проект: Литератор / ежедневник >> Дневник служителя культа << — << 14 апреля >> + >> |
|
14 апреля |
|
по ст.ст.
1 Апреля
житие преподобной >>> ______________________ |
|
приметы:
Если разлив на Марию Египетскую — травы будет много. день-деньской: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что сделала со мной литература…» — кричит Фонвизин, сидя в инвалидной коляске, искусно потрясая белыми как мел руками. К кому обращается великий интерпретатор, обложивший европейскую литературу российскими реалиями, как горшок углями? Кого он хочет предупредить, от чего уберечь? От литературных занятий, следствием которых случается паралич? От неминуемой бедности? У главного входа в Московский университет катается, скрипит колёсиками литературный инвалид, заканчивая свой творческий путь путевыми журналами и письмами из-за границы, в которых можно найти и такие наблюдения: «француз рассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье». Услышан ли блюститель интеллекта, разума, отягощённого нравственными категориями, ненавистник недорослей? Если свадебная процессия встретит покойника, то в народе говорят: жить молодым долго и счастливо; а перед иным ответственным делом — сумасшедшего.
Начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих
и помышлениях». Не закончил, не успел… но дал понять, каким будет
образец русской прозы в веке минувшем и в веке нынешним. В этот день: - в Антлантическом океане тонет суперлайнер «Титаник», - поступает в продажу первый радиотелефон, - в 1990 году появляется самая контрастная в мире супружеская пара, Фабиан ПРЕТУ (р. 1968) ростом 1,885 м женится на Натали ЛОКЬЮ (р. 1966) ростом 94 см.
- в 1991 году 3виад ГАМСАХУРДИЯ избирается президентом Грузии.
Протопоп Аввакум Петрович КОНДРАТЬЕВ (род.1620). Сельский священник из
села Лопатицы Нижегородского уезда обладавший незаурядными ораторскими и
литературными способностями. После нововведений патриарха Никона стал во
главе церковного раскола, за что его дважды ссылали, потом арестовали и
15 лет держали в Пустозерске в земляной тюрьме. Как писатель, Аввакум
стал автором первой в России автобиографической книги «Житие протопопа
Аввакума». «При исследовании, в чём состоит величайшее благо государств и народов и что есть истинное намерение всех систем законодательства, найдём необходимо два главнейшие пункта <…>: вольность и собственность. Оба сии преимущества, равно как и форма, каковою публичной власти действовать, должны быть устроены сообразно с физическим положением государства и моральным свойством нации. Священные законы, определяющие сие устройство, разумеем мы под именем законов фундаментальных. Ясность их должна быть такова, чтоб ни малейшего недоразумения никогда не повстречалось…»
Во «Всеобщей придворной грамматике» писал: «Что есть придворный падеж? —
Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к
подлости». Родился в 1805 году в селе Канакер близ Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824-26 гг.). В 1836 году окончил Дерптский (ныне Тартусский ) университет. Значение его творчества для национальной литературы огромно: романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Написал первый армянский светский роман «Раны Армении», посвященный трагической судьбе армянского народа и его освободительной борьбе в период русско-иранской войны 1826-28 годах. Был и первым армянским детским писателем. Выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. Боролся за светское всестороннее образование, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Перевёл на родной язык произведения Гомера, Гете, Карамзина, Шиллера, Крылова. Первым в Армении начал заниматься научной этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор. Стал первым в истории России альпинистом, — в 1829 году поднялся на Большой Арарат (Масис) на высоту 5165 метров. История его смерти загадочна: в 1848 году в день своего рождения ушел из дома и пропал без вести.
«В лесу можно встретить дуб-великан, но это его величие зависит не от
дуба самого по себе, а от той благодатной почвы, на которой он рос...»
«Неудачи били меня жестоко с младенчества, с семейного положения, включительно с воспитанием, лицейской жизнью и наконец с служебным поприщем. В самую лучшую пору моей молодости выпал мне жребий ехать на житье в глушь». Но, в общем-то, кроме «незаконного» своего происхождения, Флегонту Арсеньевичу было грех жаловаться. Как пишет Вениамин Петрович Шляпин, священник, историк и краевед Великого Устюга: «Если проследить жизнь его с самого первого этого его путешествия и до конца жизненного поприща, то окажется, что в жизни везло ему, как редкому другому, и что жизнь его сопровождалась всегдашними успехами. Взять хотя бы это его первое путешествие. Ехал он, оказывается, в дорожном собственном возке довольно солидных размеров, обшитом цыновками, и что его с трудом вытягивали четыре тощих клячи. Очевидное дело, возок этот был достаточно нагружен всем необходимым для путешественника. Кроме того, ехал с ним Абрам в качестве прислуги. Для скромного положения учителя уездного училища, обстановка, в какой находился тогда Арсеньев, была, конечно, самая завидная: собственный возок, собственный человек-прислуга (ведь это было до освобождения Крестьян из крепостной зависимости, и Абрам был крепостным отца Арсеньева) и полное дорожное снабжение. Что еще нужно, чего не хватало?!»
«Еще было счастливое для Арсеньева качество слуги его Абрама. Был он
замечательный рассказчик, такой, что списывай рассказ его из слова в
слово и посылай прямо в печать. Этой стороной своей деятельности он и
помогал Арсеньеву. Абрам припоминал, как бывало они, вместе с
Арсеньевым, писали об охоте. Грамотный Флегонт Арсеньевич сидит за
столом и пишет, а неграмотный Абрам стоит у косяка двери и рассказывает.
Так, говорит, и писали мы охотничьи рассказы. Но ведь благодаря
охотничьим рассказам Арсеньев и выдвинулся в своей служебной
деятельности». В.П. ШЛЯПИН. Ещё студентом Петербургского университета был связан с революционно-террористической организацией «Народная воля». После того, как был арестован во время облавы, сослан в Вологодскую губернию. Здесь в 1887 г. родился его старший сын Сергей, впоследствии ставший известным философом, педагогом, литературоведом и общественным деятелем русской эмиграции. В 1901 г. у Гессена родился сын Владимир, впоследствии вошедший в состав Конституционно-демократической партии и выпустивший в 1974 г. воспоминания «В борьбе за жизнь (Записки эмигранта)», освещающие детали жизни отца. ГЕССЕН один из основателей Конституционно-демократической партии России. По словам Сергея Витте «человек большого таланта пера и слова», но «наивный политик». А.В. Тырковой-Вильямс характеризует его как человека практичного, но сентиментального. Депутат 2-й Госдумы, редактор газеты «Речь», участник объединения Союза русских писателей, возглавил Союз редакторов ежедневных газет. Октябрьскую революцию не принял, вошел в политический центр при штабе генерала Николая Юденича и в 1919 году эмигрировал в Финляндию. Жил в Берлине, где создал «Архив русской революции» и издательство «Слово». После убийства Набокова (отца писателя Владимира Набокова) Гессен неожиданно для себя оказался в роли политического лидера правых кадетов в Германии. Но по складу своего характера он не был к этому пригоден. Считается, что именно это послужило причиной краха правокадетского направления.
С 1936 г. Гессен живёт в Париже. После оккупации Франции немцами, в 1941
г., он переезжает в США, Нью-Йорк. В 1902 г., 32-х лет от роду, Нариманов поступает на медицинский факультет Новороссийского университета. В ходе революции 1905-07 годов Нариманов принимает активное участие, в качестве руководя студенческим движением в Одессе. В 1905 году вступает в РСДРП. После Октябрьской революции 1917 года Нариман Нариманов становится председателем азербайджанской социал-демократической организации «Гуммет» («Энергия»), борется за утверждение Советской власти в Закавказье. В 1920 году — председатель азербайджанского ревкома, а затем и председатель Совнаркома Азербайджанской республики. В апреле-мае 1922 г. принял участие в Генуэзской конференции в составе советской делегации. В 1922 году избран председателем Союзного Совета Закавказской Федерации. 30 декабря 1922 г. первая сессия ЦИК СССР избрала Нариманова одним из четырех председателей ЦИК СССР. В апреле 1923 г. Нариманов был избран кандидатом в члены ЦК РКП(б).
Организовал в Азербайджане первую народную библиотеку-читальню, перевел
на родной язык гоголевского «Ревизора», написал несколько драм и комедий
и первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию
«Надиршах». Умер при загадочных обстоятельствах (по официальной версии —
от сердечного приступа). Похоронен на Красной площади. Родился в семье рабочего золотых приисков. Окончил в 1891 г. Красноярское духовное училище, а в 1896 г. четыре класса Томской духовной семинарии. С осени 1897 г. учиться в Петербуржском Археологическом институте. Начиная с 1900 г. выходят в свет литературные произведения Василия Ивановича: «Рассказы сибиряка», повесть «По горам, по лесам», «Сибирские сказки», «Сибирские легенды», «Сказания», «Рассказы сибиряка» и т.д. Анучин был инициатором и участником экспедиций в Туруханский край для изучения языка и быта енисейских остяков. Но собранные материалы отказался передать в Музей этнографии и часть из них продал за границу. Научная нечистоплотность Василия Ивановича привела к прекращению финансирования его экспедиций. Жить пришлось за счет гонораров от публикаций в сибирских газетах и публичных лекций. Вот как пишет об этом сам Анучин: «А нужда донимала. И я пустился во все тяжкие. Я проституировал пером и писал ради нескольких грошей... У меня не хватило совести сделаться предпринимателем, и я читал в пользу благотворительных обществ, а они мне дают по 10 р. за выступление. Я читал в городе, читал в деревне. Читал чистой публике и публике демократической, и буржуям, и приказчикам, и кухаркам, не откажусь прочитать и в публичном доме». Дошло до того, что в одной из книг, Анучин выводит закономерность периодичности народных движений (и «шаманскую интуицию» их вождей) и соотносит ее в астрологическом духе с периодичностью максимумов солнечной активности.
Присвоив ученое звание профессора, в 1928 г. Анучин переезжает в
Самарканд и работает в местном педагогическом институте, одновременно
занимаясь возвеличиванием собственного имени (фальсификации на тему
знакомства с В.И. Ленины, переписки с А.М. Горьким и пр.). «Васька
Анучин» — с таким прозвищем у знающих его людей он прожил до своей
смерти.
«С отрубленной кистью левой руки, культяпку которой он тщательно прятал
в глубине пустого рукава, с перебитым во время гражданской войны
коленным суставом, что делало его походку странно качающейся,
судорожной, несколько заикающийся от контузии, высокий, казавшийся
костлявым, с наголо обритой головой хунхуза, в громадной лохматой
папахе, похожей на черную хризантему, чем-то напоминающий не то
смертельно раненного гладиатора, не то падшего ангела с прекрасным
демоническим лицом...» Валентин КАТАЕВ, из повести «Алмазный мой венец».
Арестован 26 октября 1936 года. «Про него (Нарбута.) говорят, что в пересыльном [лагере] он был ассенизатором, то есть чистил выгребные ямы, и погиб с другими инвалидами на взорванной барже. Баржу взорвали, чтобы освободить лагерь от инвалидов. Для разгрузки...». Из рассказа некоего Казарновского, который приводит в своих воспоминаниях вдова Мандельштама.
«Дата (15 ноября 1944 года) в свидетельстве о смерти, выданном загсом,
тоже ничего не доказывает,— пишет Н. Я. Мандельштам.— Даты проставлялись
совершенно произвольно, и часто миллионы смертей сознательно относились
к одному периоду, например, к военному. Для статистики оказалось
удобным, чтобы лагерные смерти слились с военными... Картина репрессий
этим затушевывалась, а до истины никому дела нет. В период реабилитации
почти механически выставлялись как даты смерти сорок второй и сорок
третий годы»... Возможно Владимир Нарбут погиб весной 1938 года. Родилась в селе Василев Холмской губернии (ныне территория Польши). С Никитой познакомилась осенью 1922 года будучи в Юзовке преподавателем окружной партшколы. Поженились в 1924 и прожили 47 лет. В бытность Хрущёва главой Московского гаркома на работу ездила на обычном трамвае, а секретарь парткома завода, где она трудилась, долго не знал, что Нина Петровна Кухарчук является женой Никиты Сергеевича. Женщина «идейных» нравственных принципов и твёрдого характера. Хружёв стал первым «вождём», которому посчастливилось выезжать заграницу в сопровождении супруги. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1965 году, когда Никита Сергеевич уже лишился всех постов. После смерти мужа жила на даче в Жуковке, в так называемом «вдовьем поселке». Жила одна. Дверь не запирала. Ей оставили пенсию 200 рублей — половину мужниных четырехсот, кремлевскую столовую, поликлинику, возможность вызывать машину.
«Мама была очень суровым и строгим человеком. Очень скрытным. Ничего о
себе не рассказывала, — вспоминает дочь Нины Петровны Рада Никитична
АДЖУБЕЙ, — у нее были суровые партийные принципы. Она была очень
способная, работоспособная, очень организованная и аккуратная. Свободно
говорила по-английски».
В газетном отчете о вечере будет сказано: «Комиссар отнюдь не счел себя
обязанным быть любезным с хозяевами и, жестоко раскритиковав кричавшие и
неэстетично рекламные приемы футуристов, их презрение к классикам, их
желание казаться анархистами во что бы то ни стало, …в заключение слегка
подсластил пилюлю, заметив, что искренность Маяковского может увлечь
массы и дать футуризму оттенок народности».
«12 лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского поэта, на
13-й — поэт встал и человека убил». Марина ЦВЕТАЕВА. В лагере начал свою литературную деятельность. «Повесть странного времени», удостоенная премии французского ПЕН-клуба «Свобода» (1969); «Встреча» (1970), «Гологор» (1974). В 1974-1975 — помощник составителя поездов на станции Очаково в Москве, в 1976-1978 — заместитель директора санэпидемстанции в Петушках (Владимирская обл.). С 1978 публикует в заграничном русском издательстве «Посев» рассказ «Вариант» (1978; герой — политический террорист), повести «Правила игры» (1978), роман «Расставание» (1981-1982). В 1982 Бородин был снова осужден за антисоветскую деятельность и приговорён к десяти годам заключения и пятилетней ссылке как «не вставший на путь исправления». В 1987 досрочно освобожден. В том же году был судим третий раз городским судом Калуги за отказ дать показания по делу диссидента Александра Гинзбурга, с которым был знаком. На этот раз наказание сократилось до сорока рублей штрафа. С началом «перестройки» Леонида Ивановича начинают публиковать на родине. Наряду с зарубежными премиями он получает отечественные (правительства Москвы, журналов «Юность» и «Наш современник», «Роман-газеты»). С 1992 Бородин — главный редактор журнала «Москва». Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, 20. Телефон 291-7110 Факс 291-0732. Лауреат премии, учреждённой Александром Солженицыным.
Одной из своих лучших повестей Леонид Иванович считает повесть о первой
любви — «Год чуда и печали».
источники в Интернете
\ по книгам и монографиям из частной библиотеки
Литератора
|