проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 20 апреля >> + >>


20 апреля

по ст.ст. 7 Апреля
6-я седмица Великого поста (ваий), Глас пятый

Великий пост. Прп. Георгия исп., митр. Мелетинского (после 820). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Даниила Переяславского (1540). Прп. Нила Сорского (1508). Прп. Серапиона, архиеп. Новгородского. Прп. Левкия Волоколамского. Прп. Серапиона монаха Египетского.

Прп. Даниила Переяславского. Тропарь, глас 3.
От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, / выну повинуяся Богу, / противяся же диаволу, / над страстьмй греховными воцарился еси, / тем сам храм Божий быв, / и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув / и собранное тобою в ней стадо Христово Богоугодно упасши, / преставился еси к вечным обителем, / отче Данииле, / моли Триипостаснаго во едином Существе Бога спастися душам нашим.

______________________


приметы

Акулина. На Акулину дождь — хороша будет калина, коли плоха — яровые, мороз и солнце — к урожаю хлебов и гречихи. Начинают высаживать груши.
 

день-деньской

Случайно оказался свидетелем мистерии. Проходя мимо одного из современных, а лучше сказать, современнейших театральных зданий, я встретился с афишей. С наклеенного на серую стену, промокшего от весенней снежной бури листа ватмана на меня смотрели пронзительные и неправдоподобно знакомые глаза. Сегодня даже самодеятельные театры использует более пластичные, скажем так, материалы. Но взгляд мой тянуло магнитом совсем к иной материи. Я подходил ближе, чтобы утвердиться в догадке. Споткнулся о тротуар. И заодно с болью в ноге спрашивал себя: он ли это? Бывает, что от длительного напряжения, которым я упражняю свой мозг, начинает мерещиться всякое. Но в нашем городе давненько не случалось никаких загадочных происшествий. Передаю Вам, дорогой мой читатель, свою растерянность как на ладони.

Я даже специально дотронулся до мокрого листка пальцем — чувствуете? На самом кончике мокрая ступенька в неведомое, холодок прикосновения >>> 20 апреля, Дневник Служителя Культа.

Константин ФОФАНОВ

В АЛЬБОМ В. В. БЕРТЕНСОНА

Сильней и глубже век от века
Земли и мысли торжество.
Всё меньше веры в божество
И больше — веры в человека!

20 апреля 1889

даты, события, имена

В 1887 году Оскар УАЙЛЬД написал: «Нынче у каждого великого человека есть свои ученики, и биографию обычно пишет Иуда». Можно по-разному относиться к Уайльду, но нельзя не отдать должное его наблюдательности.

В 1492 году родился Пьетро АРЕТИНО (1492 — 23.10.1556), итальянский писатель эпохи Возрождения, сатирик и драматург («Комедия о придворных нравах», «Лицемер», «Горация»).

1807Луи БЕРТРАН, французский писатель («Гаспар ночи», «Патриот Золотого берега»).

1821Федор БЮЛЕР, русский писатель, историк («Ничего», «Переписка Суворова с Нельсоном»).

В 1841 году публикуется первый детективный рассказ — «Убийства на улице Морг» Эдгара Аллана ПО. На русском языке впервые — в журнале «Сын отечества» 17 и 24 марта 1857 годя под названием «Загадочное убийство».

«Он обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной. Его решения, рожденные существом и душой метода, и в самом деле кажутся чудесами интуиции. Эта способность решения, возможно, выигрывает от занятий математикой, особенно тем высшим ее разделом, который неправомерно и только в силу обратного характера своих действий именуется анализом, так сказать анализом par excellence [По преимуществу (франц.).] Между тем рассчитывать, вычислять — само по себе еще не значит анализировать. Шахматист, например, рассчитывает, но отнюдь не анализирует». Перевод Р.Гальпериной
 

«Чаровательница и рабыня своих женских страхов, женщина, полюбившая ангела, демона, духа, кого-то, кто был больше, чем человек, и потому испугавшаяся, — нежная Сибилла, заманившая и себя и другую душу в колдования любви, а когда другая душа явила себя вулканической, смутившаяся и потерявшая смелость повиновения голосу собственного сердца, — без обмана обманувшая, без неправды обманутая, — изломанная игрушка неосторожно начатой игры, священно-вечной, в которую играют все Миры, воспламененные в своих полетах по Небу, — и в возмездие прикованная еще на годы, на десятки лет, к Земле, меж тем как в Небо могла улететь с небесным, — мир тебе, тень красивая, ты долго молилась в ночной своей часовне и думала, что это молитва о падшем, и не знала, что это мысль о взнесенном, и не знала, что это молитва — о себе.

На одном из сохранившихся оттисков когда-то только что отпечатанной «Эврики», на белом листке, четким почерком Эдагара По начертаны слова: «Мука соображения, что мы утратим нашу личную тождественность, самоотдельное тождество, прекращается сразу, когда мы отдадим себе в дальнейшем размышлении отчет в том, что развитие этого явления есть поглощение каждым отдельным разумом всех других разумов (то есть Вселенной) в свой собственный. Чтобы Бог мог быть всем во всем, каждый должен сделаться Богом». Константин БАЛЬМОНТ, «Прощальный взгляд».

В 1851 году родился Эдуардо АСЕВЕДО ДИАС (Eduardo ACEVEDO DIAZ)(1851 — 1924), уругвайский писатель и журналист.

Стоит только воспротивиться действительности (которая, впрочем, совершенно случайно оказывается в лице разводящего и которой, как правило, и достаётся основная доля интеллигентских тумаков), как о тебе уже пишут в словарях, что ты наложил в основы. Да, вот такая грубая шутка в отношении не менее грубой упакованности академических штампов: «Заложил основы национального уругвайского романа. Его произведения, в целом связанные с традицией романтизма, изобилуют лирическими описаниями природы, зарисовками уругвайского быта. Исторические романы «Исмаэль» (1888), «Туземка» (1890), «Копье и сабля» (1914), повесть «Бой в развалинах» (1894) воссоздают эпоху борьбы за независимость Уругвая».

Этому параду пошлости судья не Бог — нет, а какой-то жилистый, истеричный социальный птах. Интересно, кто первый изобразил, кому пришло в голову это зловонное словосочетание?

Василий Розанов, рисунок Макса Вебера1856Василий Васильевич РОЗАНОВ (20.04.1856 — 23.01.1919), писатель, публицист и философ. (рисунок Макса Вебера).

Хочу сразу оговориться, что только фонетическая зависимость от уже сложившихся форм именования, заставляет меня применять к Розанову такие понятия, как писатель, публицист и прочее. Была бы воля, от всего этого «культурного» набора звуковых и легко узнаваемых конструкций оставил бы только имя собственное: РОЗАНОВ — роза ветров русской литературы.

В своём компьютере я нашёл 59 статей (!), в которых предпринимал попытки с разных сторон подобраться, подкрасться, как вор подглядеть в замочную скважину частного дома — представить «розоновскую» онтологию творчества. Теперь я сознаю, что не разгадал и сотой доли тех мучительных и сладостных аллюзий, которыми полна проза этого уникального писателя.

Писать биографию Розанова не менее глупо… Вот идёт по улице человек. Эта улица называется так-то. Человек прошёл столько-то шагов…

Ничего подобного нет в творчестве Василия Васильевича. И биография самой России куда ближе к духу его письма, чем знание о том, что он был женат на вредной тётке, доставшейся ему от Достоевского. И связывать нежелание этой тётки дать развод Василию Розанову с его якобы нападками на архаичность православия также нелепо, как логически связывать его стремление сотрудничать во «многих» журналах с «сознательной беспринципностью».

«С того времени и до этого, каковы бы ни были мои отношения к церкви (изменившиеся совершенно с 1896—97 г.) — что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал, прямо или в особенности косвенно я говорил и думал собственно только о Боге, так что Он занял всего меня, без какого-либо остатка, в то же время как-то оставив мысль свободною и энергичною в отношении других тем. Бог меня не теснил и не связывал, я стыдился Его (поступая или думая дурно), но никогда не боялся, не пугался (ада никогда не боялся). Я с величайшей любовью приносил Ему все, всякую мысль (да только о Нем и думал) как дитя пошедшее в сад приносит оттуда цветы или фрукты или дрова “в дом свой”, отцу, матери, жене, детям. Бог был “дом” мой (исключительно меня одного, хотя бы в то же время и для других “Бог”, но это меня не интересовало, и в это я не вдумывался), “все” мое, “родное” мое».
http://users.kaluga.ru/kosmorama/anketa.html

На том и остановимся. Нет сил втягиваться в этот бесконечный, нудный разговор, как разговор со старым приятелем, который сидит до утра и не уходит — всё рассказывает за жизнь. А уж спать хочется! Вот завтра бы и поговорили. Лучше уж с самого начала не пускать. Или не дружить вовсе.

«Что делать, что делать?» — восклицал Василий РОЗАНОВ. — «Варить летом варенье, а зимой пить с этим вареньем чай — вот, что надо делать».

Василий РОЗАНОВ — первый автор философии вне логики и литературы вне текста, который ещё до Джойса употребил в литературном творчестве феномен «потока сознания».

1857Герман БАНГ (Herman BANG) (20.04.1857 — 29.01.1912), датский писатель. Родился в пасторской семье, потомственный дворянин, корнями связанный с прошлой аурой феодальной Дании. Изучал юриспруденцию в университете, но не закончил его. Затем следует неудачный актёрский дебют, после которого становится в ряд театральных рецензентов и критиков. В 1879 выходит сборник статей «Реализм и реалисты», в котором БАНГ выступает приверженцем французской художественной культуры и связан с предшествующим поколением натуралистов. Но БАНГ также стоит у истоков зарождающего декадентства. В 1880 издан его первый роман «Безнадежные поколения» (ещё одна версия названия от переводчиков — «Безнадежно погибающие») (в русск. переводе «Дряхлеющий век» [1885]) — в котором изображена последняя ступенька вырождения старинной аристократической фамилии. Последний отпрыск оканчивает жизнь самоубийством в минуту успеха, предвидя, что ему не удастся миновать дурной наследственности. Тираж книги был арестован «за безнравственность».

Свою приверженность к дворянскому сословию БАНГ преображает в последовательный пессимизм, по которому гибель близкой ему культуры неизбежна, и которая вырождается социально и физически.

В 1884-1887 он вновь пытается утвердиться в качестве актера на театральных сценах Германии и Франции. Тот же меланхолический мотив предрешенной гибели встречается и в его рассказах, объединенных в книги — «Эксцентрические новеллы» («Четыре чорта» и др.), «Таинственные рассказы». Он увлекается импрессионизмом и воплощает его принципы в сборнике «Тихие судьбы» (1886). Некоторые критики утверждают, что жемчужиной творчества БАНГА является повесть «Тине» (1889), «в которой проводится параллель между совращением молоденькой служанки и поражением датчан в военном конфликте с Пруссией и Австрией в 1864 г.»

БАНГ неоднократно пробует свои силы как театральный режиссер. Он был также директором театров в Берлине, Мюнхене и Копенгагене. Ещё один нюанс — выступает с чтением собственных произведений. С этой «миссией» в 1911 году БАНГ побывал и в России.

В 1896 он пишет роман «Холм Людвига» о безнадежной (!) — в силу существующих в обществе норм — однополой любви. Последними произведениями БАНГА были: роман «Без родины» и книга воспоминаний «Десять лет». Умер писатель во время турне по США.

Соч. : Собр. соч.: В 10 т. М.: Саблин, 1911-1912; Избранное /Сост. Ю.Яхнина; Предисл. В.Неустроева; Коммент. А.Сергеева. М.: Худож. лит., 1974. 479 с.; Й.П.Якобсен; Оноре де Бальзак; Несколько замечаний о технике; Из письма Эрику Скраму /Пер. А.Сергеева и А.Чеканского //Писатели Скандинавии о литературе: Сб. ст. /Сост. К.Мурадян. М., 1982. С.24-49.

Лит.: Борген Ю. «Тине» Германа Банга — к столетию описываемых в романе событий /Пер. А.Чеканского //Борген Ю. Слова, живущие во времени /Сост. Э.Панкратова. М., 1988. С.277- 280; Ивашкевич Я. Роман Германа Банга «У дороги» /Пер. М.Ландмана //Ивашкевич Я. Собр. соч. М., 1980. Т.8. С. 346-349; Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. М., 1983. С. 169-192; Эльяшевич Д. «Россию я очень-очень люблю...»: [Г.Банг и Россия] //Нева. 1991. N 2. С. 202-205.

1864ДИОНЕО (Исаак Владимирович ШКЛОВСКИЙ) (1864 — 28.02.1935, Лондон), русский публицист, критик и писатель.

Родился в 1865 г. в еврейской семье, в Елизаветграде, где учился в гимназии. Писать начал с 16 лет, помещая в южных газетах стихотворения, рассказы, критические статьи. С 1886 г. по 1892 г. был водворен в Средне-Колымске Якутской области, где одновременно с бытом инородцев изучал новые языки; печатал в «Одесских Новостях» и «Русских Ведомостях» беллетристически-этнографические очерки, из которых первый — «К полярному кругу» — вышел отдельно и по-английски. С 1893 г. состоял постоянным сотрудником «Русских Ведомостей», где поместил ряд сибирских очерков, собранных в книге: «На крайнем северо-востоке Сибири» (СПб., 1895; французский перевод, 1896). Еще ранее «Очерки крайнего северо-востока» ШКЛОВСКОГО были напечатаны в «Записках Восточно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества» (Иркутск, 1892). По предложению редакции «Русских Ведомостей», отправился в 1896 г. в Лондон. Печатал очерки английской жизни в «Русских Ведомостях» (за подписью Sh.) и с 1897 г. в «Русском Богатстве» (за подписью ДИОНЕО); статьи из «Русского Богатства» изданы отдельно редакцией этого журнала в переработанном виде под заглавием «Очерки современной Англии» (СПб., 1903). Кроме того, Шкловский писал рассказы (в «Русских Ведомостях», сборниках «На славном посту» и «Братская помощь») и печатал статьи в английских изданиях (««Academy»«, ««Daily Chronicle»« и др.).

1865Екатерина Михайловна ЛОПАТИНА (1865, Москва — 18.09.1935, Франция), русская писательница, печатавшаяся под псевдонимом Катя ЕЛЬЦОВА. Дочь известного судебного следователя Михаила ЛОПАТИНА и сестра философа Льва ЛОПАТИНА. Ее произведение — роман «В чужом гнезде» — лично редактировал Иван БУНИН — оно и считается самым значительным. После революции эмигрировала.

«Мне тогда шел двадцать шестой год, но, конечно, в сущности, мне было двадцать. Однако Катерина Михайловна вовсе не была “взрослей” меня, хотя ей было 32 — 33 года и выросла она в городе. Она была худая, болезненная, истерическая девушка, некрасивая, с типическим для истерички звуком проглатывания — м–гу! — звуком, которого я не мог слышать. Правда, в ней было что–то чрезвычайно милое, кроме того, она занималась литературой и любила ее страстно. Чрезвычайно глупо думать, что она могла быть развитей меня оттого, что у них в доме бывал Вл. Соловьев. В сущности, знала она очень мало, “умные” разговоры еле долетали до ее ушей, а занята она была исключительно собой. Следовало бы как–нибудь серьезно на досуге подумать о том, как это могло случиться, что я мог влюбиться в нее. Обычно при влюбленности, даже при маленькой, что–нибудь нравится: приятен бывает локоть, нога. У меня же не было ни малейшего чувства к ней как к женщине. Мне нравился переулок, дом, где они жили, приятно было бывать в доме. Но это было не то, что влюбляются в дом оттого, что в нем живет любимая девушка, как это бывает часто, а наоборот. Она мне нравилась потому, что нравился дом... Кто я был тогда? У меня ничего не было, кроме нескольких рассказов и стихов. Конечно, я должен был казаться ей мальчиком, но на самом деле им не был, хотя в некоторых отношениях был легкомыслен до того и были во мне черты такие, что не будь я именно тем, что есть, то эти черты могли бы считаться идиотическими. С таким легкомыслием я и сказал ей однажды, когда она плакалась мне на свою любовь к Х. : “ Выходите за меня замуж...” Она расхохоталась: “Да как же это выходить замуж... Да ведь это можно только тогда, если за человека голову на плаху можно положить...” Эту фразу очень отчетливо помню. А роман ее с Х. был очень странный и болезненный. Он был похож на Достоевского. Только красивее». Из рассказов Ивана Алексеевича Бунина.

1868Адольф Ежи ВАРСКИЙ (ВАРШАВСКИЙ-ВАРСКИЙ) (1868, Варшава — 1937), польский революционер и публицист, один из организаторов Союза польских рабочих, социал-демократии Польши и Литвы и компартии Польши. Преследуемый властями, в 1929 эмигрировал в СССР, работал в Институте Ленина. В 1937 расстрелян как «польский шпион».

1875Владимир ВИДРИЧ (Vladimir VIDRIC) (1875 — 1909), хорватский поэт. Окончил юридический факультет Загребского университета. Печатался с 1898 г. Основной жанр поэзии Видрича — лирическая миниатюра.

1888Николай Яковлевич АГНИВЦЕВ (20(8).04.1888, Москва — 1932, Москва).
 

Почему-то в юности я был абсолютно убеждён, что АГНИВЦЕВ мой современник. Когда же впервые услышал его стихи в исполнении Вертинского, время предстало для меня в своём первозданном хаосе. Можно сказать, что АНГНИВЦЕВ, несмотря на его далеко не «классические» темы, открыл для меня пространство поэтического вневременья.
 

Родившись в дворянской семье в Москве, АГНИВЦЕВ прослыл истым Петербуржцем по образу и подобию.

Ах, Петербург, как страшно просто
Подходят дни твои к концу!
Подайте Троицкому мосту,
Подайте Зимнему Дворцу!
 

И так… популярный поэт, сочинитель легковесных «альковных» стихов, представитель петербуржской богемы, куплетист и бард, выступавший в кабаре и ресторанах. «Высокий, здоровый верзила, с толстыми серебряными браслетами на руках, бряцавшими, как наручники». Песни на его стихи исполняли Александр Вертинский, Николай Ходотов, писали Сергей Прокофьев, а позднее — Сергей Никитин.

В начале 1917 вместе с известным режиссером Котэ МАРДЖАНОВЫМ создаёт бродячий театр «Би ба бо», затем театр переименовывается в «Кривого Джимми», с которым гастролирует по югу России. Он же пишет большую часть репертуара.

В 1921 году эмигрирует из России и живёт в Берлине. Пишет о Пушкине, Гоголе и… коробке спичек фабрики Лапшина (!).

В 1923-м году Николай Агнивцев возвращается в Москву и, как сам о себе говорит: «вновь стал русским». До 1932 года успевает выпустить более 20 книг для детей.

CМЕРТЬ ПОЭТА

Знайте: как-то, когда-то и где-то
Одинокий поэт жил да был...
И всю жизнь свою, как все поэты,
Он писал, пил вино и любил.

Обогнавши Богатство и Славу,
Смерть пришла и сказала ему:
«Ты — поэт и бессмертен!.. И, право,
Как мне быть, я никак не пойму!»

Улыбаясь, развел он руками
И с поклоном промолвил в ответ:
«В жизни я не отказывал даме!
Вашу руку!»
И умер поэт...

1901Мишель ЛЕЙРИС (Michel LEIRIS) (1901–1990), французский поэт и эссеист. В двадцатых годах он участвовал в сюрреалистическом движении, позднее занимался этнографией и социологией. Совершил несколько путешествий в Африку, где изучал жизнь и сознание первобытных африканских народов. Предпринимал попытки трансформировать собственное существование. Странные и во многом загадочные эксперименты, окончившиеся ничем. Написал ряд работ о религиозных обрядах. Также принял участие в деятельности Колледжа Социологии под руководством Жоржа Батая и Андре Кайюа (статья «Священное в обыденной жизни»).

Письмо для Лейриса остаётся единственным способом преодоления окружающей действительности, которую он изначально взялся ниспровергать. Он вырабатывает новые каноны автобиографии. Сразу за «Возрастом мужчины» начинает работать над четырёхтомным «Правилом игры», которое завершилось только со смертью писателя.
Оставил объемный, с неформальными оценками, провокационный «Дневник» (опубликован в 1991), эссе о современных художниках, со многими из которых дружил.

1905Валид БАТЫР (Батыр Хажиахметович Валидов), башкирский поэт.
Родился в деревне Туктагул Баймакского района в семье горняка. Рано остался сиротой, воспитывался в детском доме, работал пастухом у баев, был чернорабочим на золотых приисках. Затем окончил в Башкирском педагогическом институте.

Пик его «популярности» пришёлся на 1926-1932 годы. Вышли книги: «Ироническая улыбка», «Дитя гор», «Звуки горна», «Победа». Поэт своеобразно воспевал людей индустриального труда, большие изменения в жизни близких ему героев шахт Тубинских рудников. Он стал автором текстов песен «Марш Салавата», «На Ирендыке».
На фронте во время Великой Отечественной был пулемётчиком. В следствии ранения ослеп.

Далее вышли книги: «Мой подарок», «Избранные произведения», «Споемте, друзья», «Глаза души», «Мелодия курая», «Годы мои — песни мои». Написал и несколько лирических поэм.

Я автомат повесил на плечо
И в бой ушел — туда, где горячо,
Где бомбы рвутся и гудят снаряды,
Меня ты проводила
слезным взглядом.
Я клятву перед
Родиной сдержал,
Я над врагом победу одержал,
Я молнией прошел по небосводу,
Я дал Отчизне-матери свободу!

1911Георгий Мокеевич МАРКОВ (1911 — 26.09.1991), писатель, общественный деятель, дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1984). Историко-революционный роман «Строговы» (1939-46; Государственная премия СССР, 1952). Романы «Соль земли» (1954-60), «Отец и сын» (1963-64), «Сибирь» (1969-73; Ленинская премия, 1976), о социальном переустройстве Сибири. Председатель правления Союза писателей СССР с 1977-89.
Единственный писатель в мире, которому ещё при жизни поставили памятник.

— Меня кое-кто упрекает теперь за то, что я вручал писательский билет Брежневу, — вдруг сказал Марков. — Мол, непристойная акция. А как случилось? Суслов должен был вручать. Но Брежнев, уже одряхлевший, вдруг встрепенулся: «А почему ты? Пусть Георгий... Он хозяин...» Суслов мне это передал и перепоручил вручение. Я к Брежневу заявился, говорю слова, соответствующие моменту, а он, будучи в прострации, не узнает меня. Потом взбодрился: «А, Георгий...» Так вот я и довел вручение до конца... — подытожил Марков. Олег Шестинский, «Лики и тени».
http://www.pnp.ru/archive/14330946.html

1917 — публикация «Апрельских тезисов» В.И. Ленина в «Правде».

1923 — на съезде РКП(б) Л. ТРОЦКИЙ запускает в оборот фразу «смычка города с деревней».

1933 — издательство «Молодая гвардия» по инициативе А.М. ГОРЬКОГО приступает к выпуску серии «Жизнь замечательных людей». Первой будет напечатана книга «Генрих Гейне» А. ДЕЙЧА.

1933Эма БЕЭКМАН (1933, Таллин), эстонская писательница. Многие годы является «властительницей дум» эстонцев.

1939Александр Тихонович ВОЛОБУЕВ, поэт.
Окончил Московский авиационный институт. Работал ведущим конструктором в ОКБ имени Артема Ивановича Микояна, редактором в центральных издательствах и журналах. Автор двенадцати поэтических книг для взрослых и детей: “Отблески неба”, “Передай все хорошее сыну”, “Ратник”, “В ожиданье света и добра” и других. Прозаические произведения для детей и взрослых публиковались в журналах “Детская роман-газета”, “Стригунок”, “Скопинские страницы”, “С 3-х до 8-ми”, в газетах “Московский литератор”, “Крестьянская Россия”, “Литературный базар”. Член Союза писателей России. Постоянный автор “Нашей улицы”. http://nashaulitsa.narod.ru/Volobuev.html

1939 — родился Георгий Исидорович ПОЛОНСКИЙ, поэт, писатель, драматург, публицист.

«Счастье — это когда тебя понимают…» — фраза, которая вошла в анналы самых «задушевных» наших разговоров.

Георгий Исидорович известен кинолентой «Доживём до понедельника», автором сценария которой он является. Менее знаком своей пьесой «Доживём до понедельника, или Подсвечник Чаадаева. История дидактическая и поэтическая в двух действиях» (1967–1982), которая отличается от фильма глубиной звучания человеческих проблем и темой «маленького фюрера».

Есть в его творческой биографии и такой «весёленький» случай…

Сценарий фильма «Доживём до понедельника» был дипломной работой на сценических курсах И. Г. Ольшанского. На сдаче фильма в Госкино осенью 1968 г. после того, как в зале зажёгся свет, кто-то из чиновников воскликнул: «Вот вам среда и почва чешских событий». Фильм спасло только то, что он понравился кому-то из детей руководителей государства на обычных в то время «дачных» просмотрах.

«В одной из статей он отстаивал важность для школы особой гуманитарной дисциплины, которую предлагал назвать "уроки медленного чтения"». http://www.ruthenia.ru/polonsky/index.html

Георгий Исидорович Полонский скончался от сердечной недостаточности 21 сентября 2001 года.

ИНТЕЛЛИГЕНТ

Вопросов — тьма. Решай, хоть кровь из носа!
Добудь ответ, не пожалей труда...
Но драма нерешенного вопроса
Снимается склерозом иногда.
И наступают тишина и темень,
И нас головоломки не влекут,
А только Вечность
капает на темя
Стеклянными осадками секунд...
И, совершенно не играя роли,
Из тех секунд слагаются года...

Твой мир подобен малой бандероли,
Случайно не дошедшей никуда... <…>

1940Джордж ТАКЭЙ, американский актер, писатель и общественный деятель.

1942Леонид Иванович ВЬЮННИК, поэт. В 2001 году присуждена премия имени издателя И. Д. Сытина «за многолетнюю издательскую деятельность и пропаганду лучших произведений современных авторов». Выпускник Литературного института 1973 года.

1945 — «Правда» сообщает: «В Туле возобновилось производство самоваров».

1946 Петр Агеевич КОШЕЛЬ, поэт. Окончил Литературный институт в 1978 году.

1951Владимир Менделеевич КЛИМОВ, поэт, эссеист.

1964Криспин ГЛАВЕР, американский актер и поэт.

2001 — Премией Пен-клуба, которая присуждается преследуемым и находящимся в неволе писателям, награждены в этом году либеральная иранская издательница и правозащитница Шахла ЛАХИДЖИ и узбекский прозаик Мамадали МАХМУДОВ (Эврил Турон). ЛАХИДЖИ приговорена 13 января 2001 года исламским революционным судом в Тегеране к четырём с половиной годам заключения за участие в берлинской конференции «Иран после выборов». МАХМУДОВ уже вторично отбывает срок заключения по политической статье. Второй раз суд, состоявшийся 18 августа 1999 года, приговорил его к 14 годам лишения свобода «за участие “в криминальном сообществе” и использование СМИ для публичного оскорбления президента Узбекистана, наряду с другими обвинениями».

«...в подвале они регулярно избивали меня ... жгли мне руки и ноги. Они надели на меня противогаз и перекрыли доступ кислорода... подвешивали меня за руки, которые были связаны у меня за спиной. Они сказали, что держат у себя мою жену и дочерей и угрожали изнасиловать их на моих глазах». Из письма, тайно переправленного Мамадали МАХМУДОВЫМ в суде в HRW.

Максуд Алиев. «Жизнь заключенного писателя Мамадали МАХМУДОВА в опасности».

Открытое письмо заключенного писателя Мамадали МАХМУДОВА (Эврила Турона) Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову.



источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора