проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 18 апреля >> + >>


18 апреля

по ст.ст. 5 Апреля
6-я седмица Великого поста (ваий), Глас пятый

Великий пост.
Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского (400). Прп. Платона исп., игум. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Новомч. Георгия (1801).

______________________


приметы

Именно с этого дня по народным поверьям наступает весеннее тепло, которое перемежается с ненастьем.

«Пришел Федул — теплом подул».
«Федул тепляком подул».
«До Федула дует северяк, а с Федула теплынью подуло (тянет)».
«Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь».
«На Федула пораньше вставай да оконницу растворяй».
«Пришел Федул, теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил».
«Сверчок — цок, цок — с огорода под шесток».
«На Федула сверчки просыпаются».
«С Федулова дня и стряпать бабе веселее — сверчок под шестком ей песни поет».
Коли на Федула ненастье, тогда говорят: «Федул губы надул».
«Ныне наш Федул с ветра губы надул».
 

день-деньской

Даже вглядываясь в облака, человек склонен видеть множество чудесных образов, которые с лёгкостью рисует воображение. То ширококрылых птиц, то бегущих слонов, высоко поднимающих передние ноги, то скрипача-чародея. Почему же вглядываясь в разрозненные факты истории, мы отказываем себе в удовольствии решать самые простые уравнения, касающиеся наши представлений? Может быть потому, что они составляют аксиому нашего внутреннего «я», диктующего нам то или иное видение? А кому охота быть предубеждённым биографом по отношению к собственным установкам? Просто вообразите, что может открыть для Вас один день в истории: окончание Ледового Побоища, которое стоило Тевтонским рыцарям знаменитого фильма; подписание Петром I указа, регламентирующего систему российских наград; образование спортивного общества «Динамо»… а также смерть А. Эйнштейна (относительная, конечно же) и рождение Майка Науменка, первого и последнего российского рокэнрольщика.

Если это ничего не значит для Вас, у Вас не возникло никаких ассоциаций, параллелей, то Вы просто пытаетесь скрыться за ширмой безвкусицы и небывальщины. Зачем? От кого? Почему история всегда должна звучать объективно? Как это? Когда она изначально представляет собой конспиративную квартиру, где основанная на фактах реальность пытается связать наше воображение с логикой, где реальность вступает в свою завершающую трансцендентальную пору преобразования в творчество. Мы смотрим на облака и видим то, что — видим. А ведь облака также реальны, как и слоны, например.

Николай ГУМИЛЁВ

ИСЛАМ
                              О. Н. Высотской

В ночном кафе мы молча пили кьянти,
Когда вошел, спросивши шерри-бренди,
Высокий и седеющий эффенди,
Враг злейший христиан на всем Леванте.

И я ему заметил: «Перестаньте,
Мой друг, презрительного корчить дэнди
В тот час, когда, быть может, по легенде
В зеленый сумрак входит Дамаянти».

Но он, ногою топнув, крикнул: «Бабы!
Вы знаете ль, что черный камень Кабы
Поддельным признан был на той неделе?»

Потом вздохнул, задумавшись глубоко,
И прошептал с печалью: «Мыши съели
Три волоска из бороды Пророка».

18 апреля 1913


даты, события, имена…

1764Иван Михайлович ДОЛГОРУКОВ, князь, поэт, писатель. Тайный советник (1804). В 1780 г. окончил Московский университет, поступил на военную службу и в 1791 г. вышел в отставку в чине бригадира. В том же году назначен вице-губернатором в Пензу. В 1799 г. служил в Главной соляной конторе. В 1802 г. назначен гражданским губернатором во Владимир, где открыл губернскую гимназию, уступив для нее свой дом. В 1805 г. был избран почетным членом Московского университета.

Сборники стихов «Бытие моего сердца» (1802), «Сумерки моей жизни» (1808), являются характерными образцами русской «домашней» поэзии, в которых доминируют автобиографические мотивы, бытовые темы, камерная интонация. Мемуары, в т. ч. «Капище моего сердца» (опубликованы в 1872-73).

Пушкин называет его «стихоплёт великородный», князь Вяземский — «простонародным Державиным». Наибольшую известность получили «Записки» Долгорукого — посвящённые столичной и провинциальной жизни России. Вместе с этим, князь основал в 1803 году провинциальный музей России на месте создания Петром I потешной флотилии. Сегодня это уникальная коллекция, представляющая первый русский регулярный флот конца XVII века. Главная достопримечательность музея — бот «Фортуна», по преданию созданный самим Петром. В экспозиции «Озеро Плещеево — колыбель русского военного флота» представлена история флота с момента зарождения до наших дней.

Адрес и телефон музея: 152020, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, 4; (08535) 2-2788.

1817Джордж ЛЬЮИС, английский философ, драматург, актер («Жизнь и труды Гете», «Психология общей жизни», «Изучение жизни животных»).

В 1839 году французский поэт Шарль БОДЛЕР исключен из университета.

В 1865 году принимаются «Временные правила по делам печати». Согласно этому правилу цензура сохраняется лишь для брошюр и небольших сочинений. Книги (свыше 160 страниц для отечественных и свыше 320 страниц для переводных изданий), если и могут выходить без цензуры, то отнюдь не освобождаются от строгой законодательной опеки. Если издатель позволит себе выпустить в свет книгу, в которой будет выявлено что-либо противозаконное, то он просто предстанет перед судом и без всякой цензуры. Для выпуска газет и журналов также не требуется никакого разрешения. Но после третьего предупреждения, любое издание также может быть просто закрыто. Таким образом учреждалось Главное управление по делам печати, которое приступит к работе 1 (13) сентября 1865. Вот так всё просто и просто.

1901Ласло НЕМЕТ (Laszlo NEMETH) (1901 –1975), венгерский писатель, в творчестве которого поднимался вопрос об ответственности интеллигенции перед народом. Один из лучших переводчиков русской литературы на венгерский язык.

1905Альбер СИМОНЕН, французский писатель и сценарист.

1914Фатех НИЯЗИ, таджикский писатель, журналист.

1928Владимир Николаевич СОКОЛОВ (18.04.1928, Лихославль Калининской обл. — 1997, Москва), поэт.
Ни громкого успеха, ни славного признания не было у этого чистого и многими любимого поэта. А было всё как-то не торопясь, буднично, по существу. Когда Владимир Николаевич умер, то друзьями была пущена шапка по кругу, чтобы собрать денег на его похороны.

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Я давно уже ангел, наверно,
Потому что, печалью томим,
Не прошу, чтоб меня легковерно
От земли, что так выглядит скверно,
Шестикрылый унес серафим.

1988


* * *

Мне страшно, что жизнь прожита,
Что смерть — это значит домой,
Что снова трясет нищета
На грязных вокзалах сумой.
Что родина — это слеза,
Что мать — это холм без креста,
Что вор, закативши глаза,
Гнусит: мир спасет красота.
А в целом... Да что говорить!
Всего мне страшнее сейчас,
Что я не смогу сотворить
Из прошлого будущий час.

1991


1928Максим ГОРЬКИЙ в «Правде» именует джаз «музыкой толстых».

1930Натан ЭЙДЕЛЬМАН (1930 — 1989), историк, писатель. Его интересы были связаны с именами декабристов, Пушкиным, Герценом…

1930Александр ЯНОВ, историк и политолог. Профессор политических наук в Нью-Йоркском университете. Автор книги «Русская идея и 2000-й год». По его мнению, в России всегда была только одна политическая система — автократия. Всё остальное лишь череда сменяющих друг друга реформ и контрреформ.

2002 — лауреатами литературной премии Александра СОЛЖЕНИЦЫНА стали писатель Леонид БОРОДИН «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма, за последовательное мужество в поисках правды» и философ Александр ПАНАРИН «за книги "Реванш истории" (1998) и "Искушение глобализмом" (2000) - с их глубоким осмыслением нового мирового порядка, места в нем России и ее ценностного самостояния».

2003 — в музее Анны Ахматовой в Петербурге открылась выставка, посвящённая Иосифу БРОДСКОМУ. Она называлась «Ленинград-Венеция-Нью-Йорк». Большинство из представленных экспонатов из личной коллекции литератора и историка Якова ГОРДИНА. Финансовые затраты по проведению выставки взяло на себя генконсульство США.

2004 — «Премия Ивана Петровича Белкина», учреждённая в 2001 году журналом «Знамя» и издательством «ЭКСМО-пресс», вручена петербургскому писателю Валерии ПОПОВУ за повесть «Третье дыхание». Премия предназначается автору за особые заслуги перед персонажем своего произведения.
По словам основателя премии Натальи Ивановой: «...ему удалось совместить то, что назвал Трифонов операцией на себе, он оперировал на себе. Эта повесть совершенно без кожи, но у него это все прошло через литературное преображение».

Сам Валерий ПОПОВ высказался не менее радикально: «Кровь — единственные чернила, на самом деле, писать чем-то другим бесполезно...»

Помниться, ещё Ницше призывал: пишите собственной кровью!

2004 — премия Би-Би-Си в области драматургии досталась писателю из Кении Джону ГИЧАКИ.

2005 — Петербургские издательства «Феникс» и «Дмитрий Буланин» выпустили 10-й том Биографического альманаха «Лица». Составители Мария ПАВЛОВА и Александр ЛАВРОВ. В книге содержатся очерки о писателе Георгии ЭРАСТОВЕ, дневник актрисы Лидии РЫНДИНОЙ, свод переписки Валерия БРЮСОВА с Людмилой ВИЛЬКИНОЙ, письма Андрея БЕЛОГО, воспоминания поэта Тихона ЧУРИЛИНА о встречах с ХЛЕБНИКОВЫМ, МАЯКОВСКИМ и АСЕЕВЫМ. Книга снабжена комментарием и альбомом редких фотографий. Альманах «Лица» выходит под эгидой петербургского Биографического института.

2005 — о том, что сегодня день исторического и культурного наследия Москвы, пришлось вспомнить через реконструированный короб МАНЕЖА. И к дате поспели, и почётных гостей по пригласительным запустили, и обязали быть всем довольными, несмотря на безобразные недоделки и компромиссы новейших технологий — всё как положено к празднику.

«Пожар не мог уничтожить Манеж, потому что никто никогда ни при каких условиях не мог позволить себе мысль, что Манежа не будет существовать в Москве», — заявил Лужков.

Приказано верить!

По словам председателя комитета по культуре Москвы С. Худякова (Гоголь им фамилии придумывает), Манеж приобрел «свой исторический вид». «За годы советской власти мы привыкли, что Манеж похож на сарай с перекрытым потолком и колоннами», — реализовал свою мысль Худяков. На самом деле «сарай» лишили его главного чуда — гигантского потолка, который поддерживала конструкция деревянных балок, придуманная инженером БЕТАНКУРОМ. Реконструировать смогли только балки, на которые навесили массу современного безобразия: арматуру, фурнитуру, лампочки и так далее. От потолка отказался сам Лужков, отчего мы и имеем в результате новый исторический памятник начала XXI века. О прошлом свидетельствует только наш собственный исторический богобоязненный трепет, гражданское повиновение и непротивление всякой пошлости.

2005 — Думский комитет по делам женщин, семьи и детей на парламентских слушаниях предложил срочно (!) разработать законопроект «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию».

Для этого предлагается ввести на всех участках информационного фронта нравственную цензуру, которую осуществит сеть экспертных учреждений. В первую очередь профи займутся ненормативной лексикой. Все нецензурные слова наконец-то сведут в единый список и опубликуют в официальных СМИ. Вот и почитаем! Я, в свою очередь, предлагаю вообще увековечить этот труд отдельной книжицей, например с таким заголовком — «Это должен знать каждый!», сопроводив издание именным указателем и подробной библиографией. Цены бы ему не было!



источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора