проект: Литератор >> Дневник служителя культа >> почта / гостевая книга / форум


Сегодня в Ежедневнике: ..............................


литературный ежедневник представлен именами, датами и событиями текущего дня, как это видится герою лирической повести "Дневник Служителя Культа" — Максу Веберу*

помогите проекту

поиск по сайту

факультет

Пророк Михей

вчера  оглавление  завтра

18 января

 
 

 СОБЫТИЕ ДНЯ:
 

Сочельник Богоявления
 

Канун дня Крещения Господа Бога или Богоявления, называется сочельником. Церковь установила в этот день строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива (пищу на растительном масле).

Особенность Богослужения этого праздника составляет великое освящение воды, совершаемое в сочельник, после литургии.

В церквах, которые близко расположены к естественным источникам воды, водосвятие происходит на реках и озерах.

Священнослужители выходят крестным ходом, называемым ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане.
 

День памяти Пророка Михея          

Пророку Михею принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот. Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он «мир» 
 

по ст.ст. 5 января
 
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный.
Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.). Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470). Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI). Прп. Григория Критского (ок. 820).
______________________


приметы

 

Крещенский вечер, Канун Богоявления, Голодная кутья, Второй Сочельник
 

В этот день всегда случается нечто. В пустоте, невидимой внутренней пустоте вдруг загорается ясный огонёк. Но кто может ждать, когда день и ночь так звонко гудят проводами нервов? Кто сможет удержать его хотя бы взглядом в мельтешащей толпе, на самом сквозняке холодного времени? Он дрожит, он вот-вот скроется. И чем больше ты нервничает, чем сильнее желание приблизиться к нему, тем всё слабее связывающий вас лучик, тем всё изнурительно задорнее и крикливее жизнь вокруг. Он погаснет с твоей последней отчаянной нотой, в самом центре померкнувшей вселенной. Потом только шорохи и скрипы в темноте. Жизнь наугад, от случая к случаю, когда и случаться, стало быть, нечему.

Замри. Послушайся своего сердца. Взгляни на себя как бы со стороны. Не пытайся удержать невидимое. Просто взгляни на себя существом этого пылкого странника. И замри. Теплее?
 

В этот день надлежит держать строгий пост и есть только сочиво: постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья.
Накануне Крещения мелом рисуют кресты на стенах, дверях, притолоках своего дома. На Крещение идут на реку, к озеру, к пруду, к любому естественному источнику за водой. Есть поверье, что ближе к полночи (минут за десять до и после) вода в реках колышется — Христос купается. Также, чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и внимательно наблюдали. Действительно, если колыхнётся вода в полночь (с 18 января на 19), то бежали смотреть «разверстые небеса». При этом говорили: «Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Все исполнится».
 

Воду набирают молча и уносят от вододатия до самого дома, не оглядываясь. Воду тщательно оберегают, потому как из всех вод «Богоявленская» — самая целебная.
Снегом, собранным в Крещенский вечер, исцеляли недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго хранить. Если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нём весь год не пересохнет и не испортится. Крещенской водой окропляют ульи во время собирания роев.

Собирают снег для беления холстов, для бани.

В крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не назначено, остаются сухими. Потому выставляют на ночь разное зерно в чашках и утром смотрят, на которое из них пал иней – тому и родиться.
 

В ночь накануне (то есть с 17 января на 18) всё ёщё ходят ряженые вокруг деревни, горящие головни носят. Медвежьей лапой во всякое окошко стучат. Продолжаются гаданья, которые к этому дню приобрели особенную силу. Если девушке надобно узнать о суженом-ряженом, то если красную ленту и гребень положить под подушку и спросить: «Кто придет меня причесать?» — обязательно покажется во сне. И уж по тому, как Он будет волосы причесывать: драть ли? ласково ли плести? аль за косу вздумает таскать?! — смекали девушки, каков Он норовом.
 

Начало знаменитых крещенских морозов (увы, не в 2007 году). Если утром идёт снег — хлеб уродится хороший. На Голодную кутью был снег — будет гречка. Если в Крещенскую ночь небо чистое — будет много гороха. Если в Крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший. Если в ночь на Крещение на деревьях много инея, год будет урожайным. Полный месяц на Крещенский сочельник — к большому разливу. Если в этот день будет метель — то же самое будет и на масленице; если в этот день будут сильные ветры с юга — то будет лето грозное. Если на Голодную кутью метель, пчелы будут хорошо роиться. «Яркие крещенские звезды породят белые ярки». «Если звезд не видно — грибы родятся».
______________________


день-деньской

 

В 1825 году в Москве состоялось торжественное открытие Большого Петровского театра. Архитектор — Осип Иванович Бове.

19-летний Михаил Юрьевич Лермонтов писал в 1833 году в «Панораме Москвы»: «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон».

Помимо своего прямого назначения театр предназначался для проведения всевозможных маскарадов и балов. Для таких мероприятий пол партера поднимался до высоты самой сцены.

 

В 1925 году вышел первый номер литературно-художественного журнала «Новый мир», созданный по предложению Ю.М. Стеклова, редактора газеты «Известия». Совместно с А.В. Луначарским они вместе и осуществляли руководство новым изданием. Ответственным секретарём был писатель Ф. В. Гладков.

Впоследствии журналом руководили В.Полонский, И.М. Гронский, В.П. Ставский, В.Р. Щербина, а после войны на посту главного редактора были такие известные литераторы, как К.М. Симонов и А.Т. Твардовский. После Александра Трифоновича журнал возглавляли В.А. Косолапов, С.С. Наровчатов, В.В. Карпов, а с 1986 года его впервые возглавил беспартийный писатель — известный прозаик Сергей Павлович Залыгин. При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров!

Нынешний учредитель и издатель — «Редакция журнала "Новый мир"» (президент — А. Василевский). Объём — 240—256 полос. Тираж в 2003 г. — 96 000 экземпляров. На страницах журнала продолжают публиковаться художественная проза, стихи, очерки, общественно-политическая, экономическая, социально-нравственная, историческая публицистика, мемуары, литературно-критические, культурологические, философские материалы.

Журнальный зал "Нового Мира"

 

Анна АХМАТОВА

СОНЕТ

Совсем не тот таинственный художник,
Избороздивший Гофмановы сны, —
Из той далекой и чужой весны
Мне чудится смиренный подорожник.

Он всюду рос, им город зеленел,
Он украшал широкие ступени,
И с факелом свободных песнопений
Психея возвращалась в мой придел.

А в глубине четвертого двора
Под деревом плясала детвора
В восторге от шарманки одноногой,

И била жизнь во все колокола…
А бешеная кровь меня к тебе вела
Сужденной всем, единственной дорогой.

18 января 1941, Ленинград

______________________


события, истории, имена

.....................
 

 

вчера  оглавление  завтра


источники в Интернете \ по книгам и монографиям из частной библиотеки Литератора

 ©  Макс Вебер / гостевая книга / форум 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100