проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа  << — << 28 апреля >> + >>


вчера    завтра

Сегодня в Ежедневнике: Василий Петрович Андросов, Бруно Апиц, Льюис Батлер, Юхан Борген, Николай Александрович Бруни, Пьер Буало, Сергей Николаевич Булгаков, Инна Люциановна Вишневская, Зоя Ивановна Воскресенская, Михаил Михайлович Генин, Василий Абгарович Катанян, Вера Казимировна Кетлинская, Карл Краус, Георгий Иванович Куницын, Харпер Ли, Алистер Стюарт Маклин, Владимир Александрович Маркус, Пьер Якопо Мартелло, Алио Андреевич Мирцхулава, Валентина Александровна Осеева, Гарольд Регистан, Виктор Александрович Соснора, Стихия, Николай Сергеевич Трубецкой, Маша Школьникова, Александр Яшин.


28 апреля

28 апреля

 
 

 СОБЫТИЕ ДНЯ:

В 1976 году родилась Маша ШКОЛЬНИКОВА (Гензель). Один из тех одарённых энтузиастов, которым удалось практически в одиночку на протяжении многих лет представлять во всемирной паутине Великую Русскую Литературу. Мои нижайшие поклоны и поздравления!

Автор таких прекрасных проектов, как «Официальный сайт Фонда Высоцкого», «Мир А. Городницкого». И, конечно же, самого… самого, который «Первый крупный поэтический сервер русской сети — СТИХИЯ» http://litera.ru/stixiya/ .

Сегодня Вам следует заглянуть сюда http://www.russianforever.com/ .
(оговорюсь специально для публики с непомерной фантазией: на фото справа НЕ Маша Школьникова)
 
 

по ст.ст. 15 апреля

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении.

______________________


приметы


Пуд-пчельник.
«На Святого Пуда доставай пчел из-под спуда».
«Эй, Мафруша-кликуша! Стрясай с подола — выпускай пчёл из-под пола».
 

день-деньской


Спор — это ещё не истина

Не опровергая и ничего не доказывая, тем не менее, оно как-то умудряется выжить. Как бездомный мальчишка, который крадёт кусок хлеба и мелочь из вашего кармана, оно мечтает о справедливости. Как женщина, изнасилованная бытом, вырастившая своих детей и состарившая мужа, оно жалеет о прошедшей молодости. Как холёному бизнесмену, ещё в недавнем трудоголику, авантюристу и гению своего абсурда — ему скучно среди собственных достижений. Как девушка на выданье — оно гадает на жениха, способная увидеть суженого в комке сожжённой бумаги. Словом, оно повсюду. Его сравнивают с сорняками и звёздами, но, по сути, оно явление, родственное стихии. Ему противопоставляют нормы и правила. Но благодаря своей родственной связи с природой, оно никогда не поступалось какой-то высшей логикой, верная закону любви, искренней, абсолютно бесшабашной благодарности всему живому — за его совершенную форму, способность переживать и наслаждаться духом.

Творчество — стихия. Что может быть более близко по смыслу. Если кто-то видит в этом содружестве наигрыш, он ничего не смыслит в творчестве и никогда не поймёт, каким чудом появились все эти архитектурные, музыкальные, литературные, театральные гении. А главное, ему самому не вкусить радости вдохновения. Мы можем подробно изучить и описать все творческие школы, все направления, методы и технологии — но вряд ли сумеем сказать что-то по существу о предмете нашего исследования — творчестве.

Человечество прирастает цивилизацией. Появляются цивильные дома, цивильные города, цивильные средства обихода. Никто не хочет признавать, что борьба со стихией безнадежна. А ведь появляются всё новые вирусы, и никакая технология не избавит нас по существу от природных катаклизмов. И в этом стихия сродни творчеству.

Сколько не ставь на его пути препон, не преследуй по закону, не обольщай возможностью жить размеренной жизнью, оно дышит, где хочет. Сводит с ума, вдохновляет, приводит в экстаз, чтобы в следующую минуту отнять последнюю надежду. Рано или поздно оно настигнет и вас, защищённых со всех сторон модальными артефактами, с ещё большей разрушительной силой. И возможно его очаг в скором времени окажется не столько во вне, сколь внутри вас самих. И за стенкой уютной черепной коробочки разгорится невидимое до поры пламя, и с учёного потолка ваших представлений о реальности полетит первая капля нового всемирного потопа — стихия нового творчества.
 

Здесь, на этом самом месте, если Вам, уважаемый читатель, действительно необходимо об этом знать… если это как-то успокоит Вашу ментальность привычкой обхождения — сверим часы! На любовно разглаженном тыльной стороной ладони и без того белоснежном листе бумаги прямо сейчас по мановению моей волшебной авторучки произойдёт некоторое событие, к участию в котором я приглашаю Вас лично. И если Вы ни на секунду не можете представить себя в роле героя этой самой книги, то позвольте мне это сделать за Вас. Вам необходимо только выучить заклинание, произнести его громко и внятно, трижды плюнуть через левое плечо, прыгнуть на одной ножке и покрепче схлопнуть обложку. Ба, я совсем забыл, что в реальности книги не существует, что она игрушка виртуального мира и поэтому последнее и самое необходимое условие Вашего проникновения в творчество не может быть совершено по закону. Но я Вам говорю, не расстраивайтесь. Я шепчу Вам, всё образуется. Попробуйте вообразить, что книга реальна. Что её холщовая обложка приятно холодит ладонь. Что на обложке теснятся буковки заглавия. И даже на ощупь, прикрыв глаза от наслаждения, каждая буковка видна подушечками пальцев. Я столько раз это проделывал, столько раз видел свою книгу опубликованной, что у меня не возникает ни малейшего сомнения — у Вас всё получится. Вот её шершавая поверхность. Вот её острые уголки. Держите её раскрытой на своих дрожащих ладонях. Всё ещё раскрытой. И… бац! Одним вашим движением — заканчивается моя книга.

Возможно, до сего момента кто-то даже и не подозревал о её существовании. Перелистывал, перелистывал разрозненные страницы… отрывал день за днём от моей зачарованной души, а потом… бац! И всё кончилось. Как после отрывного календаря остаётся грязно молочного цвета картон, где ещё недавно шумела река времени, и приплюснутый, заповедный гвоздь в стене, который навсегда испортил Ваши представления о прекрасном. Торчит головкой вверх, бесстыдник, отвлекая нас от того торжественного момента, когда я уже плету свою шёлковую верёвочку и, заглядывая в Ваши подслеповатые от долгого чтения глаза, одурманенные творчеством, ненавязчиво спрашиваю… «Но теперь-то, когда закрылась последняя — что скажите?» Как писал Гоголь, она «выпелась самой жизнью… из глубины моего сердца» — и это не просто цитата, это и моя жизнь, моя, слышите? Главное, как подметил Эмерсон, определиться с тем, чем, собственно, является твоя жизнь и как это явление отразить правдиво.

Впрочем, я не уверен, что приведённая мной цитата точна. У меня уже нет сил оторваться от письменного стола и тянуться к книжному шкафу. У меня кончились сигареты, и моя голова полна злобных замыслов. Но за смысл, за тон, за её вкус, некогда впитанных с молоком матери, за идею этой гоголевской эпитафии ручаюсь. Я ещё успею сличить свою память с подлинником и улыбнуться собственной игре читанного-перечитанного. Определённо, найду в неточности какую-нибудь определённость, и ассоциативные рифмы сами собой начнут складываться в образ… И вот он, уже знакомый профиль моёго возбуждённого самосознания, уже много раз отчерченная граница между жизнью и творчеством. И я надеюсь, что окончание книги не смутит ни моих нынешних, ни моих будущих читателей. Чисто формальный подход, наиболее правдоподобный, естественный переход к бесконечному сотворчеству. Это и есть цель настоящей книги — пережить своего автора и воплотиться самой в миллионах читателей. Нет, я не боюсь отведённой мне роли. Как старик не боится смерти, когда его жизнь связана частью целого. И всё, что нужно, чтобы соблюсти некоторые формальности, им, этим стариком, или мной самим — неважно, — исполнено, обращено к началу начал, к концу всех концов, к тому, что не имеет ни того, ни другого, ни смысла, ни значения, что ничего не доказывает и не отвергает. Теперь Вам решать — как это будет. И пусть следующий день наступит для Вас также ясно и правдиво, как если бы меня самого никогда на свете не было, как если бы Вы были только собой. Удачи Вам! Счастья Вам! Всех благ! Прощайте. Попрощайтесь с собой. Скорее же… моя книга уже схлопнута, вместе с ней ухожу и я… 
 

Александр ЯШИН

Так же будут юноши писать
И стихи и прозу,
Так же будут ветры задувать
И трещать морозы.

Все, что пело, будет впредь
Так же петь,
Достигая роста...
Просто можно зареветь —
До того все просто.

Так чего же мне желать
Вкупе со всеми?
Надо просто умирать,
Раз пришло время.

28 апреля 1968
 


события, истории, имена

1665 Пьер Якопо МАРТЕЛЛО (1665, Болонья — 10.05.1727), итальянский драматург и поэт, автор трагедий, драм, комедий, предвестник итальянского Просвещения. Нарушив классический канон французского классицизма, начал вводить в жанр трагедии элементы комического. Его именем назовут четырнадцатисложный стих, рифмующийся попарно — мартеллианский. Кроме этого писал сонеты, сатиры, пародии, мемуары и театроведческие сочинения. Одна из самых примечательных комедий Мартелло написана для кукольного театра и называется «Чихание Геркулеса».

Позже тяжеловесный четырнадцатисложник высмеет Карло Гоцци, аристократ и консерватор по натуре, в комедии «Любовь к трём апельсинам».

1803 Василий Петрович АНДРОСОВ (— 1.11.1841), русский статистик, публицист и издатель.

«Пожалуйста, поблагодарите при свидании любезного Гоголя за присылку его «Ревизора»: для меня это чудо <...> У нас она возбудила толки разнообразные, и усладительные, и горькие для автора. Но многие ли в состоянии понять её: это комедия сущностей, а не лиц, комедия типов, а не индивидов».

Также в работах Андросова «Хозяйственная статистика России» (1827) и «Статистическая записка о Москве» (1832) собран фактический материал по экономической истории России первой трети ХIХ в. Это и автор книги «О предметах и настоящем состоянии политической экономии» (1833) — первого на русском языке обзора истории политической экономии и развития экономической мысли.

1874 Карл КРАУС (Karl KRAUS) (— 1936), австрийский писатель, критик. Философская антивоенная драма, написанная в годы первой мировой войны и опубликованная в 1919 «Последние дни человечества», наиболее полно выражает взгляды КРАУСА. Его философская лирика близка к импрессионистской поэзии. Внимание также заслуживают его труды в жанре эссе.

«Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?»

«Поэт, который читает, выглядит как повар, который ест».

«Сверхчеловек — идеал преждевременный, поскольку предполагает существование человека».

«Что переварили учителя, тем питаются ученики».

Николай Сергеевич ТРУБЕЦКОЙ1890 Николай Сергеевич ТРУБЕЦКОЙ (— 25.06.1938, Вена), князь, русский языковед, философ, филолог и культуролог, член Венской АН. Один из лидеров (или основоположников!) евразийского движения. Его книга «Европа и человечество» положила начало этому уникальному направлению мысли.

«Европейская культура не есть нечто абсолютное, не есть культура всего человечества», а культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, а совершенно особая, обладающая не меньшей самоценностью или историческим значением, чем европейская или азиатские».

«…при истинном самопознании прежде всего с необычайной ясностью познается голос совести, и человек живущий так, чтобы никогда не вступать в противоречие с самим собой и всегда быть перед собой искренним, непременно будет нравственным». («Об истинном и ложном национализме»)

Сын ректора Московского университета, философа князя Сергея Николаевича ТРУБЕЦКОГО. В 1907 приступил к изучению палеоазиатских языков Восточной Сибири и кавказских языков, начал собирать сведения о камчадальском (ительменском) языке и составил его словарь и краткий грамматический очерк. Летом 1917 отправился с научными целями на Кавказ, но вскоре оказался странником, гонимым обстоятельствами. Болел тифом в Баку, затем возглавлял кафедры сравнительного языкознания в университетах Кисловодска и Ростова и в 1920 оказался в Софии. Принят доцентом в Софийский университет и через год издал книгу «Европа и человечество», положившую начало евразийству. Призывал понять, что все народы и культуры равноценны. Последние годы провел в Вене, где заведовал кафедрой славянской филологии Венского университета и читал курсы по славянским языкам и литературам. Первым обратился к проблемам лингвистической географии; его труды (111 книг) переведены на все языки мира. Фашисты не простили Трубецкому его непримиримости к насилию над культурой, над народом, его выступлений против пропаганды идей расизма. Тяжелобольной князь находился в клинике, когда гестапо устроило обыск в его кабинете. Значительная часть рукописей, в том числе и неоконченный «Опыт предыстории славянских языков», при обыске была изъята, а потом потеряна или уничтожена.
http://philologos.narod.ru/trubetzkoy/trubetzkoy.htm  (сочинения, библиография, биография)
http://www.hrono.ru/biograf/trubeckoins.html 
http://philologos.narod.ru/trubetzkoy/trubetzkoy.htm
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=12777&sq=19,25,999,1840,1856&crypt=

http://www.russianforever.com/myself/index.html
http://litera.ru/stixiya/about.html

1891 Николай Александрович БРУНИ (— 1938), русский поэт, прозаик, летчик, игрок первой петербургской футбольной команды. Погиб в ГУЛАГе.

1893 Владимир Александрович МАРКУС (— 5.10.1993), издатель.

1897 — Американец Льюис БАТЛЕР основывает инстутут для коренного населения Америки, индейцев, и бледнолицым вход строго воспрещен. Теперь институт называется Американская Академия Искусства и Дизайна, а когда-то в нем преподавали исключительно языки и литературу.

1900 Бруно АПИЦ (Bruno APITZ) (— 1979), немецкий писатель, получивший известность благодаря роману «Голый среди волков», в русском переводе «В волчьей пасти» (1958) о концлагере Бухенвальд, в котором самому Апицу пришлось провести 8 лет. Тема романа — антифашистская борьба заключенных лагеря, объединившая людей разных национальностей. Лауреат национальных премий ГДР.

1901 — «Вчера в актовом зале университета магистрант С.Н. БУЛГАКОВ защищал диссертацию на степень магистра политической экономии на тему «Капитализм и земледелие». Магистрант — автор труда «О рынках при капиталистическом производстве» и многих статей по экономике...

Постановление факультета, удостоившего С.Н. Булгакова степени магистра политической экономии было встречено продолжительными аплодисментами многочисленной публики...» («Новости Дня»)

1902 Василий Абгарович КАТАНЯН (— 15.02.1980), литературовед, знаток творчества Владимира МАЯКОВСКОГО, лично знавший поэта, последний муж Лили Юрьевны Брик и её доверенное лицо (хранитель, так сказать, тайн и мифологии).

Валентина Александровна ОСЕЕВА1902 Валентина Александровна ОСЕЕВА (ОСЕЕВА-ХМЕЛЁВА)(1902 — 5.07.1969), писательница и педагог, автор стихов, сказок, рассказов для малышей, трилогии «Васек Трубачев и его товарищи», по которой были сняты два фильма. Лауреат Государственной премии СССР (1952).

В 1923 г. Осеева пошла работать в Трудовой комитет для безнадзорных детей. Вначале она сочиняла сказки, стихи и рассказы для своих питомцев, со временем стала публиковаться.
 

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
— Старый человек... Куда же ей деться?
— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

(«БАБКА» http://newsletter.infoflot.ru/Articles/babka.htm)

Юхан БОРГЕН1902 Юхан БОРГЕН (Johan BORGEN) (— 1979), норвежский прозаик, драматург и критик. Его роль в духовной жизни родной страны трудно переоценить. Его мало кто принимает как именно норвежского писателя, скорее уж европейского. Его книги отличаются разнообразием жанров: романы, новеллы, драмы, публицистические статьи, эссе, фельетоны... Профессиональный журналист, он называет свою работу важной и увлекательной, необходимой школой писательского мастерства. Регулярно сотрудничал с леворадикальной газетой «Дагбладет», участвовал в театральных постановках и телевизионных передачах, активно работал на радио.

Родился в Христиании. Сын адвоката. Детство его протекало в одном из фешенебельных районов города — Весткант. Буржуазная среда, к которой принадлежала семья, впоследствии определила антагонистическую ноту в творчестве Юхана БОРГЕНА.

Первоначальную известность приобрел своими остроумными скетчами, которые публиковал в 1920-е. Как писатель получает признание сразу же после первой книги — сборника новелл «Во тьму» (1925), исполненной в стилистической манере Гамсуна. Следующим произведением, в котором уже наметилась основная проблематика дальнейшего творчества Боргена, становится роман «Если подвести итог» (1934). В период оккупации Борген участвует в норвежском Движении Сопротивления, арестован и год проводит в тюрьме, бежит за границу в Швецию. Опыт заключения находит отражение в книге документальной прозы «Дни в тюрьме Грини» (1945). В 1947 году в составе первой послевоенной норвежской делегации деятелей культуры приезжает в Советский Союз и становится одним из авторов книги «Из Ленинграда в Армению» (1947). Признанной вершиной творчества Боргена явилась трилогия романов о Вилфреде Сагене, или Маленьком Лорде (как называли героя в детстве его домашние: «Маленький Лорд» (1955), «Темные источники» (1956), «Теперь ему не уйти» (1957). В 1968 году роман «Маленький Лорд» был издан на русском языке. В дальнейшем творчество Боргена развивалось под знаком эксперимента в области формы: наиболее значительными в этот поздний период стали романы «Я» (1959), «Голубой шпиль» (1964), «Красное облако» (1967), «Моя рука, моя кишка» (1972). На русс.: «Трилогия о Маленьком Лорде», М., Прогресс, 1978; Избр. новеллы, М., Радуга, 1984; «Слова во времени»: Статьи и эссе. М., Радуга, 1988.

http://www.aftenposten.no/alex/litterat/forfatte/borgenjo.htm  (фото)

http://www.fictionbook.ru/en/author/borgen_yuhan/  (биографический очерк)

http://www.belousenko.com/wr_Borgen.htm  (библиотека Александра Белоусенко)

1903 Алио Андреевич МИРЦХУЛАВА (— 19.10.1971), грузинский поэт, зачинатель грузинской комсомольской поэзии (поэма «Руставская симфония»).

1906 Пьер БУАЛО, французский писатель и сценарист.

1906 Вера Казимировна КЕТЛИНСКАЯ (— 1976), русская советская писательница (романы «Мужество», «В осаде» и др.).

1907 Зоя ВОСКРЕСЕНСКАЯ (Зоя Ивановна ВООСКРЕСЕНСКАЯ-РЫБКИНА) (— 18.01.1992), писательница, разведчица, полковником госбезопасности, в войну возглавлявшая советскую резидентуру в Швеции под псевдонимом Ирина. Среди ее наград: орден Ленина, два ордена Красной Звезды.

Алистер Стюарт МАКЛИН1922 Алистер Стюарт МАКЛИН (Alistair MACLEAN) (— 2.02.1987), шотландский писатель, автор захватывающих приключенческих романов. Захватывающих настолько, что в 70-е он становится самым издаваемым автором. Популярность писателя настолько высока, что и после смерти МАКЛИНА издатели продолжают публиковать романы на основе его сюжетов.

Родился в Глазго, в семье шотландского министра. Детство провел в горах Шотландии, на севере, недалеко от Инвернесса. В 1941 году поступил на службу в Королевский флот. Во время Второй Мировой Войны воевал в Северной Атлантике, участвовал в конвоировании грузов для СССР. В конце войны попал в японский плен, вернулся из которого в 1946 году, пережив жесточайшие пытки.

После войны Маклин окончил университет в Глазго, работал преподавателем английского и истории. В свободное время писал рассказы. В 1954 году участвует в конкурсе рассказов газеты «Glasgow Herald». Победителем оказывается его рассказ «Dileas», и Маклин получает первые 100 фунтов стерлингов в качестве автора. Издатель газеты предложил Маклину написать роман, и в 1955 году вышел «Полярный конвой» или ещё одно название на русском «Корабль Её Величества Улисс» («HMS Ulysses»). Профессиональным писателем Маклин стал после публикации второго романа «Пушки острова Наварон» или «Ураган с острова Наварон» (The Guns of Navarone, 1957). Далее последуют «Ночь без конца», «Страх открывает двери», «Золотое рандеву»… Всё это незатейливые шедевры массовой литературы, в которых кочуют одни и те же сюжетные ходы, экстремальные герои и их противники. В общем, книги МАКЛИНА читаются на одном дыхании. Еще одно достоинство, которое отмечают критики — компетентность автора в техническом «оснащении» своих произведений. МАКЛИН знает, о чем пишет, будь то тактико-технические характеристики эсминца или особенности конструкции моста Золотые Ворота в Сан-Франциско.

Экранизировано около половины его произведений. В фильмах по его романам играли Грегори Пек, Энтони Куин, Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон, Энтони Хопкинс, Ванесса Редгрейв, Дональд Сазерленд, Харрисон Форд и т. д. по «звёздному» списку.

http://spymania.narod.ru/books/maklin/  (биографический очерк)

http://www.mydetectiveworld.com/maklin.html

1922 Георгий Иванович КУНИЦЫН (1922 — 6.10.1996), писатель, философ, академик РАЕН.

1923 Гарольд РЕГИСТАН (Гарольд Габриэльевич ЭЛЬ-РЕГИСТАН), поэт-песенник. Его фамилией стал псевдоним отца, соавтора слов гимна Советского Союза. Известен как автор слов к песням, которые исполняли такие популярные артисты, как Людмила ЗЫКИНА.

1925 Инна Люциановна ВИШНЕВСКАЯ, критик, театровед и литературовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России. Автор книг об Алексее АРБУЗОВЕ, Николае ГОГОЛЕ, Константине СИМОНОВЕ, Михаиле УЛЬЯНОВЕ, современном театре и драматургии.

Харпер ЛИ1926 Харпер ЛИ (Harper LEE), американская писательница. Одна из знаменитых и самых «закрытих» писательниц мира.

Однажды Ли подумала, но вряд ли ещё записала: «Всё в жизни относительно» (это точная цитата), и написала ту единственную книгу, которая сделала её знаменитой на весь мир.

Нелле — младшая из четверых детей Амасы Колеман Ли и Фрэнсез Финч Ли.

В 1944-45 г. обучалась в Хантингтонском коледже, с 1945 по 1949 г. изучала юриспруденцию в университете Алабамы и один год училась в Оксфорде.

В 1950 начала работать агентом по предварительной продаже билетов в компаниях «Восточные авиалинии» и ВОАС в Нью-Йорке, но вскоре всё бросила и переселилась в дешёвую квартирку, решив заняться творчеством. Там же — друг детства Трумэн Капоте, романист, писавший в жанре «невымышленного» рассказа, или так называемой «новой журналистики», станет прототипом Дилла в её романе.

Наконец, в 1957 году Харпер Ли передаёт рукопись издательству J. B. Lippincott. Ей ответили, что книга состоит из серии коротких рассказов и предложили переработать текст. В следующие два с половиной года Харпер Ли с помощью редактора Тэя Хохова переписывала и дополняла рукопись и в 1960 году роман «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird») был опубликован.

В первый год было продано более 2,5 миллионов экземпляров, и роман стал одним из самых популярных и читаемых произведений. В 1966 году роман переведён на русский язык и инсценирован в Московском ТЮЗе.

«Я совершенно не рассчитывала на успех, — сказала она в последнем интервью, датируемом 1964 годом. — Честно говоря, я думала критики мигом разделают мою книгу под орех, хотя втайне надеялась услышать и несколько добрых слов в свой адрес. Главным образом, от читателей. Я, как уже говорила, мало на что рассчитывала, а все получилось совсем наоборот, но вообще-то успех оказался не менее пугающим, чем разнос критики, к которому я мысленно себя готовила».

В журналах “Вог” и “Макколс” появилось несколько эссе писательницы, и с тех пор она практически исчезла для публики. Ни книг, ни интервью, ни публичных выступлений даже при вручении наград и премий. В 1990-м Алабамский университет присвоил писательнице почетную докторскую степень — ни на самой церемонии, ни после неё Ли не произнесла ни слова. Семь лет спустя докторские регалии ей вручил Мобилский колледж, и опять виновница торжества хранила молчание.

По этому поводу складываются легенды. Одну из правдоподобных версий приводит в 1999 году «Вашингтон пост». Двоюродный брат писательницы вспоминает, как на его вопрос о следующей книге она ответила: «Ричард, когда ты на вершине, перед тобой открывается один-единственный путь».

Однако читатели остаются ей благодарены и за тот единственный случай, когда найдя свой неповторимый стиль, писательница открывает нам мутный, враждебный мир талантливыми глазами молодой героини, вспоминающей себя восьмилетней девочкой, и заставляет своих читателей не только плакать и смеяться, но и надеяться на справедливось. Роман удостоен Пулитцеровской премии.

В июне 1966 года президент США Линдон Джонсон назвал Харпер Ли национальным советником по делам искусства.

Харпер Ли была удостоена многих почетных степеней и званий за «лирическую элегантность, описание человеческой борьбы и благоразумие».

«Мисс Моди перестала раскачиваться в качалке.
— Ты еще слишком мала и не поймешь,- сказала она сурово, — но бывают люди, в руках у которых Библия опаснее, чем... чем бутылка виски в руках твоего отца.
—Аттикус не пьет виски! — возмутилась я. — Он сроду капли в рот не брал... Ой, нет, он сказал, что один раз попробовал виски — и ему не понравилось.
Мисс Моди рассмеялась:
— Я не то хотела сказать. Я говорю — если бы Аттикус Финч даже напился пьяным, он все равно не был бы таким злым и грубым, как иные люди в самом лучшем своем виде.
— Просто есть такие люди, они... они чересчур много думают о том свете и потому никак не научатся жить на этом».

http://dutum.narod.ru/harplee/bio.htm  (биография)

http://lib.ru/INPROZ/LI/  («Убить пересмешника», текст)

1927 Михаил Михайлович ГЕНИН, писатель-сатирик.

1931 — «В Полтавском округе делегатка компартии Косинская устроила женский митинг, желая привлечь их к участию в колхозах.

Однако митинг принял неожиданный оборот, так как крестьянки потребовали, чтобы коммунистка разделась донага и доказала, что нее на теле нет «печати Антихриста».

Расследование установило, что среди населения распространено убеждение, что каждый из коммунистов и членов колхоза носит на себе «печать Антихриста». («Слово» Шанхай)

1936 Виктор Александрович СОСНОРА, великий русский поэт и прозаик. Член Союза писателей, Рус. Пен-центра, действительный член Академии русского стиха в Москве. Лауреат премий им. А. Крученых (1990), журнала «Звезда» и банка «Кредит Петербург» (1994), им. С.Д. Довлатова (1998), Большой премии им. Аполлона Григорьева (1999).

Как заметит внимательный читатель, автор Ежедневника редко употребляет эпитет «великий» по отношению к героям сего эклектического произведения. Даже к тем, кого искренне ценит. Но Виктор Александрович СОСНОРА это другой случай. Случай, который не поддаётся декодированию современными способами машинообразной критики. Я даже не знаю, нравятся мне его стихи или нет. Он похож на такие полномасштабные явления внутренней природы, как, например, чувство родного языка, музыкальной гармонии и прочее, прочее, прочее… Единственно, я хотел этим выразить глубокое и точное знание, что Виктор Александрович СОСНОРА существует.

Ещё, как заметил бы тот же читатель, автор склонен доверять Поэзии те невыразимые идеалы и предощущения, которые людей экзальтированных, таких как я, часто настраивают на загадочный, если не сказать открытым текстом, мистический лад. Творчество Виктора Александровича непременно связано с Замыслом. И погружая Его в известные нам обстоятельства, он действует как чудотворец внутри хаотичного, безалаберного и несвоевременного мира. Не случайно СОСНОРУ называют «эстетическим диссидентом». Не политическим, не нравственным и ни каким либо другим противником социума, а в отношении всей той громады жизни, которая мнит себя реальностью. И эта жизнь, как водится, не приемлет Поэта, боится его, удерживает от себя на расстоянии, пока Поэт жив. На сегодняшний день СОСНОРА остаётся чуть ли не единственным Поэтом, с которым читателю не просто трудно иметь дело, но для которого и читателя-то никакого не существует, поскольку для его вдохновенных книг требуется сотворчество, мужественное посвящение в тайны бытия и его смыслы.

* * *
И вот — опять,
и вот — вниманье, —
и вот — метели, стражи стужи.
Я понимаю, понимаю
мятущиеся ваши души.

Когда хлеба ревут: — Мы в теле!
Я так спокоен, так неспешен.
Мои костлявые метели
придут надежно,
неизбежно.

Накалом белым,
как в мартене
над всей,
над повседневной сушей!
Здорово, белые метели,
мои соратники
по стуже!
 

Виктор Александрович СОСНОРА родился в Алупке. Война застала его в Ленинграде, откуда уехал в начале блокады. Воевал в партизанском отряде, был связным. Затем «сыном Войска Польского» у Рокоссовского, где его отец (до войны бывший акробатом-эквилибристом Ленинградского цирка) командовал корпусом.

«Война — слишком интимное переживание для тех, кто воевал. Я, например, прошел с армией Рокоссовского до Франкфурта-на-Майне и закончил войну в 9 лет. С тех пор несколько раз в своей жизни я пытался написать о войне. Но каждый раз, когда я пытался восстановить в душе все тогдашнее, меня охватывал такой ужас… А ведь дети не боятся ничего. Что же говорить о тех, кто пережил это, будучи взрослым. Это невыносимо восстановить и пережить снова и об этом написать.

Нет сейчас правдивых книг о той войне, фактически ни одной. Выше человеческих сил опять погрузиться во все это полностью. А для тех, кто не воевал — писать по чужому опыту вообще невозможно».
Школьные годы провел в Варшаве, Ленинграде, Архангельске, Махачкале и во Львове. Учился в музыкальной школе и в Львовском институте прикладных искусств (не закончил).

Служил в армии (1955-1958), был наводчиком на зенитках, вычислителем артиллерийских минометных частей. Вернулся в Ленинград, работал слесарем-электромехаником на Невском машиностроительном заводе и одновременно учился на заочном отделении ЛГУ (филологический факультет) (диплом не написал). В 1958 году было опубликовано первое стихотворение Сосноры, а в 1962 году вышел сборник стихов «Январский ливень» с предисловием Н. Асеева (ему Соснора посвятил свой следующий сборник «Триптих», 1965).

В 1967 выступил с поддержкой письма А.И.Солженицына IV съезду писателей СССР.

В последующие двадцать лет практически не печатался.

В 1981 году перенёс сложнейшую операцию, которая привела к потере слуха.

Первая книжка прозы «Властители и судьбы» вышла аж в 1986 г.

На сегодняшний день опубликовано только семь стихотворных сборников СОСНОРЫ (из 23-х возможных стихотворных и 10-ти книг прозы), а также сборник рассказов «Летучий голландец» (1979) в Германии и роман «Дом дней» (1990). Он также является графиком и оформителем своих произведений.

«Беда в том, что я пишу книгами. «Отдельные стихотворения» мне печатать нельзя, не звучат. <...> В 1987 г. в издательстве Ардис в США вышел большой том моих «злых», «бурных», «нигилистических», «трудных» и т.д. стихов. Поэтому в России я решил печатать свои ранние книги, чтобы хоть показать истоки, а они — Эллада и Древняя Русь, а отнюдь не «сюрреализм», как окрестили мои тексты на факультетах славистики. <...>».

«Пишу (не пишется) октавы. / Как знать (не знается) — о кто вы? / Вы обморок моей отравы, / мои века, мои оковы».

http://www.ruthenia.ru/60s/sosnora/index.html  (произведения)

http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/11/03sosnora.htm

http://www.belousenko.com/wr_Sosnora.htm

http://www.krugosvet.ru/articles/69/1006909/1006909a1.htm

http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=20539&a=f&idr=5 

1941 — в советской печати опубликованы лозунги к 1 мая. Например, такие…

— Да здравствует 1-е Мая — боевой смотр революционных сил рабочего класса! Пролетарии всех стран соединяйтесь!

— Братьям по классу, узникам капитала, борцам за освобождение рабочего класса во всем мире — наш братский привет!

— Трудящиеся Советского Союза! Не забывайте о капиталистическом окружении! Будем неуклонно укреплять нашу Красную Армию и нашу социалистическую разведку — ВЧК!

— Борьба с прогульщиками и дезорганизаторами производства есть борьба за укрепление мощи нашей родины и ее Красной Армии. Да здравствует трудовая дисциплина и образцовый порядок на предприятиях нашей родины!

— Развернем критику наших недостатков! Укрепим еще больше мощь и организованность нашего государства!

— Да здравствует великое, непобедимое знамя Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина! Да здравствует ленинизм!

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)

1960 — В «Литературной газете» публикуется письмо за подписью Юрия ЗАВАДСКОГО, Игоря ИЛЬИНСКОГО, Бориса ЛИВАНОВА, Алексея ПОПОВА, Рубена СИМОНОВА, Михаила ЦАРЕВА, Дмитрия ШОСТАКОВИЧА, Ильи ЭРЕНБУРГА, возмущенных публикацией в шестом номере журнала «Театральная жизнь» статьи Дмитрия ЩЕГЛОВА «Легенда, опровергнутая жизнью», в которой автор пытался полностью зачеркнуть творчество режиссера Всеволода МЕЙЕРХОЛЬДА.

2000 — В Центральном Доме литераторов прошла торжественная церемония вручения премии «Венец» Московского Союза писателей. Ее денежный эквивалент — 2 тысячи долларов. Премию «за честь и достоинство профессии» получил Константин ВАНШЕНКИН. Лауреатами премии стали поэты Елена НИКОЛАЕВСКАЯ и Кирилл КОВАЛЬДЖИ.

2000 — Тридцать книжных магазинов стали победителями конкурса на лучшее распространение книг. Среди призеров — «Топ-книга» Новосибирска, «Академкнига» Красноярска, «Дом книги» Петербурга и московские фирмы «Библио-глобус», «Центркнига» и «Книжный клуб 36,6».

2000 — На аукционе в Лондоне не удалось продать дневники менеджера группы «Битлз» Брайана ЭПШТЕЙНА. Стартовая цена в 23 с половиной тысячи долларов оказалась вдвое завышенной. Не продано и письмо Пол МАККАРТНИ — ЭПШТЕЙНУ 1966 года. Между тем, шуточная открытка, написанная Джоном ЛЕННОНОМ, ушла за 8 тысяч долларов.

2004 — Объявлен короткий список кандидатов на литературную премию Orange, которая присуждается за лучшее произведение на английском языке, написанное женщиной. В числе шести претендентов — роман Маргарет ЭТВУД «Антилопа и коростель», «Ледяной путь» Гиллиан СЛОВО и «Цвет» Роуз ТРЕМЕЙН. Лауреат премии, учрежденной в 1996 году, будет объявлен 8 июня. В прошлом году ее получила американская писательница Вэлери МАРТИН за роман «Собственность».

 

P.S.

Сегодня мне захотелось написать книгу с таким названием: «Антивирус моего отца». Я начал бы словами…

Антивирусные программы пытаются вылечить заражённый компьютер непосредственно в настоящем ради его дальнейшей работы в будущем. Они не учитывают сенсуальный элемент времени, когда момент вторжения уже стал историей. От этого так много антивирусов и так редко они помогают.

В отличие от компьютера человеческая мысль переменчива. И не только её форма и содержание могут меняться относительно друг друга. Мы имеем дело с целым комплексом мероприятий, которые в разнообразии своей одновременности демонстрируют видимую картинку реальности. Поэтому человеку свойственно не только переписывать свою историю, но и в принципе менять её органику. В этом нет ни только ничего зазорного — но это естественный процесс эволюции. (И больше ни слова о компьютерах).  



вчера    завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора