг маленького мальчика, тесня друг друга, чтобы посмеяться над его трусостью. Мальчик наклонил голову и закрыл лицо руками перед окровавленными, пыльными, измученными рыцарями, бомжами, крестьянами и служащими — всеми, кто по той или иной причине не погиб. Он сказал: «Я уважаю ваш выбор. Я даже готов согласиться, что каждая из выбранных вами женщин лучшая по красоте. Только какая красота может сравниться с любящим сердцем, которое не требует никаких доказательств, и которое не пошлёт вас совершать подвиги ради самоутверждения?» Мужики, рыцари и творческая интеллигенция переглянулись, посмотрели туда-сюда: «Кто эта чудесная женщина?» «Это моя мама», — ответил негромкий мальчик.

Так в мире, кроме политики и эротики, появилось чистое искусство. Оно существует где-то там — в веках, в вечности, за гранями времён и горизонтом истории — без битв и окровавленных ножей, не требуя никаких доказательств, принадлежа лишь любящим своим, а не чужим сердцем. Но к чему я об этом, собственно, рассказал? Я даже не знаю, что именно рассказал, поскольку в настоящем всё смешалось… И возможно, что именно в такой день, не раньше и не позже, вы заметили, как изменилось само время. Оно перестало стремиться куда-то вперёд. Оно расширилось до своих последних границ и замерло. Теперь мы можем спорить только о том, что было, и совсем чуть-чуть о том, что есть. Ведь мы уже не понимаем того, что есть. Мы только чувствуем, что наступило нечто провальное, которое не принесёт никому не облегчения, ни радости, и что надо как-то самим выкарабкиваться, надо как-то самим решать всё за всех. Надо бороться, надо сражаться за свою красоту, за свою правду, за свой мир. Мне кажется, что это последнее время было точно отмерено в тексте. Возможно, в этот самый день или в какой-то иной: «Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»

 

по ст.ст. 16 апреля

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258). Мч. Ирины иной. Новомч. Михаила (1772). Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери.

______________________


приметы

Ирина РАССАДНИЦА. Урви берега. Разрой берега. Урви снега. Не устоять берегу против Ирининой воды. Полая вода подмывает берега. Ирина — заиграй овражки. Если овражки заиграют и опять замёрзнут — жди помехи на урожай. Ольха цветом обвисает. Ирина Рассадница — сей капусту на рассадниках.
______________________


день-деньской

 

На залитом солнцем асфальте девочки играют в «Поехали!». Игра заключается в следующем: они рисуется круг и на нём цифры. Так называемая «вода» стоит в центре. Остальные участницы бегают по кругу и цифрам. Когда «вода» говорит «Стоп!», все замирают. «Вода» называет одну цифру. Если есть игрок, который стоит на этой цифре — он начинает бежать, куда глаза глядят. «Вода» опять говорит «Стоп», и девочка останавливается. Тогда «вода» говорит: до тебя, например, три великана, пять лилипутов и один зонтик. Ну, и совершает всё, что сказала: делает три больших шага, пять маленьких и один крошечный. Если сможет достать до человека — они вместе бегут к месту «воды». Кто быстрее добежит, тот будет не «водой».

Я изобразил, что устал. Тяжело и неуклюже присел на скамеечку возле подъезда. У всех девочек сегодня удивительно звонкий голосок… не говоря уже о их форме и содержании в эпитетах непохожих на прозу. У одной кепка на бок и чёлка завита, у другой красные сапожки с серебряной застёжкой, третья совсем худенькая — летящее создание… четвёртая, пятая…
 

«Раз вы настаиваете на своём стремлении встретиться со мной вопреки желанию ваших друзей и моему — да, даже так — что ж, я сожалею и неохотно подчиняюсь. Я осведомлен о тех в высшей степени оригинальных выражениях, которыми вы осыпали не только меня, но и других, а также о вашей публичной клятве добиться того, что вам угодно было назвать «местью» — как, впрочем, для меня не новость и то, что обезумевшая женщина — враг чрезвычайно опасный. Нет сомнений, что те, против кого мы не можем обороняться — их слова, их поступки — должны быть весьма грозными. В последнее время ваши слова и поступки были довольно зловещими — и вполне могли бы оправдать мое нежелание соглашаться на эту встречу — тем более, что я уверен в вашей способности выполнить все угрозы до единой, но когда-то я ставил все на карту ради вас, и я не стану теперь уклоняться от вас — возможно, я заслуживаю наказания — а если это так, то вы не хуже любого другого можете его осуществить. Вы говорите, что «обесчестите меня» — благодарю — но я уже сделал это самостоятельно, вы говорите, что «уничтожите меня» — может быть, вы лишь избавите меня от лишних хлопот. Бесполезно взывать к вашему здравому смыслу — повторять то, что вам прекрасно известно — что в действительности я спас вас от угрозы полнейшего уничтожения. Любой, кто знает вас, знает и об этом, но они пока не знают того, что вы им можете рассказать и скажете непременно, как я вам сейчас говорю — что именно ваше преследование, ваши проклятья, ваши сумасбродства привели меня к решению снова покинуть страну. Своими заявлениями вы меня либо оболгали, либо предали — выбирайте сами, своими поступками вы навредили лишь самой себе — но разве это не обидно человеку, желавшему вам добра? У меня к вам только одна просьба, а именно: не пытаться увидеть леди Оксфорд — у вас нет права на неё рассчитывать. Устраивайте нашу встречу — как вам будет угодно, до июня я из Англии не уеду, но чем скорее она будет позади, тем лучше. Ради вашего же блага я хотел, чтобы присутствовала леди Мельбурн, однако, если вы намерены на словах или на деле выполнить свои угрозы, лучше нам быть наедине.
Искренне ваш»

Лорд БАЙРОН, Беннет-стрит, 4. 29 апреля 1813 г.
 


Афанасий ФЕТ

* * *
Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,
Всю эту степь озаривший и гаснущий луч.

Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений,
Только закат будет долго чуть зримо гореть;
О, если б небо судило без тяжких томлений
Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

29 апреля 1883
______________________


события, истории, имена

Василий Никитич ТАТИЩЕВ1686 Василий Никитич ТАТИЩЕВ (— 26.07.1750), математик, историк, горный инженер, географ, политик и юрист. Автор первого научного труда по отечественной истории, «Истории Российской самых древнейших времен», с «наукообразностью» которого не всегда можно согласиться. В общих чертах Василий Никитич — самоучка.

Возможно, что и не нашлось бы в то время такой разносторонней школы, академии, что задали бы уму Василия Никитича основы всех тех обширнейших отраслей знаний, к которым тянулась его пытливая душа. Атмосфера петровских времён сама по себе была наполнена флюидами дерзких замыслов и направляла людей от природы харизматичных на мысли о служении обществу и укреплении российской государственности.

«Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гинет». Эта и другие столь остроконечные мысли, как шпиль Петропавловской крепости, были подкреплены модной в то время философией Пуфендорфа и Вальха, идеей естественного права. Но сейчас они вряд ли могут быть представлены во всём своём блеске тамошней новизны. И, главное, в своей прелести обещаний и надежд на простую истину.

Судьба Василия Никитича во многом послужила созданию того образа российского деятеля, без которого отечественная история не мыслима, и чья метафизика образа внушает нам устойчивый вкус к разного рода негодяям-чиновникам, корыстолюбивым царским фаворитам и частным предпринимателям.
Родился в семье мелкопоместного псковского дворянина в период правления царевны Софьи при «двоецарствии» Ивана и Петра Алексеевичей. Был знатного рода, потомком князей Смоленских, состоящий в родстве с Романовыми. Семи лет от роду пожалован в стольники и взят ко двору царя Ивана Алексеевича.

В 1704 зачислен в Азовский драгунский полк и прослужил в армии 16 лет. Участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской битве, Прутском походе Петра I против турок. Затем был послан в Германию, где пробыл с перерывами 2,5 года, изучая фортификационное и артиллерийское дело, оптику, геометрию и геологию. Весной 1716 вернулся в Россию. Переведен в артиллерийский полк. Выполнял специальные поручения начальника артиллерии русской армии Я.В. Брюса и самого Петра I.

Далее с именем ТАТИЩЕВА связано немало славных дел. С 1720 по приказу государя занимался организацией горнозаводской промышленности. Основал Екатеринбург и открыл Ягошихинский завод, положивший начало городу Перми. Бесконечно участвовал в геологическом и географическом изучение Урала. В 1724-1726 побывал в Швеции, где надзирал за обучением русских юношей горному делу и сам же изучал экономику и финансы. По возвращении ТАТИЩЕВ назначается членом, затем главой Монетной конторы (1727-1733), занимавшейся чеканкой золотых, серебряных и медных денег.

В 1734-1737 вторично направлен на Урал. Затеял строительство новых железоделательных и медеплавильных заводов, поставив себе цель увеличить производство российского железа на одну треть. В Екатеринбурге начал работу над Общим географическим описанием Сибири, которое из-за отсутствия материалов оставил незавершенным, написав только 13 глав и общий план книги.

Надо сказать, только слегка обозначенная нами судьба, пересказанная с чужих слов естественно, и последующая бурная деятельность ТАТИЩЕВА сопровождались гнусными доносами и придворными интригами, которые приводили то к повышению его в должности, то к аресту в Петропавловской крепости и лишению чинов. Какая-то часть обвинений в злоупотреблении властью, предъявляемых Василию Никитичу, всё же имеет основание. Но кто без греха, когда речь идёт о борьбе с частнопромышленниками Демидовыми, основании новых городов в среде некультурной, издавна служившей ареной для всяких злоупотреблений, о государственных прожектах и власти, власти, борьбы за власть? Тут, я сказал бы, мы имеем дело поистине с чисто (или грязно!) российскими проблемами. И дело не в обычном бытовании государства с его отстойным бюрократическим аппаратом, истории которых аналогичны в любой стране мира. Но вспомнить хотя бы инициативы (мягко сказано) самого Петра, положившие на алтарь прогрессирующей (славный эпитет!) цели тысячи жизней в Балтийских топях и религиозных распрях.

Наконец в 1745 году ТАТИЩЕВА в очередной раз отстранили от должности. Приехав в свою подмосковную деревню Болдино (тут же чувствуется лёгкий ассоциативный флирт с Пушкиным, хоть и не то Болдино), он предаётся литературным трудам, оставляя потомкам действительно бесценные сведения не только из истории российской, но и о своём собственном времени. Пусть его исторический труд не до конца научен, есть в нём и вымыслы и пересказы из недостоверных источников, но в нём дыхание самой жизни петровского времени. Да и сам Василий Никитич в своём роде предстаёт перед нами таким бессмертным документом. Его обширная переписка передаёт те самые нюансы эпохи, вкус и запах которых несомненно бесценны для потомков.

Накануне смерти он приезжает в церковь. После литургии идёт со священником на кладбище и повелевает могильщикам рыть себе могилу подле предков. Некоторое время наблюдает за работой. Уезжая, просил священника приехать на другой день причастить его. И в тот же день у себя дома находит курьера, который привез указ о прощении (или помиловании!) и награждении его орденом Александра Невского. ТАТИЩЕВ, и не взглянув, скорее всего, на ленточку, не пощупав запоздалого признания величайших заслуг, вернул орден, констатировав своим прямым умом, что умирает. На другой день приобщился к святым таинствам, со всеми простился и умер (15 июля 1750 года). Вот так. Как в лучших историях о честных и добросовестных людях, которым даже смерть благоволит, не делая из своего появления никому ненужной тайны.

http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=148710  (биографический очерк)
http://www.rulex.ru/01190304.htm  (биографический очерк)
http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=20114&a=f&idr=  (биография)

1805 Анри Огюст БАРБЬЕ (1805, Париж — 13.02.1882, Ницца) французский поэт, член Французской академии.

Родился в семье адвоката. Будучи материально независимым человеком, не стремился занять никакой общественной или государственной должности. После июльской революции стали появляться в «Revue de Paris» отдельные стихотворения БАРБЬЕ. Затем вышел его первый и лучший сборник «Ямбы» («Les Jambes»), посвященный революции 1830 г., наполненный острыми, трагическими и сатирическими, энергичными стихами.

Книга, в которой БАРБЬЕ отразил неприятие Июльской монархии, ее посредственности, продажности, разложение культуры, была встречена с восторгом, и многие строки из его стихов вошли в употребление, как поговорки.

Далее «Плач» («Il pianto», 1833) — о страданиях Италии под игом австрийцев, и «Лазарь» (1837) — о бедствиях рабочих Англии. А потом всё задумчивее и холоднее… Две сатиры Б. : «Erostiate» и «Potdevin», вышедшие в 1837 г. не обратили на себя особенного внимания. Так же и «Chant civil et religieux» (1841), и «Rimes heroiques» (1843), собрание сонетов, снабженных историческими примечаниями. Значительно позже вышли в свет «Silves, poesies diverses» (1864) и «Satires» (1865). Собрание новелл: «Trois passions» (1867). Но всё это ни в коем разе не идёт в сравнение с неистовством «Ямбов».

БАРБЬЕ стал широко известен и в России. Им зачитывался Пушкин. И молодой Лермонтов, несмотря на своё заявленное скептическое отношение ко всему на свете, явно не раз согрешил вдохновением над жаркой музыкой строк БАРБЬЕ. Вот как об этом пишет Лермонтовская энциклопедия:
http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-0493.htm

«А. П. Шан-Гирей вспоминал, что Лермонтов, находясь на гауптвахте в марте 1840, читал «Ямбы» БАРБЬЕ, и они ему «не нравились», за исключением одной строфы из стихотворения «Известность» («La popularité»; см. Воспоминания). В действительности Лермонтов еще в 1839 взял для эпиграфа к стихотворению «Не верь себе» 4 строки из «Пролога» к «Ямбам». Заменив местоимение «me» («меня») на «nous» («нас»), он расширил общественный смысл строк, произнося их как бы от имени «толпы», отвергающей поэта-мечтателя, поглощенного лишь своими страданиями. В то же время стихотворение Лермонтова проникнуто свойственной БАРБЬЕ непримиримостью по отношению к корыстной «толпе», равнодушной к красоте и поэзии. Лермонтов воспроизвел характерную для БАРБЬЕ форму «ямбов» (чередование 12- и 8-сложных строк; у Лермонтова, соответственно, — 6- и 4-стопного ямба).

Исследователи находят влияние БАРБЬЕ (вплоть до отдельных текстуальных совпадений) и в других произведениях Лермонтова: «Смерть поэта», «Дума», «Поэт», «Последнее новоселье», поэма «Демон» (ред. 1833)».
 

Произведения БАРБЬЕ неоднократно переводились на русский язык. Например, Ковалевским, Курочкиным, Бурениным, Минаевым, а также Антокольским.

Твердят, что мой восторг оплачен чьей-то взяткой,
Что стих мой плавает в любой канаве гадкой,
Что я, как Диоген, дырявый плащ влачу
И над кумирами из бочки хохочу,
Что все великое я замарал в чернилах,
Народ и королей, — всех разом осквернил их.
Но чем же все-таки касается меня
Та шарлатанская крикливая брехня?
Чем оскорбят меня в своем однообразье
Торговцы пафосом и плясуны на фразе?
Я не взнуздал стиха, и потому он груб, —
Сын века медного, звучит он медью труб.
Язык житейских дрязг его грязнил, бывало,
В нем ненависть ко лжи гиперболы ковала.
Святошу и ханжу ни в чем не убедив,
Пускай суров мой стих, но он всегда правдив.

«Ямбы. Пролог» Перевод П. Антоколького
 

Так и напрашивается блоковское: «Не для ласковых слов я выковывал дух, // Не для дружб я боролся с собой…». Простите за непрошенное сравнение.

http://www.lib.ru/POEZIQ/BARBIE/barbie_poetry.txt  («Ямбы»)
http://www.biografia.ru/cgi-bin/search.pl?oaction=show&id=546  (биография)
http://www.libfl.ru/win/writers/2005/write05_4.html  (биография)

Лев Сергеевич ПУШКИН1805 Лев Сергеевич ПУШКИН (1805, Москва — 31.07.1852), младший брат поэта, чрезвычайно на него похожий во многом, кроме поэтического дара и… цвета волос. У Льва Сергеевича они были почти белые, отчего называл себя «белым арапом». Стихи писал посредственные, зато исполнил детскую мечту Александра Сергеевича — стал военным.

Родился в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны ПУШКИНЫХ. Учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее и пансионе при Главном педагогическом институте. Из-за участия в протесте против увольнения преподавателя В.К. Кюхельбекера был вынужден покинуть пансион.

В день восстания декабристов Л. С. ПУШКИН был на Сенатской площади. Поступив в 1827 году на военную службу, Лев Сергеевич оказался на Кавказе в Нижегородском драгунском полку, встречался с сосланными туда декабристами. Там же близко познакомился с Ю. М. ЛЕРМОНТОВЫМ.

Вот как А.И. ДЕЛЬВИГ повествует об обедах у командующего войсками:

«За обедом всегда было довольно много лиц, но в разговорах участвовали Граббе, муж и жена, Траскин, Лев Пушкин, бывший тогда майором, поэт Лермонтов, я и иногда еще кто-нибудь из гостей. Прочие все ели молча. Лермонтов и Пушкин называли этих молчальников картинною галереею.

Лермонтова я увидел в первый раз за обедом 6 января 1841 года. Он и Пушкин много острили и шутили с женою Граббе, женщиною небольшого ума и малообразованною. Пушкин говорил, что все великие сражения кончаются на «О», как-то: Маренго, Ватерлоо, Ахульго и т. д. Я тут же познакомился с Лермонтовым и в продолжение всего моего пребывания в Ставрополе виделся с ним и с Пушкиным. Они бывали часто у меня, но с первого раза своими резкими манерами, не всегда приличными остротами и в особенности своею страстью к вину не понравились жене моей. Пушкин пил не чай с ромом, а ром с несколькими ложечками чая, и, видя, что я вовсе рома не пью, постоянно угощал меня кахетинским вином...»

К своему брату Лев ПУШКИН испытывал чувство глубочайшего преклонения. Как и брат был влюблен в Анну Петровну Керн, а также собирался свататься к Наталье Николаевне, если та откажет Александру Сергеевичу. Большой любитель вкусно выпить и закусить, обладая отличной памятью, ходил из дома в дом, читая наизусть новые творения Александра Сергеевича. А вот вспыльчивость и бесшабашность Льва Сергеевича, стремление жить не по средствам приносили Александру немало горьких минут. Наш Великий Пушкин сердился на Лёвушку за мотовство, невоздержанность и распущенность в поведении, но продолжал нежно любил его родственной любовью.

О смерти брата Лев Сергеевич узнал на Кавказе — горю его не было предела.
Последние годы жизни, больной и как бы «остепенившийся», путешествует, служит в Одессе таможенным чиновником, бережно хранит письма и автографы А.С..

1815 — выходит в свет 4-й номер журнала «Российский музеум», где впервые появляется в печати имя Александра ПУШКИНА. Здесь напечатано его стихотворение «Воспоминания в Царском селе» с необычным примечанием издателя журнала Владимира ИЗМАЙЛОВА: «За доставление сего подарка благодарим искренно родственников молодого поэта, которого талант так много обещает».

1818 АЛЕКСАНДР II Освободитель (29.04.1818 — 13.03.1881), российский император (1855-1881).
Его образованием ведал поэт ЖУКОВСКИЙ. К 19 годам он знал пять языков — русский, французский, немецкий, английский и польский, математику, физику, естественную историю, географию, историю, статистику и правоведение, не забыты были и военные науки. В 1837 объехал почти всю европейскую России, в Тобольске встретился с декабристами, об облегчении участи которых ходатайствовал перед отцом. На следующий год посетил Западную Европу (за исключением Франции) и тогда сам выбрал себе невесту — будущую императрицу МАРИЮ АЛЕКСАНДРОВНУ, на которой женился спустя три года.

По случаю коронации дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания, петрашевцам; в 1857 г. принял решение о ликвидации военных поселений. В его царствование были осуществлены реформы: крестьянская (1861), университетская (1863), земская и судебная (1864), городская (1870), военные (1860-70); отменены телесные наказания и клеймения преступников, открыто несколько университетов, учреждены частные банки, организованы народные школы, введена воинская повинность. И в завершении всего этого едва-едва наметившегося для России пути на раскрепощение духа был убит бомбой народовольца И.И. ГРИНЕВИЦКОГО 1 марта 1881 года.

1830 — промышленник и меценат Павел Николаевич ДЕМИДОВ вносит свой первый взнос в 20 тысяч рублей на «награды за лучшие по разным частям сочинения в России» и в 5 тысяч — на «издание увенчанных Академией рукописных творений». Делать эти взносы он будет ежегодно до самой своей смерти в 1840. Академия наук из пожертвованного Демидовым капитала будет ежегодно назначать Демидовские премии — большие в 5 тысяч рублей, малые — в 2,5 тысячи.

1836 — «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят — и ходят на пьесу». Николай Васильевич ГОГОЛЬ в письме актеру Михаилу ЩЕПКИНУ.

1837 Карлис СТАЛБЕРГИС (ШТАЛБЕРГ) (— 4.04.1895), латышский издатель и переводчик.

1852 — За статью в «Московских ведомостях», посвящённую памяти Н. В. Гоголя, и уже запрещённую в Петербурге, арестован Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ. Посажен на съезжую, где, кстати сказать, и был написан рассказ «Муму».

1863 Уильям Рэндольф ХЕРСТ (William Randolph HEARST) (— 14.08.1951), американский газетный издатель, прославился своими заголовками на всю полосу, щедро иллюстрированными изданиями с подачей сенсаций, известными как «желтая пресса». Участник многих полемических дискуссий, рьяный сторонник политики изоляционизма, послужил прототипом Кейна в фильме «Гражданин Кейн» режиссера Орсона УЭЛЛСА.

1884 Надежда Николаевна БРОМЛЕЙ (1884 — 27.05.1966), прозаик, драматург, актриса и режиссер.

1885 Эгон Эрвин КИШ (Egon Erwin KISCH) (— 31.03.1948, Прага), чешско-немецкий писатель-коммунист, член Компартии Австрии, участник гражданской войны в Испании. Жил в Мексике, Праге и часто бывал в Москве. Участник Интербригад. Знаменит художественной публицистикой и острыми политическими репортажами.

Рассуждая в очерке «Сущность репортёра» о жанре, КИШ не скажет ничего нового сегодняшнему поколению журналистов, но его принципы и положения, которые он высказывает с присущей ему безапелляционностью, могли бы составить если не канон, то, по крайней мере, памятку работника СМИ.

«Истина — самое благородное сырье для искусства, достоверность — его высшая добродетель… для нас высшими ценностями являются человек и его жизнь; ему, его бытию и сознанию и должна служить наша литература» — подводит итог своему собственному мировоззрению КИШ на конгрессе защиты культуры в Париже («Репортаж как форма искусства и форма борьбы»).

Его именем названа единственная чехо-словацкая литературная премия, которую вручают за вклад в литературу факта.

«Целая пропасть лежит между специальным корреспондентом и простым солдатом, между газетой и записной книжкой, между днем, изображенным в газете и днем, прожитым в окопе».

«Журналистикой, говорят, можно достичь всего на свете, если ее вовремя бросить».

«Побеждает не обязательно правое дело — но дело, за которое лучше боролись».

1905 — на съезде РСДРП в Лондоне появляется проект дополнительной резолюции о вооруженном восстании, который не подлежит оглашению и не обсуждается. Подписан ЛЕНИНЫМ. Текст резолюции неизвестен. Однако последующая инструкция «Задачи отрядов революционной армии» гласит: «Отряды должны вооружаться кто чем может (ружье, бомба, нож, кастет, палка, колючая проволока, гвозди — против кавалерии… кипяток или кислоты для обливания полицейских…) Отряды должны как можно скорее переходить к военным действия: упражнения боевых сил… добыча оружия… убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие государственных денежных средств и обращение их на нужды восстания, немедленное разжигание революционной страсти толпы».

1912 Александр Абрамович ХАЗИН (1912 — 20.11.1976), поэт-сатирик, драматург. По образованию инженер (окончил Харьковский электротехнический институт). В 1948 одновременно с Михаилом Зощенко и Анной Ахматовой подвергался разгромной критике. Жена — ТАМАРА СЕЗЕНЕВСКАЯ (1915-1987), актриса. Сын — МИХАИЛ ХАЗИН (род. в 1950), переводчик.

1917 — Верховный главнокомандующий русской армии М.В. АЛЕКСЕЕВ в письме военному министру А.И. ГУЧКОВУ: «Положение в армии с каждым днем ухудшается; поступающие со всех сторон сведения говорят, что армия идет к постепенному разложению».

1921 Максимилиан ВОЛОШИН пишет стихотворение «Терминология».

«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» —
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.

«Хлопнуть», «угробить»,
«отправить на шлепку»,
«К Духовину в штаб», «разменять» —
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку…

…Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разорить и поднять на ножи
Армии, царства, народы…

1923 — «обновленцы» сзывают «Собор», который, пропев «Многие лета» Советскому правительству, направляет приветственное послание ЛЕНИНУ как «борцу за великую социальную истину», отменяет тихоновскую анафему большевикам, самого Тихона лишает патриаршего сана и даже упраздняет патриаршество как «монархический и контрреволюционный способ управления Церковью». Решения «Собора» по существу останутся без последствий.

1925 — в докладе на XIV партконференции БУХАРИН впервые пускает в оборот фразу «генеральная линия партии».

1929 — Обращение XVI Конференции ВКП(б) к рабочему классу СССР о развёртывании социалистического соревнования.

1931 — в СССР проведена первая опытная телепередача.

1932 Вадим Викторович КАРГАЛОВ, специалист в области истории Древней Руси, доктор исторических наук, академик РАЕН и председатель Российского исторического общества. Также известен как писатель, автор нескольких книг о Куликовской битве и сборника «Полководцы Древней Руси».

1933 — прошёл очередной финал Кубка Англии по футболу. «Эвертон» выиграл у «Манчестер Сити» со счётом 3:0. Знаменателен он тем, что футболисты впервые вышли на поле с номерами на футболках, причём у игроков «Эвертона» номера были с 1-го по 11-й, а у манкунианцев с 22-го (у вратаря) по 12-й.

1933 — при ЦК ВКП(б) создается Центральная комиссия по чистке партии.

1935 — «Правда» в передовой статье пишет, что «каждый беспартийный должен принять участие в животноводстве». Прочтя это, язвительный писатель Михаил СЛОНИМСКИЙ скажет писателю Юрию ТЫНЯНОВУ: «Ну вот, Юрий, дело для тебя». На что не менее язвительный Тынянов парирует: «У нас уже есть один Зое-техник», имея в виду писателя Михаила КОЗАКОВА, женатого на Зое Никитиной.

1955 — ЦК компартии Украины принимает постановление об увековечении мест, связанных с жизнью и деятельностью Тараса ШЕВЧЕНКО.

1958 — начинается триумфальный 18-дневный визит в СССР президента Египта Гамаля Абделя НАСЕРА. На второй день ХРУЩЕВ устроит в честь высокого гостя обед, на котором выступит с «неестественно длинной», по воспоминаниям переводчика, речью. И еще переводчик (с Лубянки) свидетельствует, что во время этой речи происходит такой казус. Сидевший рядом с ним тогдашний председатель Верховного Совета СССР ВОРОШИЛОВ, заметив, что Никита Сергеевич говорит без бумажки и уже упомянул своего главного врага, тогдашнего американского госсекретаря Джона Фостера ДАЛЛЕСА, говорит озабоченно: «Это плохо… Когда я начну засыпать, ты толкай меня, не давай заснуть». Толкать прославленного красного маршала переводчик стесняется и обращается за советом к его охраннику. С видимым беспокойством тот отвечает: «Скорей толкай его, пока он не захрапел!»

1959 Илья Александрович ЧЛАКИ, писатель, драматург, член Союза писателей Германии.
Родился в СССР, Москве, с октября 1991 года проживает в Германии. Пьесы двухактные, одноактные, монологи, киносценарии к детским фильмам киножурнала Ералаш.

В том, что Илья Александрович умеет писать не только пьесы, но и славно рассказывает истории из собственной драматургической судьбы — даже не сомневайтесь. Но пока известен он не столько своими произведениями, сколь (так уж вышло!) украденной у него пьесой самим Анатолием СМЕЛЯНСКИМ для своей дочери и поставленной в Америке (1992), о чём он, Илья Александрович, до сих пор безнадёжно повествует («Новые пьесы», Москва, 2004), не имея возможности быть услышанным широкой публикой. А что наша жизнь? Игра.

http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=30004&a=fall  (биография)

1960 — в «Правде» с разрешения Никиты ХРУЩЕВА печатаются заключительные главы поэмы Александра ТВАРДОВСКОГО «За далью — даль» со знаменитой главой о сталинских временах «Так это было». Твардовский потом запишет в дневнике: «Посыпались письма… Из некоторых видно, что появление в «Правде» этой главы рассматривается как выполнение некоего заказа, официально-поэтическая интерпретация этой темы. Усмотрено наклонение и в сторону нового культа… Оскорбительные письма делятся на два взаимоисключающих ряда: 1) как смеешь охаивать и 2) как смеешь восхвалять, оправдывать».

1988 Михаил ГОРБАЧЕВ принимает руководителей русской православной церкви, знаменуя тем самым поворот в отношении партийцев к религии. Так же Горбачев сообщает его святейшеству о возвращении государством церкви ряда культовых зданий, а также о принятии в ближайшее время закона о свободе верований. Встреча проходит по инициативе Синода.

1996 — в Санкт-Петербурге совершается нападение на Александра ЮРЬЕВА — советника премьер-министра ЧЕРНОМЫРДИНА и мэра Санкт-Петербурга Анатолия СОБЧАКА.

1996 — совершается попытка покушения на нового президента Республики Ичкерия ЯНДАРБИЕВА.

1998 — мультсериал про семейку Симпсонов празднует юбилей: по телесети «Фокс» показывается его двухсотая серия.

1998 — президент Белоруссии Александр ЛУКАШЕНКО говорит: «Не надо из мухи раздувать слона, как у нас, у русских говорят».

2000 Александру Борисовичу ГРАДСКОМУ присваивается звание «Заслуженный артист России».

2002 — в Тольятти убивают главного редактора местной газеты, депутата городской думы Валерия ИВАНОВА. По словам тамошнего прокурора: «…были публикации, которые могли не понравиться одному влиятельному человеку. Называть я его пока не буду, скажу лишь, что он не криминальный, но весьма состоятельный». Вот она — стилистика, как история нашего «нового» времени.

Михаил Булгаков2005 — после трёхлетнего ремонта вновь открывается музей-квартира Михаила БУЛГАКОВА в Москве. Рассказывают, что не нашлось места любимому публикой креслу Воланда — не вписалось в экспозицию — но попытка воссоздать атмосферу «нехорошей квартиры» в рамках коммуналки возможно и удалась. Кому охота посмотреть на телефон того времени, поглазеть на чемодан и венские стулья — милости просим. Большая Садовая, дом 10.

У меня не пропадает интерес к тому, что заставило Михаила Афанасьевича так досадить жильцам этого дома, населив собственное жилище легендарными героями «Мастера и Маргариты». Неужели всё-таки месть за «самый ужасный вопрос в Москве — квартирный»? Месть, так сказать, во имя мести? А ведь был таким интеллигентным с виду человеком? При этом я озираюсь по сторонам. На собственное жилище. Честно, иногда подмывает населить его ещё более устрашающими персонажами… особенно, в близлежащих квартирах. Вышло бы что-то вроде «нехорошего подъезда». А ведь найдутся потом музейные работники, которые превратят это в благообразную выставку, будут пить кофе с пряниками, водить экскурсии. Бр-р-р…

2005 — В Москве из Российского государственного архива литературы и искусства похищены листы с автографами Александра БЛОКА, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на столичное ГУВД.

2005 — Всемирная танцевальная конвенция. «Крокус Сити-Экспо».
 



вчера    завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора