проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум


История текста, представленная именами, датами и событиями культурной (в частности, литературной) жизни текущего дня, как это видится герою лирической повести «Дневник Служителя Культа» — Максу Веберу*.
______________________
ваша помощь проекту!                             поиск

Сегодня в Ежедневнике: Грегори Изабелла Августа, Анна Ахматова, Юхан Бойер, Бомарше, Наум Вайман, Семен Петрович Гудзенко, Филип Дженнигс, Хью Ч. Клиффорд, Евгений Юрьевич Лукин, Герард Меркатор, Владимир Набоков, Пьер Паоло Пазолини, Александр Сергеевич Пушкин, Юлиан Пшибось, Сталин, Артур Ван Схендел, Антони Сыгетыньский, Лев Толстой, Василий Кириллович Тредиаковский, Джованни Баттиста Тьеполо, Алексей Иванович Фатьянов, Эннио Флайяно, Павел Флоренский, Кацусика Хокусай, Уинстон Черчилль, Дмитрий Шостакович.


5 марта

вчера  оглавление  завтра

5 марта

 
 

 СОБЫТИЕ ДНЯ:

 1901 — в «Церковных ведомостях» объявляется об отлучении Льва ТОЛСТОГО от Русской Православной Церкви. Решение об этом принято Святейшим Синодом 15(2) февраля и вызвало (вызывает ли до сих пор?) бурную полемику в обществе.

В решении Синода говорилось:

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской… Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит общения с нею… Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с ней. Посему свидетельствуя об отпадения его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины (2 Тим. 2,25)…».

 
И вот характерный для Льва Николаевича ответ:

«То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить Ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал все, что мог об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения… И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым».
 


по ст.ст. 20 февраля

Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570) и ученика его прп. Вассиана Муромского. Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342-344). Прп. Агафона, папы Римского (682).

______________________


приметы


Корнилий и Лев. Лев Катанский, Катальник.

Снег весной тает впервой.

Который раз встречаю в народных календарях упоминание о гляделках на падающую звезду. Первое было 2 марта — в день его (СТАЛИНА) болезни. Теперь вот… в день смерти. Что это? Только в моих представлениях такие совпадения?

Пишут, что на Льва Катанского (то есть сегодня) не принято глядеть на падающие звёзды. Худая примета заляжет в душу того, кто завидит падающую звезду. Простодушные, пренебрегающие старыми приметами, увидевшие падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел». «Кто в этот день заболеет — умрёт».

В этот день надо было изловчиться и взять у кузнеца огонь из горна. А кузнец-то ни огня, ни угольев из кузницы не давал: мол, чтобы кузница не остыла, чтобы работа на убыль не пошла. А уж если добыли огонь, то несли его в поле. Добытый тайно огонь, по народному поверью, как бы закрепляя союз земли, сохи и бороны, грел будущие всходы, отгонял от нивы скудость.
______________________


день-деньской

 

«Давай закурим, товарищ, по одной…» — эту популярнейшую в народе строчку многие уже пишут даже без кавычек. Ни у кого не вызывает сомнения, кто автор (Илья Львович Френкель) — а произведённое искусство всё равно, как говорится, принадлежит народу… Короче, за этим днём числится завоз табака в Европу. Хотя это и не совсем так. И Френкель вроде бы тут совсем не причём, хотя и умер этот великий поэт всеми забытый где-то в марте 1994 года. Теперь и дату уточнить не у кого. Зато разыскалось письмецо семилетнего Илюши, написанного им Максиму ГОРЬКОМУ в 1910 году: «Дорогой Максим ГОРЬКИЙ, все писатели русские умерли, только ты остался. Напиши мне сказку и пришли мне. Твой Илюша».

И пришёл такой ответ:

«Дорогой мой Илюша!

Да, ТОЛСТОЙ — человек — умер, но великий писатель — жив, он — навсегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги ТОЛСТОГО, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что ТОЛСТОЙ — бессмертен, он — с тобой и вот — дарит тебе часы наслаждения его искусством.

А ещё, Илюша, есть превосходнейший писатель Владимир КОРОЛЕНКО, и я советую тебе: попроси папу, пусть он прочитает вслух для тебя маленький рассказ КОРОЛЕНКО «Старый звонарь».

Благодарю тебя за письмо, посылаю тебе сказку («Утро» — прим.), как ты просил, и несколько открыток с видами Капри».

Всё в этот день крутится вокруг ТОЛСТОГО, хоть и дело наше табак!

В 1558 году медик Франсиско ФЕРНАНДЕС (Francisco FERNANDES) был послан королем Испании ФИЛИППОМ II в Мексику для изучения неизвестных европейцам растений и продуктов питания. В последствии среди прочего ФЕРНАНДЕС привёз и табачку на пробу.

 

Владимир НАБОКОВ

* * *
Что нужно сердцу моему,
чтоб быть счастливым? Так немного...
Люблю зверей, деревья, Бога,
и в полдень луч, и в полночь тьму.

И на краю небытия
скажу: где были огорченья?
Я пел, а если плакал я —
так лишь слезами восхищенья...

5 марта 1919
______________________

Герард МЕРКАТОР
события, истории, имена

1512 Герард МЕРКАТОР (MERCATOR) (— 2.12.1594), фламандский картограф, изобретатель самой распространенной ныне картографической проекции.

Карта Герарда Меркатора XVI век.
В центре легендарная Арктида Гиперборея. >>>


1696 Джованни Баттиста ТЬЕПОЛО (Giovanni Battista TIEPOLO) (5.03.1696, Венеция — 27.03.1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Представитель венецианской школы.

ТЬЕПОЛО был крупнейшим живописцем 18 века. Он пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов, избирался президентом венецианской АХ. В это время им были исполнены лучшие фресковые циклы в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, палаццо Лабиа в Венеции, в 50-е годы Джованни Баттиста Тьеполо, «Голова старика»написал важнейшие станковые произведения, «Триумф Амфитриды», находящийся в Дрезденской галерее, «Поклонение Волхвов» из старой пинакотеки в Мюнхене, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. Фрески и картины ТЬЕПОЛО с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством свето-воздушных эффектов, легкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового искусства. (Большая Советская Энциклопедия)

Джованни Баттиста Тьеполо, «Голова старика» >>>

Восемь полотен великого художника, последнего крупного представителя венецианской школы, хранятся в Эрмитаже.

Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ1703 Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ (5.03(22.02).1703 — 17.08.1768), писатель, придворный поэт при императрице АННЕ ИОАННОВНЕ, реформатор русского стихосложения, академик.

Величайших литературный первопроходец не только в культуре российской, но и в головах соплеменников. Архетип современного литератора, влияние которого на дальнейшую судьбу русской литературы сопоставимо разве что с архетипами Юнга. Правда, по традиции советской историографии первенство во всём и всюду отдаётся ЛОМОНОСОВУ. Василий ТРЕДИАКОВСКИЙ предстаёт этаким вздорным, хотя и не лишённым талантов, гусаком, которого к тому же постоянно преследовали жизненные неудачи.

Обратите внимание, что в российско-советской интерпретации Судьбы напрочь отсутствует элемент случайности и личного достоинства. То или иное представление о человеке ставят во главу истории или замарывают чернилами в зависимости от выбора «власть имеющих» — на что этот человек ей годится? У науки истории нет своей духовной концепции. Поэтому в силу вступают весьма сомнительные критерии, такие как происхождение (Василий Кириллович родился в семье священника), партийная и социальная дисциплина (почитание) и прочий номенклатурный бред. То, что российская история фальсифицирована, ни для кого не является секретом. Но эта фальсификация не является прерогативой большевиков. Об этом можно судить по тем историческим канонам, которое и нынешнее племя историков не спешит открестить в пользу простых и общечеловеческих истин: добро не всегда побеждает зло; любое событие представляется тем или иным автором, а не некой «достоверной правдой», за которую наука торопиться спрятать собственные, порой уж совсем нелепые суждения.

Не повезло ТРЕДИАКОВСКОМУ и с его личным временем.
http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=26065&a=f&idr=5  (биография)

* * *
Там всяк друг на друга злится,
Нет почести отцу, брату,
Ни князь, ниже царь не чтится;
Всяк хочет биться до мату.
Всяк не желает как смерти.
В ярости, в гневе, в подзоре,
Сам пропасть, иль друга стерти.
Там надо быть в смуте, в ссоре.
                                                   (1730)
 

А. С. ПУШКИН один из первых и, возможно, последний из поэтов посчитал, что о русском стихосложении ТРЕДИАКОВСКИЙ имел «обширнейшее понятие, нежели ЛОМОНОСОВ и СУМАРОКОВ».
 

Родился Василий Кириллович в Астрахани в семье священника. Служил в церкви, в 1723-26 гг. учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, в 1727-30 гг. — в Сорбонне. Перевод книги Поля Тальмана — «Езда в остров любви» (1730) со вставками собственных стихотворений, который стал и первым произведением на русском, написанном в светском тоне.

С 1732 г. работал переводчиком при Академии наук. О необходимости реформы в русском стихосложении написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Первая в истории России работа о фонетическом строе русской речи — «Разговор об ортографии» (1748).

Сборник «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою» (1752) посвящен теории поэтического перевода. В 1745-50 гг. ТРЕДИАКОВСКИЙ был академиком Петербургской Академии наук, читал лекции по теории и истории ораторского искусства.

ПЕСЕНКА, КОТОРУЮ Я СОЧИНИЛ, ЕЩЁ БУДУЧИ В МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ, НА МОЙ ВЫЕЗД В ЧУЖИЕ КРАИ

Весна катит,
Зиму валит,
И уж листик с древом шумит.
Поют птички
Со синички,
Хвостом машут и лисички.

Взрыты брозды,
Цветут грозды,
Кличет щеглик, свищут дрозды,
Льются воды,
И погоды;
Да ведь знатны нам походы.

Канат рвется,
Якорь бьется,
Знать, кораблик понесется.
Ну ж плынь спешно,
Не помешно,
Плыви смело, то успешно.

Ах! широки
И глубоки
Воды морски, разбьют боки.
Вось заставят,
Не оставят
Добры ветры и приставят.

Плюнь на суку
Морску скуку,
Держись черней, а знай штуку:
Стать отишно
И не пышно;
Так не будет волн и слышно.

                                             Весна 1726
 

Пройдут годы и ЛОМОНОСОВ (сын архангельского рыбака) язвительно напишет, что изжогою страдают все те, кому приходится «читать твои синички» и «вонючие лисички».
 

В историографии большое значение имел выполненный ТРЕДИАКОВСКИМ перевод «Древней истории» и «Римской истории» ректора Парижского университета Шарля РОЛЛЕНА (всего 26 т.). В истории философии ТРЕДИАКОВСКИЙ остался как переводчик и исследователь творчества Фр. БЭКОНА (перевел «Новую Атлантиду»).

Вонми, о небо! и реку,
Земля да слышит уст глаголы;
Как дождь я словом потеку,
И снидут как роса к цветку
Мои вещания на долы...

http://eldb.net/name/nm001123/  (произведения)
http://www.peoples.ru/art/literature/story/trediakovskiy/  (биография)

«Любопытство», Кацусика ХОКУСАЙ1760 Кацусика ХОКУСАЙ (— 10.05.1849), японский рисовальщик, мастер ксилографии. Около 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. У него было и порядка 50 псевдонимов, что свидетельствует о напряженном творческом поиске. Псевдонимы ХОКУСАЙ менялись с изменением стиля и характера творческой манеры. Сам себя называл стариком, помешанном на искусстве.

ХОКУСАЙ говорил, что родился в 50 лет, имея в виду, что обрел зрелость мастера только к этому времени. Но и в 76 лет он не был удовлетворён достигнутым: «Моя единственная цель — стать великим художником». Он писал о том, что его мастерство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам он сможет проникнуть в самую суть искусства. «В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду...».

<<< «Любопытство», Кацусика ХОКУСАЙ.

http://www.japantoday.ru/japanaz/k59.shtml  (биография)
http://www.yukimori.ru/index.php?page=item&sn=%CAO1010059&oldpage=books 
(Сборник «Манга» — хотя бы посмотреть!)

1774 — во дворе парижского Дворца правосудия королевским палачом сжигаются мемуары французского драматурга БОМАРШЕ о произволе судебных органов.

1833 — «крепостная любовь» А.С. ПУШКИНА Ольга КЛЮЧАЕВА пишет поэту: «О себе скажу, что я во обременении, и уже время подходит к разрешению, то осмелюсь вас просить, нельзя ли быть крестным». ПУШКИН ответит согласием. Речь идет о ребенке Ольги и управляющего имением.

1850 Антони СЫГЕТЫНЬСКИЙ (Antoni SYGIETYNSKI) (— 1923), польский литературный критик и прозаик — позитивист. Сотрудничал с журналом «Вендровец». Ввел в польскую литературу принципы натурализма. Исследовал творчество французских прозаиков — ФЛОБЕРА, ЗОЛЯ, ДОДЕ. Провозглашал культ художника, независимого от социальных обязательств. Критически относился к модернистским течениям в искусстве. Автор натуралистических романов «На скалах Кальвадоса» (1884), «Выбитый из седла» (1891).

1852 Грегори Изабелла АВГУСТА (Gregory AUGUSTA) (— 1932), ирландский драматург, деятель «Ирландского возрождения».

1866 Хью Ч. КЛИФФОРД (Hugh C(harles) CLIFFORD) (— 1941), английский писатель и государственный деятель, лорд, автор сборников «Крушение бога», «Еще один аспект молчания».

1872 Юхан БОЙЕР (Johan BOJER) (— 1959), норвежский писатель. Сын служанки, воспитывался в чужой семье, в ранней юности работал коммивояжером (продавал швейные машинки), переписчиком деловых бумаг. В своем первом значимом романе «Народное шествие» (1896) провёл идею о пагубности занятий политикой для простых людей. Сходные темы и морализаторская тенденция характерны и для последующих его романов «Вечная война» (1899) и «Мать Леа» (1900). Наиболее живыми в творческом наследии писателя остаются его «Поющий пленник» (роман, 1913), трактующий ту же тему, что и «Пер Гюнт» Ибсена, а также книги о жизни и труде рыбаков и матросов «Последний викинг» (1921) и «Люди у моря» (1929).

http://www.libfl.ru/win/writers/write973.html  (источник)

1874 Артур ван СХЕНДЕЛ (Arthur van SCHENDEL) (— 1946), нидерландский писатель-неоромантик. Наиболее известны его произведения на тему итальянского Средневековья, в частности роман «Влюбленный бродяга» (1904) — своего рода реакция на господствовавший в предшествовавшую литературную эпоху натурализм, к которому, однако, писатель возвращается в принесшем ему европейскую известность романе «Клипер «Иоганна Мария» (1930). В произведениях СХЕНДЕЛА преобладают настроения одиночества и меланхолии.

http://www.libfl.ru/win/writers/99/write99_3.html  (источник)

1901 Юлиан ПШИБОСЬ (Julian PRZYBOC) (— 1970), польский поэт. Окончил Ягеллонский университет (1924). Печататься начал с 1922. С 1923 как поэт и теоретик входил в группу «Краковский авангард», связанную с журналами «Стрелка» и «Линия». Стихи Ю. Пшибося, составившие сборники «Винты» (1925), «Обеими руками» (1926), «Свыше», явились максимально полным воплощением программы «Авангарда»: отказа от лирической «стихийности» и «субъективности»; понимание поэзии как особой языковой конструкции, отличной от иных форм словесного выражения. В годы второй мировой войны скрывался от немецкой оккупации, печатался в нелегальной прессе. После освобождения Польши — первый председатель Союза польских писателей, в 1947–1951 — посол в Швейцарии, в 1952–1955 — директор Ягеллонской библиотеки в Кракове. Автор сборников статей и эссе «Читая Мицкевича» (1956), «Смысл поэзии» (1963).

http://www.libfl.ru/win/writers/99/start.html  (источник)

1910 Эннио ФЛАЙЯНО, итальянский писатель и сценарист.

1919 Алексей Иванович ФАТЬЯНОВ (1919 — 1959), русский советский поэт, автор популярных песен: «Поет гармонь», «Соловьи».

Пьер Паоло ПАЗОЛИНИ1922 Пьер Паоло ПАЗОЛИНИ (Pier Paolo PASOLINI) (— 2.11.1975), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, философ, практик и теоретик, человек — эпоха. ПАЗОЛИНИ не только выдающийся художник, он и сам по себе — художество времени, в котором довелось жить его внутреннему герою. Он сочетал в себе с точки зрения «точных наук» и логики, казалось бы, далёкие друг от друга системы мышления и чувства. Он был католиком, коммунистом, гомосексуалистом и прочими перевоплощениями своего объёмного, творческого «я». Кто-то подсчитал, что только в течение 20 лет творческого пути он 33 раза подвергался судебным преследованиям за непристойность и богохульство. Девять его фильмов встретили серьезные препятствия со стороны цензуры. Он был одержим мыслью о смерти, и говорил, что только смерть дает смысл жизни, что только после смерти можно понять замыслы и величие человека. Его убили 2 ноября 1975 года на пляже в Остии. Весной 2005 года осужденный за убийство Пино Пелози, на процессе сознавшийся в содеянном, отказался от своего признания, заявив, что боялся в то время сказать правду. Ближайший друг Сержио Читти говорил, что ПАЗОЛИНИ убили власти.

Пьер окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу и язык. В 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе». В 1950-м переезжает в Рим. Пишет стихи — сборник «Прах Грамши» (1957), выступает как исследователь религиозной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», («Оффичина»), пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959) — о жизни деклассированной молодежи римских окраин, впоследствии экранизированные другими режиссерами. Романы стали поводом для процесса по обвинению в порнографии. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов. С начала 1960-х дебютирует как режиссер. Первыми своими фильмами как бы показал причастность к традициям неореализма. Однако очень быстро вышел на экстремальный и собственный путь в искусстве, оказавшись духовным учителем для целого поколения. «Евангелие от Матфея», «Декамерон», «Салo, или 120 дней Содома» — это лишь самый краткий перечень созданных им шедевров. В Советском союзе его творчество оказалось под запретом и недоступным даже для тех профессионалов, которым по долгу службы позволялись закрытые «просмотры» Госфильмофонда. Примечательно, что ПАЗОЛИНИ предлагал роль Христа в фильме «Евангелие от Матфея» поэту Евгению Евтушенко. На что один из руководителей тогдашнего Госкино заметил: «Если Евтушенко сыграет роль Христа, то мне придется сыграть роль Пилата».

http://www.svoboda.org/ll/cult/1105/ll.110205-5.asp  («Свобода»)
http://www.kinomag.ru/author-auz337.html  (биография)
http://www.vavilon.ru/textonly/issue13/pasolini.html  (психология)

1922 Семен Петрович ГУДЗЕНКО (1922 — 1953), русский поэт. Сборники «Однополчане» (1944), «После марша» (1947) — это мысли и чувства того самого поколения, которому довелось со школьной скамьи уйти на фронт.

Семен Петрович ГУДЗЕНКО* * *

Я был пехотой в поле чистом,
в грязи окопной и в огне.
Я стал армейским журналистом
в последний год на той войне.

Но если снова воевать...
Таков уже закон:
пускай меня пошлют опять
в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин
хотя бы треть пути,
потом могу я с тех вершин
в поэзию сойти.
Действующая армия, 1943-1944

* * *

Я пришел в шинели жестко-серой,
выданной к победному концу,
юный, получивший полной мерой
все, что полагается бойцу.
Для меня весна постлала травы,
опушила зеленью сады,
но опять из-за военной травмы
побывал я на краю беды.
Сон мой был то беспробудно жуток,
то был чутче гаснущей свечи,
жизнь мою спасали много суток
в белом, как десантники, врачи.
На Большую землю выносили
сквозь больницы глушь и белизну,
словно по завьюженной России,
первою зимою, в ту войну.
Смерть, как и тогда, стояла рядом,
стыл вокруг пустынный, черствый снег,
кто-то тихо бредил Сталинградом,
звал бойцов, просился на ночлег.
Все мои соседи по палате,
в белоснежных, девственных бинтах,
были и в десанте, и в блокаде,
и в других неласковых местах.
Мы врага такого одолели —
никому б его не одолеть,
на войне ни разу не болели,
а теперь случилось заболеть...

                                       весна 1952 года
 

«Поэзия — честность, настоянная на страстности. Если не задыхаешься в любви и горе, стихов не пиши».

http://litera.ru/stixiya/authors/gudzenko.html  (всё о поэте)

1923 — ЛЕНИН поручает ТРОЦКОМУ защитить грузинских коммунистов от обвинений СТАЛИНА.

1930 — датский артист Эйнар ВЕГЕНЕР (Einar WEGENER) делает операцию по изменению пола в Берлине, превращаясь в сопрано. Он превращается в Лили ЭЛБЕ (Lili ELBE) и ему имплантируют яичники. Тем не менее, спекуляции на том, что Вегенер якобы был фактически гермафродитом, приведут к тому, что пальма первенства в изменении пола будет принадлежать Кристине ДЖОРГЕНСОН (Christine JORGENSON).

1942 — в Куйбышеве впервые исполняется Седьмая симфония Дмитрия ШОСТАКОВИЧА, которая получит название Ленинградской. Дирижирует С. САМОСУД. 29 марта она будет исполнена в Москве, 22 июня — в Лондоне и Ташкенте, 9 июля — в Новосибирске, 19 июля — в Нью-Йорке под управлением ТОСКАНИНИ. После концерта в Нью-Йорке Тосканини назовет ее «интернациональным символом борьбы против фашизма», а писатель Эрскин КОЛДУЭЛЛ напишет в газете «Ивнинг рекорд»: «Какой черт может победить народ, который способен создать музыку, подобной этой». Но самое знаменитое исполнение Ленинградской симфонии состоится в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, когда за дирижерским пультом будет стоять Карл Ильич ЭЛИАСБЕРГ.

1946 Филип ДЖЕННИГС (Phillip C. JENNINGS), американский писатель, автор романа «Башня на небе», сборника «Хроника жизни «багов».

1946 — Выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури, США), Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ произносит ставшими историческими слова «От Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес» (начало холодной войны). Впервые этот образ использовала бельгийская королева Елизавета, говоря о наступлении немцев в 1914 году: «Теперь между Германией и мною как бы упал железный занавес».

1947 Наум ВАЙМАН, российский писатель.

Окончил московский институт связи. Работал на Московском электромеханическом заводе (1970-75), Куйбышевском телефонном узле (1975-78). В феврале 1978 эмигрировал в Израиль. Автор стихотворных книг: «Из осени в осень» (1978), «Стихотворения» (1989), «Левант» (1994); книги дневниково-философской прозы «Ханаанские хроники. Роман в шести тетрадях» (2000).

http://bookz.ru/authors/vaiman-naum.html  (произведения)

1950 Евгений Юрьевич ЛУКИН, русский писатель, автор сборников «Когда отступают ангелы», «Сокрушитель», «Там, за Ахероном», «Разбойничья злая луна», «Катали мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга» (ранние произведения — в соавторстве с Л. ЛУКИНОЙ).

Родился в Оренбурге. Учился на филологическом факультете Туркменского университета, затем Оренбургского педагогического института. Окончил Волгоградский педагогический институт (1972). Работал учителем в сельской школе (1972-73), на заводе «Красный Октябрь» (1975-76), в газете «Волгоградская правда» (1980-90), ответственным секретарём журнала «Нева» (1990-92), в фирме «Росинвест». Член СП России с 1992 года.

http://eldb.net/name/nm000397/ (произведения)

1953 — «Бюллетень о состоянии здоровья тов. И.В. СТАЛИНА на 2 часа 5 марта 1953 г.
В истекшие сутки состояние здоровья И. В. СТАЛИНА оставалось тяжелым.
Развившееся, в ночь на второе марта, на почве гипертонической болезни и атеросклероза, кровоизлияние в мозг, в его левое полушарие, привело, наряду с правосторонним параличом конечностей и потерей сознания, к поражению стволовой части мозга с расстройством важнейших функций — дыхания и кровообращения.
В течение ночи на 4-ое марта нарушения дыхания и кровообращения продолжались. Наибольшие изменения наблюдались со стороны дыхательной функции: участились явления периодического (т. н. Чейн-Стоксова) дыхания».

Из воспоминаний математика Юрия ГАСТЕВА. В марте 53 ему было 25 лет, и он уже отсидел 4 года в лагере, куда попал как «член антисоветской организации».
«...Слушаем мы 5 марта с утра радио. Каждый в свой угол уставился (упаси Бог комментировать!) ... А Левитан эту первую утреннюю передачу на такой церемониальной ноте начал, что будто вот-вот салют объявит в честь взятия Казани или снижение цен: «За прошедшую ночь в здоровье товарища Сталина наступило серьезное у-худ-ше-ние!» (Я вздрогнул малость, но сдержал себя) «Несмотря на интенсивное кислородное и медикаментозное лечение (голос диктора все крепнет) наступило ЧЕЙН-СТОКСОВО ДЫХАНИЕ!»
Смотрю, мой Василий Алексеич, такой всегда сдержанный, воспитанный, голоса не повысит, аж вскочил: «Юра, — говорит, пора сбегать!... Я ведь как ни как врач. Дипломированный! Знаю, что говорю! Чейн Стокс — парень исключительно надежный, ни разу не подвел!»...»

Из докладной записки министра государственной безопасности СССР Игнатьева.
Товарищам Маленкову Г.М., Берия Л.П., Булганину Н.А., Хрущеву Н.С.
5 марта 1953 г.
Докладываем Вам о реагировании военнослужащих и вольнонаемных Советской Армии и Военно-Морского Флота на болезнь т. И.В. Сталина.
Офицер штаба Московского военного округа, полковник: «В моей семье это сообщение воспринято как тяжелое горе, постигшее нашу страну». (...)
Начальник штаба Московского военного округа, полковник: «Как же так, не уберегли т. Сталина, нужно было лучше его сохранять».
Вольнонаемная работница штаба ВВС Московского военного округа: «В тяжелой болезни т. Сталина виноваты те же врачи-убийцы. Это, видимо, они и т. Сталину давали отравляющие лекарства замедленного действия». (...)
Заведующий столовой в мотострелковой дивизии, старшина: «Заболел тяжело, можно через три дня ожидать ... Тогда некому будет и жаловаться. Сейчас чуть что получится, говорят: «Товарищу Сталину пожалуемся», а тогда некому будет».(...)
Машинистка штаба мотострелковой дивизии: «Как-то боязно. После его смерти кто будет на его месте? (...) Встанет кто-нибудь на его пост, а потом окажется врагом народа. А что если будет война? Сейчас самый удобный момент к этому, тем более, что зима кончается, а война всегда начинается летом». (...)
Полковник в отставке, еврей, член КПСС: «Судя по тону сообщения — это конец. Сейчас в ЦК КПСС начнутся раздоры и взаимная борьба за власть (...)»
Начальник клуба артиллерийской базы: «Туда и дорога». (Дано указание документировать и арестовать).
Солдат бронетанкового склада: «Сталин долго не протянет, да это даже лучше. Посмотрите, как все сразу изменится». (Проводится оперативное расследование)....

5 марта в 8 вечера
Из протокола совместного заседания пленума Центрального Комитета КПСС, Совета министров Союза ССР и Президиума верховного Совета СССР:
«Товарищ Берия говорит, что Бюро Президиума ЦК тщательно обсудило создавшуюся обстановку в нашей стране, в связи с тем, что в руководстве партии и страной отсутствует товарищ Сталин. Бюро Президиума ЦК считает необходимым теперь же назначить Председателя Совета Министров СССР. Бюро вносит предложение назначить Председателем Совета Министров СССР товарища Маленкова. Кандидатура товарища Маленкова выдвигается членами Бюро единодушно и единогласно. Мы уверены: вы разделите это мнение о том, что в переживаемое нашей партией и страной время у нас может быть только одна кандидатура на пост Председателя Совета Министров СССР — кандидатура товарища Маленкова.»
(Многочисленные возгласы с мест: «Правильно! Утвердить!»)

1953 — На даче в Кунцеве в 21 час 50 минут в возрасте 73 лет от кровоизлияния в мозг умирает СТАЛИН.

1956 — Президиум ЦК КПСС постановляет ознакомить всех коммунистов и комсомольцев с докладом Н. ХРУЩЕВА о культе личности СТАЛИНА.

1958 — основывается город ЗЕЛЕНОГРАД (город-спутник МОСКВЫ).

1959 П.А. ФЛОРЕНСКИЙ вторично реабилитируется постановлением Архангельского областного суда.

1960 — Фотограф Альберто КОРДА делает фотографию Че ГЕВАРЫ, которая разойдется по всему миру (сам фотограф не получит за нее ни копейки).

1971 — в белфастовском Ulster Hall впервые в живом исполнении звучит Stairway To Heaven Led Zeppelin.

2006 — в 40-ю годовщину со дня смерти Анны АХМАТОВОЙ в саду у Фонтанного дома, где располагается её музей, открыт памятник.

Монумент, который является даром директора музея «Исаакиевский собор» Николая Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Анны Андреевны. Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов: «Тень моя на стенах твоих».

Авторы памятника — архитекторы Вячеслав БУХАЕВ, скульпторы Антон ИВАНОВ и Марлен ЦХАДАДЗЕ.

Сам музей Ахматовой, расположенный во флигеле Шереметьевского дворца, открылся в 1989 году, к столетию со дня её рождения.

кадр Первого канала
 

вчера  оглавление  завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора


©  Макс Вебер / гостевая книга / форум