проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 15 апреля >> + >>


15 апреля

 

по ст.ст. 2 Апреля
5-я седмица Великого поста, Глас четвертый Великий пост. Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа Александрийского (IV). Прп. Григория Никомидийского.

______________________

 

приметы:

Тит-Поликарпов день. Этот день в среде торговцев назывался «барыш-день» и праздновался особенно усердно — для получения барышей в течение всего года.
Может, отсель и до Америки докатилось да три раза по дороге перевернулось — вышло славному заокеанскому дяде «Днём налогов».

Tит Ледолом. Взламывается лед, вскрываются реки, начинается ледоход. Если лед не ушел, лов рыбы будет плохим. Весенняя вода течет медленно — народу, с его постоянными заботами о хлебе насущном, прожить будет тяжело. Тит-Поликарпов день — начало бесхлебицы.

С Тита начинается интенсивное токование глухарей.

«Лед ломается хрястно — ходить опасно».
«Загуляла река-матушка».
«Ворона каркала, каркала да мужику Поликарпов день и накаркала».
«Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса»..
 

день-деньской:

«Выходишь из подъезда и сразу налево — до ближайшей автобусной остановки. Только это не самый короткий путь к метро. У козырька, расплющенного стихией пассажиропотока, останавливается лишь один номер автобуса. Но если повернуть от подъезда направо и пройти метров четыреста — за углом нашей улицы (у точно такого же козырька) останавливаются сразу три номера плюс два номера маршрутных такси. Жёлтый вагончик, махая всеми имеющимися у него в наличии крыльями, несётся над землёй низенько-низенько. Ты выбрасываешь руку, маршрутка пикирует к обочине и за десять минут зажатых калений и согбенных плеч (цена такого проезда не в счёт) оказываешься у метро.

Вообще-то, это не имеет отношение к ежедневнику, но погода сегодня чудесная. С утра накрапывал мелкий дождик. В тени козырьков и другой общественной жизни остались последние груды не растаявшей грязи. От этого вонь и сырость чувствуются на все сто процентов противности. Весна! Пройтись и подышать сплошное удовольствие. Я расправляю плечи, сгибаю и разгибаю колени. Я иду к метро пешком.

Анна Ахматова

ЗАКЛИНАНИЕ

Из тюремных ворот,
Из заохтенских болот,
Путем нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый,—
Приди ко мне ужинать.

15 апреля 1936, Ленинград
 

Какая связь между LEONARDO DA VINCI и ГУЛАГом? Любой человек, мыслящий себя историком, скажет Вам, что никакой. Да что там историк? Любой здравомыслящий человек скажет Вам, что никакой связи нет. А вот в России она есть. Если пристально вглядеться в её широкие территории, то можно различить немало мест не столь отдалённых для представления и немало людей в этих местах, для которых такая связь проходит по сердцу — не то, что какая-нибудь причинно-следственная связь. Да, вовсе беспричинно-следственная. То есть даже не связь — плоть от плоти, кровь от крови. Сколько людей наказано, репрессировано в России только за то, что их дух был сродни творчеству, искусству и противен скотству и тирании?! И не только за это! Да, конечно же, не только за то!

Но именно за это самое!

Может быть, поэтому в России столько историков, прекрасно владеющих атрибутами причинно-следственных связей, и так мало просто уважающих свою родину. Да и нужны ли они нам?
Сегодня… в 1919 году принят декрет о создании системы исправительно-трудовых лагерей, что легло в основу образования «архипелага ГУЛАГ». Как раз ко дню 467 годовщины со дня рождения Леонардо! И в этот же день, без всякой связи с никак не связанными между собой событиями, а именно в пятницу 15 апреля 1927 года… «Ипполит Матвеевич, слегка раздражённый, вышел из дому.

У входа в своё потасканное заведение стоял, прислонясь к дверному косяку (здесь уместно вспомнить известные строки стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака — прим. авт., и известного критика Станислава Рассадина, который наверняка отметит заимствование) и скрестив руки, гробовых дел мастер Безенчук. От систематических крахов своих коммерческих начинаний и от долговременного употребления внутрь горячительных напитков глаза мастера были ярко-жёлтыми, как у кота, и горели неугасимым огнём.

— Почёт дорогому гостю! — прокричал он скороговоркой, завидев Ипполита Матвеевича. — С добрым утром!»
 

В этот день
в 1949 родилась Алла Борисовна ПУГАЧЕВА, певица.
 

в 1930 году Борис ПАСТЕРНАК на могиле МАЯКОВСКГО

 

1932 — в апрельском номере журнала «Молодая гвардия» опубликованы первые главы романа Николая ОСТРОВСКОГО «Как закалялась сталь».


даты, имена, события…

В 1452 году родился ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (LEONARDO DA VINCI)(15.04.1452 — 2.05.1519), итальянский художник, писатель, архитектор, ученый. Вряд ли удастся переоценить значение того, что сделано этим гением. Его творчество не просто многогранно — оно на сегодняшний день остаётся единственным в своём роде результатом вдохновенной полноценности. Что касается его философских и литературных достижений, то это многочисленные записные книжки, «Трактат о живописи», а также «Сказки» и «Фацеции». В его опытах значатся чертежи подводной лодки (!) и парашюта (!). Он даже занимался регулированием движения на улицах. Но главное в его искусстве — это не только картины и всё такое… Это замысел, идея самого Человека Духа, тайна которого всё ещё не раскрыта и которая ещё ждёт своего Художника.

1798Иван Иванович ПУЩИН (15(4).05.1798, Москва — 15(3).04.1859), русский поэт, мемуарист, декабрист, лицейский друг А.С. ПУШКИНА («Записки о Пушкине»).

1809Екатерина Николаевна УШАКОВА (15.04.1809 — 1.07.1872), московская знакомая Александра ПУШКИНА, адресат его лирики.

1814Анна Давыдовна БАРАТЫНСКАЯ (АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВА)(15.04.1814 — 25.11.1889), русская поэтесса-переводчица, фрейлина, княжна.

1820Тимофей Михайлович БОНДАРЕВ (15.04.1820 — 3.11.1898 с. Иудино Минусинского уезда), русский писатель-самоучка и философ. Был сослан за переход в секту субботников в Сибирь. Известен его памфлет «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца» — книга, которая так и не была целиком издана в России. Ходила по рукам в рукописи. Особое впечатление произвела на Льва Николаевича Толстого, который издал её в Париже.

1829Федор Андреевич БЮЛЕР (15.04.1829 — 22.05.1896), русский писатель и историк, барон.

1832Вильгельм БУШ (Wilhelm BUSCH) (1832 — 1908), немецкий поэт, художник и фольклорист-собиратель.

Вильгельм родился в Видензале, маленькой деревушке недалеко от Ганновера. Был первым из семи детей мелкого торговца Иогана Фридриха Вильгельма Буша. Хотя отец будущего художника не занимал высокого положения в обществе, своим сыновьям сумел дать хорошее образование. Будущий художник учился на механика в политехнической школе в Ганновере, а затем в академиях художеств Дюссельдорфа, Антверпена и Мюнхена.

В 1858 Буш получил приглашение сотрудничать с газетой «Летучий листок», а в 1871 с «Мюнхенским лубком», для которых выполнил немало рисунков к юмористическим историям.

Трудно сказать, кто является подлинным родоначальником комиксов. Наверное, этот жанр возник одновременно из многих источников, как наскальный рисунок, например. А вот то, что Вильгельм Буш стоял у его истоков — это абсолютно точно. К тому же Вильгельм Буш объединял в себе талант не только художника, но и поэта абсурдиста.

Как живописец Буш известен значительно меньше, хотя написал около 1000 картин.

На русский язык его переводили Даниил ХАРМС и Самуил МАРШАК. А также перевод некоторых историй Буша выполнила Юнна МОРИЦ. До сих пор его детские юмористические произведения пользуются успехом. («Вредные советы»).

Есть и другое мнение по поводу такого рода творчества.

Г. Белль писал: «Национальное бедствие немцев заключается в том, что их представлению о юморе суждено было определиться под влиянием человека, губительным образом связавшего слово с картинкой: Вильгельма Буша. На выбор имелся Жан Поль, обладатель неповторимого юмора, но выбрали бесчеловечного Буша с его юмором злорадства и хамства... К сожалению, немецкие представления о юморе по сей день формируются Бушем, а не Жан Полем и не иронической позицией романтиков. Это юмор хамства, злорадства, который не делает великое смешным, но вообще отказывает человеку во всяком величии.

Беспечальный смех — смех публики, получившей уроки юмора от Вильгельма Буша, — придает всем проявлениям юмора тягостный отпечаток».

«Жестокий, бесчеловечный юмор В. Буша, трактующий убийство как комическую ситуацию, был популярен в России начала XX века настолько, что персонажи его повестей являлись по сути персонажами русской литературы». С.Б. Борисов

А вот цитата от самого Вильгельма Буша: «Самое прекрасное, что есть на Земле — любить и быть любимым».

«Плих и Плюх» в переводе Даниила Хармса (текст произведения вместе с оригинальными иллюстрациями). Обычно этот перевод называют «вольным». Однако существуют документы, которые указывают на то, что «вольным» он был назван лишь по цензурным соображениям.

1836Владимир Александрович ВИЛЛАМОВ (15.04.1836 — 7.11.1889), русский поэт.

1843Генри ДЖЕЙМС (Henry JAMES)(1843 — 1916), американский писатель (с 1875 живший в Европе и за год до смерти принявший британское подданство, протестуя против неучастия США в 1-й мировой войне). Мастер психологического романа, утонченный стилист, предтеча модернизма Джеймса Джойса и Марселя Пруста, младший брат философа и психолога Уильяма ДЖЕЙМСА, основоположника школы философского прагматизма. Высоко ценил литературное творчество И. С. ТУРГЕНЕВА, много лет состоял в переписке с русским писателем. И даже приезжал специально для личной встречи в Париж.

1861Блисс КАРМЕН, канадский поэт («Сапфо»).

1875Ина БУДЬЕ-БАККЕР (Ina BOUDIER-BAKKER) (1875 — 1966), нидерландская писательница, прозаик и драматург, мастер бытописания.

1878Роберт ВАЛЬЗЕР (Robert WALSER) (1878 — 1956), швейцарский писатель. Автор трех больших романов «Семейство Таннер» (1907), «Помощник» (1908), «Якоб фон Гунтен» (1909) и малой прозы. Маргинал, неврастеник, писсимист, отличающийся особой наблюдательностью и любовью к игре словами.

1886Николай Степанович ГУМИЛЕВ (1886 — 25.08.1921), поэт, один из основоположников акмеизма, русский офицер, путешественник по вдохновению.

Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача. В детстве страдал от частых головных болей (с диагнозом «повышенная деятельность мозга»), но держался стойко, что в дальнейшем сказалось на его характере: терпеливом, прямом, жадном до жизни. Стихи писать начал рано. Сочинял басни ещё до того, как вообще научился ребёнком писать, воспринимая уже тогда окружающее под знаком творчества.

8 сентябpя 1902 года газета «Тифлиский листок» опубликовала первый опус местного гимназиста Гумилева «Я в лес бежал из гоpодов...».

О его последующих, уже стоящих на пороге мастерства стихах Вячеслав Иванов напишет ("Аполлоне", 1910, №7): «...когда действительный, страданием и любовью купленный опыт души разорвет завесы, еще обволакивающие перед взором поэта сущую реальность мира, тогда разделятся в нем "суша и вода", Тогда его лирический эпос станет объективным эпосом, и чистою лирикой - его скрытый лиризм, — тогда впервые будет он принадлежать жизни».

Он окажется и пророком и сумасшедшим, надменным и доверчивым, игроком, актёром главной роли в настоящую, подлинную жизнь, от которой происходит всё его творчество. Гумилев выступил как один из противников мистических устремлений и провозгласит культ искусства как мастерства. Вопреки мистическим претензиям символистов он поставит новую задачу перед современной ему поэзией — овладения законами литературного «ремесла».

«Нравится мне еще, что у молодого автора в его маскарадном экзотизме чувствуется иногда не только чисто-славянская мрачность, но и стихийно-русское «искание муки»...». Анненский.
Он станет первым расстрельным поэтом, если здесь уместно упоминание о первенстве, чья могила окажется братской. Расстрелян в 1921 году.

Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все его товарищи заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной…
 

Цинизм эпохи пройдёт свой апофеоз, когда при М. Горбачёве состоится «пересмотр дела» и с Николая Степановича будут сняты какие-то там, не понятные ни одному здравому рассудку, обвинения.

«...Проверив материалы дела, извлеченного из архивов КГБ, генеральный прокурор СССР Николай Трубин не обнаружил там никаких данных о контрреволюционной деятельности Гумилева... Итог прокурорской проверки — протест. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР предложено отменить постановление Президиума Петроградской губернской чрезвычайной комиссии от 24 августа 1921 года в отношении Николая Степановича Гумилева и дело прекратить за отсутствием состава преступления».

«В январе 1920 года после литературного вечера в Доме искусств, где Н. Гумилев выступал вместе с Блоком, Оцупом, Рождественским и Пястом, он вскочил на коня на Аничковом мосту, болтал ногами, подпрыгивал, покрикивал на коня, чмокал губами. Друзья просили утихомириться. Но всё было напрасно. И только после долгих и укоризненных просьб милиционера Николай Степанович слез с бронзового коня».

РУСАЛКА
               Посв. А. А. Горенко

На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.

всё о Н.С. Гумилёве здесь >>> http://www.gumilev.ru/

1901Ефим ДОБИН, российский критик и литературовед.

1902Валентина Александровна ОСЕЕВА (1902 — 1969), детская писательница, лауреат Государственной премии 1952 (повесть «Васёк Трубачев и его товарищи»).

1903Федор Федорович КНОРРЕ (1903, Петербург — ?.05.1987) писатель, по сценариям которого были поставлены фильмы: «Истребители», «Робинзон Крузо», «Домик в дюнах» и др.

1903Эрих АРЕНДТ (Erich ARENDT) (1903 — 1984), немецкий поэт, коммунист, участник гражданской войны в Испании. Его поэзия сформировалась под сильным влиянием П.Неруды, Р.Альберти, Н.Гильена.

1918Яакко Васильевич РУГОЕВ, карельский писатель, бывший учитель, фронтовик, председатель правления Союза писателей Карелии, автор поэтической дилогии «Сказание о карелах», очерков, стихов, повестей и рассказов, проникнутых историческим оптимизмом и сочным карельским колоритом.

1923Никита Ильич ТОЛСТОЙ, академик РАН, ученый-славист, специалист в области славянской философии, старославянского языка, этно-лингвистики и фольклора.

1926Эмма Эфраимовна МОШКОВСКАЯ, детская поэтесса. Стихи, тонко и точно передающие оттенки детских переживаний. Сборники «Дядя Шар», 1962; «Слушай, дождик!», 1963; «Сто ребят — детский сад», 1965; «Дом построили для всех», 1970; «Хорошие вести», опубликован в 1982; «Дедушка дерево», опубликован в 1986. Сказки, рассказы, переводы.

Я новый блестящий поезд
сестре насовсем отдал,
когда настоящий поезд —
поезд я увидал…

Была там счастливая девочка,
счастливый девочкин
папа,
счастливый девочкин
дедушка
и его счастливая шляпа!

И был там счастливый кондуктор,
он дул в свой счастливый свисток,
и поезд ушел на Запад,
а может быть — на Восток…

* * *
Страшно в лесу.
А если — в грозу?
А в темные ночи?
Страшно
очень.
И есть там медведь,
и медведица есть,
и волки даже!
А заяц –
как же?
А заяц живёт,
и — ничего!
И ёжик живет,
и детки его,
и бегают детки, резвятся!
И я
не буду бояться.

1929Петр Андреевич ДЕГТЯРЕВ, журналист, главный редактор «Строительной газеты».

1933Борис Натанович СТРУГАЦКИЙ, писатель-фантаст. Старший брат — Аркадий Натанович СТРУГАЦКИЙ (1925-1991) в соавторстве с которым были созданы одни из самых фантастически талантливых произведений посреди советской фантастики. Такие как: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу. Сказка для научных работников младшего возраста», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине» (сюжетная основа кинофильма Андрея ТАРКОВСКОГО «Сталкер», к которому сам же Борис Натанович и писал сценарий).

Интересно, что САМ будущий отец перестройки — Александр Николаевич ЯКОВЛЕВ, находясь в 1966 году на «партийной работе», представил аналитическую записку «О серьезных недостатках в издании научно-фантастической литературы», уделявшую основное внимание идеологическому неприятию творчества братьев Стругацких, на рассмотрение ЦК КПСС. Так что автору Ежедневника, в бытность его молодости, почитать Стругацких случалось разве что в списках да в сборниках, изданных где-нибудь в провинции и сразу становящиеся по этому случаю бестселлерами того времени.

1940Джеффри АРЧЕР (Jeffrey ARCHER), английский политический деятель и писатель.

1960Александр ТВАРДОВСКИЙ обращается к ХРУЩЕВУ с письмом: «Позволю обратить Ваше внимание на главу «Так это было», посвященную непосредственно сложнейшему историческому моменту в жизни нашей страны и партии, — периоду, связанному с личностью Сталина… Эта глава является ключевой для всей книги в целом…» Через несколько дней Твардовскому последует звонок от помощника Хрущева: Никита Сергеевич прочел, очень понравилось. Таким образом снимается проблема публикации главы из поэмы «За далью — даль», которую не могли решить ни цензура ни отдел культуры ЦК КПСС.

1967 — из мордовских лагерей тайными путями в Киев переправлено письмо политзаключенного Валентина МОРОЗА депутатам Верховного Совета Украины. Документ озаглавлен «Репортаж из заповедника имени Берия». Письмо станет известно всему миру и поможет разрушить немало иллюзий о «добродушном» брежневском времени.

Валентин МОРОЗ, историк, поэт, прозаик. Родился в Волыни (Западная Украина) в 1936 г. Закончил истфак Львовского университета. Преподавал в Луцком и Ивано-Франковском педагогических институтах, писал стихи, публиковался в Самиздате. Будучи участником украинского национально-демократического движения арестован в 1965 г. и приговорен к 4 годам. В 1969 г. ему попытались добавить срок за распространение «Репортажа из заповедника имени Берия», но его авторство доказать не удалось.

После освобождения Мороз продолжал писать стихи и статьи для Самиздата. В 1970 г. вновь арестован. Причиной к повторному аресту стали написанные им произведения «Датан и Моисей», «Среди снегов», «Хроника сопротивления», «Я видел Магомета». И снова в деле всплывает «Репортаж из заповедника имени Берия».
Мороз был приговорен к 6 годам тюрьмы, 3 — лагеря и 5 годам ссылки. Участники национально украинского движения пытались помочь Валентину Морозу многочисленными протестами.

 

Обращение к главам государств, подписавших Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству народов Европы.
- В «Эмнести Интернэйшнл»
- Национальным ассоциациям психиатров
- Инициативному комитету против злоупотреблений психиатрией в политических целях
- Пэн-клубу

Нам стало известно, что украинский писатель и журналист Валентин Мороз после 6 лет пребывания в тюрьме направлен на психиатрическую экспертизу в Институт имени Сербского.

Эксперты этого института снискали печальную известность тем, что признали в свое время душевнобольными П. Г. Григоренко, В. Файнберга, Л. Плюща и других психически здоровых инакомыслящих. Мы опасаемся, что эта участь ждет и В. Мороза.

Мы обращаемся к вам с просьбой образовать международную комиссию психиатров для объективного выяснения психического состояния В. Мороза.

Обследование в Институте имени Сербского должно закончиться к 10 июня. По-видимому, сразу после этого состоится решение экспертной комиссии Института о В. Морозе. В связи с этим создание международной экспертной комиссии не терпит отлагательства.

Члены Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений: Ю. Орлов, В. Рубин, Л. Алексеева

(до 10 июня 1976 г.)

 

В 1979 г. Валентина Мороза вместе с другими четырьмя диссидентами обменяли на двух советских разведчиков. Докторскую диссертацию защитил за границей. Интересное интервью с ним опубликовано в украинском деловом еженедельнике «Контракты» № 29, июль 2000.
http://www.kontrakty.com.ua/rus/gc/nomer/2000/2000-29/29ludi.html

«Репортаж из заповедника имени Берия» — распространялась в Самиздате, опубликован в американском «Новом журнале» в 1969 г. На родине в 1997 г. в сборнике «Самиздат века».

2000 — В Нью-Йорке прошел ежегодный литературный вечер, устроенный местным отделением Пен-Центра, на котором были присуждены две премии, именующиеся «Свобода писать». Эта награда учреждена в 87-м году и дается тем литераторам, чьим свободе и жизни угрожает опасность. Четырнадцать из предыдущих двадцати лауреатов, находившихся в заключении в момент присуждения им премии, были освобождены в течение короткого времени. Учредители премии «Свобода писать» надеются, что таким же образом помогут лауреатам нынешнего года — находящимся в тюрьме албанской поэтессе Флоре БРОВИН и китайскому поэту Сью ДЕЮНУ.

2002 — Московское издательство Международный Фонд «Демократия» выпустило книгу «Дети ГУЛАГа». Это сборник документов 1918-56 годов о несовершеннолетних, репрессированных ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Сборник входит в издательскую серию «ХХ век. Документы». Предисловие к книге написал уже упомянутый сегодня Александр ЯКОВЛЕВ.

2004 — Финалистами премии «Хьюго», присуждаемой за научную фантастику, стали два американских писателя, два канадских и один шотландский. В их числе — такие известные имена как Лойс МакМастер БУДЖОЛД и Дэн СИММОНС.

2005 — Названы имена лауреатов литературной премии имени Белкина. Первая премия досталась Владиславу ОТРОШЕНКО — за историко-фантазийную повесть «Дело об инженерском городе».

2005 — Новым директором Писательской мастерской в штате Айова, самой известной литературной школе в США, избрана писательница Лэн Саманта ЧАНГ, которая прежде преподавала литературное мастерство в Гарвардском университете. Мастерская работает при факультете английского языка и литературы Университета Айовы. Чанг, в прошлом выпускница этой мастерской, сменит на посту директора Фрэнка Конроя, скончавшегося 6 апреля. Он пробыл на этом посту 18 лет.

 


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора